28 октября состоялся первый концерт цикла ARTIS + ARS MOBILE, в котором прозвучала музыка П.Чайковского и
современного московского композитора Михаила Броннера. На премьере сочинений «Страсти по Иуде» и
«Врата небес» присутствовал сам автор М.Броннер. Гостем и участником программы
также стал молодой дирижёр из Финляндии Юкка-Пекка Куусела, впервые посетивший
Нижний Новгород.
Концерт открывал секстет
П.И.Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Исполнителям удалось тонко передать
лирическое настроение этого произведения, не лишенного, впрочем, и черт
драматизма, связанных с печалью о несбывшейся мечте. Секстет позвучал скорее не
как воспоминание, а как глубоко личное размышление, пропущенное через самое
сердце.
Во втором отделении
звучала музыка Михаила Броннера. М.Броннер - выпускник Московской
консерватории, автор более ста сочинений различных жанров. Своим главным
детищем композитор считает «Еврейский реквием», премьера которого состоялась в
Германии в 1994 году.
«Страсти по Иуде»
поразили почти физической передачей ощущения отчуждения, холода. Сольная партия
баяна в исполнении Ю.Гуревича, излучала целую гамму острых переживаний главного
персонажа - страх, смятение, отрешённость от всего мира. Необычное размещение
солиста (Ю.Гуревич немного возвышался над оркестром за счёт специального
подиума) явно работало на авторскую концепцию. Подиум отгораживал баяниста –
творца образа Иуды – от «осуждающих предателя» струнных, но и одновременно,
фокусировал на нем внимание.
Михаил Броннер о создании «Страстей по Иуде»: «Единственное
завоевание моей жизни - писать то, что мне интересно. Я абсолютно свободен. Это сочинение было ни
кем не заказано. Меня всегда интересовали сюжеты Библии, у меня есть много
сочинений, связанных этой книгой: «Страсти по Иуде», «Время Каина», «Авраам и
Исаак», «Адам и Ева», «Содом и Гоморра». Текст «Евангелия от Иуды» был найден
давно, но перевели и опубликовали его только в 2006 году. Я написал своё
сочинение за 7 лет до появления этого апокрифа».
В завершавшем концерт
сочинении Броннера «Врата небес» (как и в секстете Чайковского) царствуют
струнные. Они звучат здесь
подобно мощному, и, в то же время, нежному хору человеческих голосов, взывающих
к небу, далёкому от земной суетности, распрей и печали. Эта музыка наводит на
мысль, что над всеми вечными истинами витает любовь - неземная, запредельная,
вне мирских чувств и душевного смятения. Та самая любовь, которая возвращает
человеку веру в смысл Бытия. «Врата небес» контрастны «Страстям по Иуде», но в
то же время, по-своему продолжают их, ещё раз доказывая, что Добра без Зла быть
не может. Композитору, безусловно, удалось заставить слушателя испытать сильное
эмоциональное воздействие.
Михаил
Броннер о замысле сочинения: «Врата небес» - это тоже книжное название. Оно неоднократно встречается в Ветхом и Новом
Завете. «Страсти по Иуде» - одно из самых трагических и ужасных по ощущению:
одиночество, ужас, безысходность. «Врата небес», наоборот, одно из самых тёплых
моих сочинений. В них автор пытается заставить слушателя слушать и чувствовать
в определённом направлении, ему одинаково дороги и согласие и несогласие
слушателя. Весной состав ARTIS+ARS MOBILE играли сочинение «Адам и Ева», это
было первое их исполнение музыки Броннера. После этого Ю.Гуревич и С.Пропищан
решили сыграть каждый по большому сочинению. «Сочинения противоположного
смысла, но для меня важно и то и другое сочинение».
Финский дирижер Юкка-Пекка Куусела - выпускник Российской Академии музыки
им.Гнесеных по дирижированию и баяну. В списке его гастрольных выступлений значатся многие города Европы. Как
дирижёр он работает с организованным им финско-российском симфоническом
оркестром, а также выступает с оркестрами многих городов, в том числе Венгрии,
Скандинавии, северо-запада России, Татарстана. Ю.Куусела сотрудничает со многими
современными композиторами и исполнителями.
После концерта дирижер
любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.
- Почему Вы выбрали обучение в России?
- По двум причинам. Можно
учиться одновременно исполнительству и дирижированию, и, кроме того, только в
Москве я мог получить всё, чему хотел научиться. Это Юрий Симонов по
дирижированию и Фридрих Липс по баяну.
- Что Вы получили, обучаясь у нас?
- Думаю, что получил
очень глубокую и искреннюю традицию. Если здесь ты попадаешь «в хорошие руки», то, как
говорится, это - больше, чем жизнь.
- В каких городах России Вы выступали?
- В Москве, Мурманске,
Петрозаводске, Вологде, Череповце, Туле, Челябинске.
- Как состоялась Ваша поездка в Нижний?
- В Туле я познакомился с
замечательным нижегородским профессором Виктором Ивановичем Голубничим. Мы оба
сидели в жюри на конкурсе. И там я рассказал о себе. Идея поездки принадлежит
ему. Сейчас у нас сложилась очень хорошая дружба.
- Занимаетесь ли Вы сейчас исполнительством?
- Да. Летом музыку
Михаила Броннера буду впервые исполнять в Париже.
- А какой профессии отдаёте предпочтение?
- Дирижированию, но и
играю в камерном ансамбле.
- Как Вам нижегородский оркестр?
- Очень приятный,
симпатичный состав. Там играют люди, которые хотят играть. Это редкое и очень
хорошее качество музыкантов. Они выкладываются, легко воспринимают нового
дирижера. С ними очень приятно работать. Хорошие музыканты. Хотел бы в скором
будущем снова встретиться с вашим оркестром, публикой, профессорами и
студентами.
- Отличаются ли российские исполнители от финских?
- Конечно! Хорошие
исполнители хороши везде, но здесь мне пришлось встретиться с очень чуткими,
эмоционально отзывчивыми музыкантами. Они лучше реагируют на руки дирижера, и
это мне нравится.
Полная отдача исполнителей и дирижёра увенчалась успехом. Надо сказать, что главную роль в этом сыграли
солисты - Юрий Гуревич и София Пропищан. Они мастерски преподнесли слушателю
эмоциональный заряд, с помощью которого слушатель попадает в бездну
размышлений. Отрадно, что и Михаил Броннер достиг желаемой цели: слушатель
слушал и чувствовал в желаемом композитором направлении. Зрители долго не
покидали зал, вновь и вновь одаривая создателей этого яркого, красивого
концерта аплодисментами. А покидали его, надолго сохраняя в себе новую, необычайно
интересную музыку!
арт-журналист I курса ФДО ННГК
Елена Желудкова
|