21 ноября в Большом зале
консерватории прошёл 6-й концерт международного фестиваля «Посвящение Берте
Маранц». На этот раз выступала Заслуженная артистка России, профессор Белла
Абрамовна Альтерман. В концерте приняли участие и студенты класса Беллы Абрамовны
Т.Горбунова, А.Жаркова, Е.Чернова, М.Одиноков и Н.Гордеева, а также выпускники
- О.Вишневская, А.Богданович, К.Блинцовская.
Ни для кого не секрет,
что ученики Беллы Абрамовны - одни из самых сильных студентов в консерватории,
и имя их педагога стало, пожалуй, таким же знаком качества, как и имя самой
Берты Маранц. Учиться у педагога такого уровня столь же интересно, сколь и
ответственно. Свой статус студенты смогли с успехом подтвердить на концерте.
Каждый из выступавших показал такое мастерское владение инструментом, что,
кажется, каждому из них всё под силу. А если к этому добавить огромный
темперамент, яркую подачу произведения и желание полностью выложиться на сцене,
то становится понятным, почему, когда объявляют «ученик класса Б.А.Альтерман»,
- это звучит гордо.
Пожелать студентам
можно только одного – большего проявления собственной индивидуальности,
неповторимости исполнения. К сожалению, не у всех учащихся в консерватории дело
доходит до такой степени владения материалом, чтобы разговор с педагогом пошёл
по этой стезе. Радует уже то, что такие студенты вообще есть.
У всех выступавших
была одна весьма положительная черта – всё очень стабильно, верно и крепко
выучено, но порой эта самая выученность и играла с ними злую шутку.
Т.Горбуновой, исполнявшей «Бабочек» Р.Шумана, хорошо удалось воплотить
лирические образы цикла, но если бы она ещё и добавила «нерва» к
флорестановским образам, наверное, интерпретация от этого только выиграла бы.
Несколько разочаровало
выступление А.Жарковой. «Венгерская рапсодия №15» Листа («Ракоци-марш») даёт
возможность блеснуть виртуозными данными (которых у Алёны предостаточно),
сыграть так, чтобы у слушателя захватывало дух. Раньше в игре Алёны был этот
азарт, поэтому было странно слышать как будто некоторую осторожность.
Неизвестно, чем она вызвана, но вопрос остаётся вопросом: «куда ты удаль
прежняя девалась»?
Действительно
прекрасно выступила Е.Чернова с «Токкатой Соль мажор» Баха. Была в ее игре и
ясная полифония, и глубина мысли. Но более всего привлекало то, что есть не у
каждого, и оттого особенно ценно – магнетизм исполнения и словно
концентрированный, округлый звук.
Среди пианистов
существует негласный список произведений, которые берутся играть только
избранные. Среди них и «Ундина» Равеля, которую сыграла Н.Гордеева. Создалось
впечатление, что в её игре всё выверено до мельчайших подробностей, а
трудностей как таковых просто не существует – наверное, оттого и искрилась,
звенела «Ундина» серебристым дождём.
Сама же Белла
Абрамовна открывала первое отделение 26-й сонатой Л.Бетховена. Следует отметить
ясность ее исполнения, глубокую погружённость в музыку «последнего классика и
первого романтика» и мягкость туше, очевидно, перенятые от Б.С.Маранц. Но
чувствовалось и волнение перед зрителем. Сочинения Бетховена и Брамса
прозвучали просто великолепно, да и сам облик пианистки за роялем словно
излучал теплоту.
Думается, не случайно
оба отделения завершались произведениями Рахманинова: первое - тремя прелюдиями
(А.Богданович), второе – 1-ой частью 2-го концерта (К.Блинцовская). Но до чего
же различны две пианистки: насколько сурово, сдержанно прозвучали прелюдии у
А.Богданович, настолько экспрессивной, взволнованной была игра К.Блинцовской.
Что ж, остаётся
пожелать всем участникам успехов в дальнейшем совершенствовании мастерства, а
Белле Абрамовне – крепкого здоровья и способных, трудолюбивых учеников, из
которых она будет продолжать воспитывать настоящих профессионалов.
арт-журналист I
курса ФДО ННГК
Надежда Тинякова
|