на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Первый, и надеемся не последний... или спор без окончания

Имя Г.И. Козловой в консерватории известно многим – как студентам, так и преподавателям. Поднимаясь на второй этаж, на пути к Большому залу вы невольно обращаете внимание на портрет красивой женщины с устремлённым на вас мягким взглядом... Человек, чьё имя не только звучит в устах её учеников, но и живёт в стенах органного 31 класса. Место, которое, как отмечают, священное до сих пор. Класс, с царящей атмосферой чего-то очень высокого и чистого.

Галина Ивановна - человек, у которого на первом месте в жизни была музыка. Создательница органной кафедры в Нижнем Новгороде с 1960 года, когда в консерватории был установлен орган, воспитала множество учеников. Создала собственную школу преподавания. Учила и училась сама.

Фестиваль стал музыкальным приношением учеников и друзей Галине Ивановне Козловой. В нём приняли участие Александр Князев, Наталия Зандер, приехавшая специально из Германии, Татьяна Бочкова и София Пропищан.

Идея проведения фестиваля принадлежит ученику Галины Ивановны Александру Князеву и профессору нашей консерватории Софии Пропищан.

Первый концерт

Все дни фестиваля на сцене звучал только Иоганн Себастьян Бах. Александр Князев блестяще открыл фестиваль виолончельными сольными сюитами! Виртуозное владение инструментом, небывалая сила звука, свобода движения, пластика рук Александра покорили всех. Каждая из частей сюиты напоминала главу из книги, пересказывая которую, виолончелист напоминал вдохновенного и пылкого рассказчика! Это было то «редкое» прочтение Баха, который не только размышляет, но и эмоционально сопереживает повествованию…

Редко, кто из исполнителей берётся за столь трудную задачу - в один вечер исполнить все шесть сюит.

Когда-то, в далёком 1988 году, Александр, уже виолончелист с мировым именем, лауреат конкурса Чайковского, пришёл к Галине Ивановне с просьбой принять его в качестве ученика в органный класс. Это желание играть на органе сохранилось до сих пор, не смотря на активную виолончельную деятельность.

Александр прибыл на фестиваль буквально, как Чацкий с корабля на бал, сразу после сложных гастролей во Франции. И в роли главного героя выступил не только как организатор, но и как участник - исполнитель на виолончели и органе - всех прошедших концертов. А их было четыре. И сразу оговоримся, что не всё было гладко. Что Александр и сам отмечает в интервью, которое любезно согласился дать:

- Фестиваль получился несколько скомканным. Виолончель для меня - инструмент номер один. На органе я пытаюсь создать что-то новое, но получается то хуже, то лучше, чаще хуже… А так как моя виолончельная карьера пока возрастает, времени для занятий на органе гораздо меньше…

Второй концерт

Третьего ноября на сцене встретились Александр Князев и София Пропищан. Ну, и что, скажете вы? Оба струнники, оба признанные музыканты. Интрига - в их совершенно противоположных взглядах на манеру исполнения музыки Баха. Ведь если София Пропищан придерживается аутентичной манеры игры барочной музыки, то Александр Князев исполняет Баха по-своему, романтично. В этом, вероятно, и кроется причина их недостаточно органичного дуэта.

А.Князев: Существует некая война между аутентичными и классическими исполни-телями. И мне не понятно, почему это происходит… (Хотя то, что происходило на нашей сцене, войной назвать сложно. Скорее это была не очень удачная попытка найти общий музыкальный язык) …Я, если честно, аутентичную манеру не понимаю. Она кажется музейной. Сейчас в XXI веке пытаться воспроизводить то, что было в XVIII? Вот если бы снимался фильм о том, как играли музыканты в XVIII веке, тогда в этом был бы смысл. Ведь эволюционирует всё. И, понимаете, играть на старинных инструментах, всё равно, что ездить на машинах, выпущенных в начале XX века. И многие разделяют эту точку зрения.

Третий концерт

5 ноября прозвучали «Хоральные прелюдии» в исполнении Татьяны Бочковой. Ее игра была по-барочному стильной, в противовес романтической игре Александра Князева. Полифонические голоса прослушивались очень рельефно благодаря точной регистровке, строгости и возвышенности звучания.

Дует Александра Князева и Наталии Зандер во втором отделении оказался также с ноткой стилевого конфликта. Сонаты для виолончели и органа ещё раз показали лидерство солиста Александра Князева, а партия органа, вопреки полифоническому стилю, оказалась в этом дуэте вытеснена на второй план. При таком исполнении ансамбля явно не получилось. Наталья Зандер аккуратно и точно аккомпанировала Александру, не сбивая напевную мелодию виолончели, хотя, надо отдать ей должное, уверенно справлялась с весьма сложными партиями органа, в том числе и в нижнем (ножном) регистре.

Как показал этот концерт, выдающийся солист – не всегда выдающийся ансамблист.

Четвёртый концерт

В заключительном концерте фестиваля 7 ноября Александр Князев выступил как органист, исполнив «Искусство фуги» Баха. Сложная полифоническая техника с устремлёнными мелодическими линиями-нитями, которые окутывали слушателя тёплой музыкальной тканью. Наверное, многих слушателей в те минуты захватила благоговейная торжественность музыки.

Стоит отдать должное Александру в том, что он оказался главным участником фестиваля, выступившим во всех концертах. И играл на инструментах, совершенно разных по своей природе и принципам исполнения! Так что оставим в стороне случайное и попытаемся заглянуть глубже: почему же всё-таки не получилось провести фестиваль так, как задумывалось?

 

Многие слушатели не приняли манеру игры А.Князева барочной музыки. Александр Александрович объяснил свою позицию так:

- В аутентичной манере играть гораздо проще. Достаточно водить смычком в разные стороны, не заботясь о смене смычка, делать какие-то штрихи. Но возможно ли добиться высокого качества исполнения в аутентичной манере?.. Ведь виолончель эволюционировала из виолы да гамба: появился шпиль, привычный нам смычок и новые струны из вольфрама, придающие сильный звук. Мой инструмент сделан мастером Карлом Бергозо, любимым учеником Страдивари. Инструмент с очень сильным звуком, который перекрывает многие оркестры.

- Что для Вас музыка Баха?

- Я слышу зачатки романтизма в музыке Баха. Столько импульсов, которые позже будут осуществлены многими композиторами. К примеру, Бетховенские поздние фуги и органные сочинения Брамса… Бах прорезал пространство и время на три века вперёд. И зачем сводить огромную философскую глубину его музыки к штрихам, к смычкам, к специальному натягиванию жильных струн, которые давно уже никто не производит?

Я знаю, что Галина Ивановна относилась с уважением как к одному, так и к другому направлению. Она пыталась найти золотую середину, что-то разумное и в той, и в другой идее. И в её игре очень органично сочетались хорошие барочные аутентичные идеи, но всё равно с современным взглядом на музыку и нормальным импульсом.

Что ж, можно смело сказать, что если Александр хорошо разбирается в специфике аутентичной музыки, то ему по праву принадлежит выбор играть в той манере, которая ему близка.

Таким образом, на фестивале столкнулись противоречивые манеры исполнения музыки барокко: индивидуализированная А.Князева, аутентичная С.Пропищан и классичная Т.Бочковой и Н.Зандер. Вольно или нет, но фестиваль соединил, казалось бы, несоединимое.

Интересно, могли ли организаторы предположить, что фестиваль окажется столь противоречивым? Позиция «кто прав, кто виноват» здесь не применима. Главное то, что даже незримо Галина Ивановна продолжает находиться вместе с нами: возможно, впервые на подобном фестивале протянули друг другу руки в знак примирения и попытались найти «золотую середину» два спорящих направления музыки – аутентика и современность.

Т.Бочкова: Сама по себе идея фестиваля была очень хороша, и при всех плюсах и минусах я считаю, что мы сделали фестиваль. Что-то может нравиться, что-то нет. Может быть, здесь действительно столкнулись разные отношения к возможностям интерпретации, к тексту, может быть разные школы? Важен любой опыт. Фестиваль - это этап нашей музыкальной жизни. Я не буду называть это событием. Это этап нашего музыкантского развития. Этап нашей музыкальной жизни и тех, кто в нём участвовал.

 

арт-журналисты II курса ФДО ННГК

Евгений Моисеев и

Анастасия Ишкирейкина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт