Среди многих гастролей, случившихся в эту осень,
повторных и даже привычных, приезд этого театра – особый случай. «Модернъ» в Нижнем впервые, и в первый раз, наверное, жители города имели возможность познакомиться
с театром, который настойчиво и последовательно «исповедует» единый стиль,
заявленный в названии. Это – стиль режиссера Светланы Враговой
(художественного руководителя театра), это стиль, который довольно туманно
называют «стилем рубежа XIX – XX
веков».
В него входит очень много самых разных составляющих,
как и характерно для стиля модерн: изысканность, продуманность, детализация,
стремление к совершенству, но при этом – и парадоксальность, и надрыв, и
скепсис. В оформлении спектакля это дает совершенно потрясающий по воздействию
результат. Сцена «Комедiи» каждый раз преображалась до неузнаваемости. В
«Путешествии маленького принца» - это сочетание прекрасных переливающихся
шаров-планет разных размеров, объединяющих сцену в единое пространство сияющего
синего. В «Петле» - это редкая по достоверности атмосфера запущенного эмигрантского
быта 30-х годов прошлого века: чердак, старый плюшевый диван, обязательная
лестница и – петля с потолка. В «Моих
дорогих мужчинах» это – тонкий минимализм, где все дано в полунамеках:
«обрамленное» пространство сцены и жизни, воспринимаемой как художественное
полотно. Призрачные контуры любимого города, об имени которого каждый волен
догадаться сам.
Драматургическая основа во всех пьесах –
безукоризненная: есть и характеры, и судьбы, и глубина размышлений, и трагедия народа,
и трагедия личности. Философия Экзюпери в сценическом
преломлении для детей – это персонификация человеческих чувств: гордости и
властности, одиночества и любви. Философия Ибрагимбекова
сложна, многослойна, а потому кто-то мог воспринять его «Петлю» как написанную
исключительно о любви, с подробным историческим фоном, а кто-то – как
историческую драму, отразившуюся на судьбе отдельного человека, где любовь –
лишь эпизод… В «Петле» судьба эмигранта отзывается в каждом из нас, потому что
говорится в ней о патриотизме тихом, настоящем, который противостоит массовым
крикам о любви к Родине. И в то же время «Петля» говорит о любви искренней и
настоящей, которой не страшны расстояния и которая способна отпустить в смерть.
Еще одно в «Петле» восхищает: необыкновенная музыкальность спектакля, где все
поется «вживую», и смелость музыкального плана, где соседствуют церковный гимн
«Ныне отпущаеши» и разнузданный, пронзительный
цыганский романс, гусарский патриотический гимн – и тихая лирика одинокой
гитары. Этому соответствует и соседство невинных ангелообразных
дев в белоснежных хитонах – и демоническая фигура Распутина (Олег Масленников),
который, продолжая линию музыкальных ассоциаций, больше напоминал Паганини –
нервного, тощего, патлатого и гениального, чем страшного раскольного вида
«мистического старца».
Тем не менее, трудно обойтись без «но», которое в
данном случае заключается в главном: игру актеров можно назвать мастерской,
сложно простроенной, детализированной и демонстрирующей владение всеми
актерскими техниками, но ее нельзя назвать искренней и живой. И это «но» потому
нередко перечеркивает многие несомненные достоинства спектаклей: возникает
непреодолимый диссонанс искусственности тона актеров и повышенной достоверности
обстановки. Впрочем, может, это тоже черта стиля «модерн», мне лично не
пришедшаяся по душе именно потому, что проходила мимо души. О ней, о том, что
игра актера направлена прежде всего к внутренним струнам каждого человека,
рассказывал актер Сергей Пинегин на пресс-конференции 6 декабря. И его игра
была единственной, которая что-то в душе задевала: простеца-ротмистра,
ближайшего друга и предателя Коновалова («Петля») - жаль. Пьянчужка,
муж-подкаблучник («Мои дорогие мужчины»), - не только жалок, но в чем-то и
обаятелен: есть такое свойство у некоторых некрасивых от природы людей, в
которых обаяние – некая глубинная суть.
Остальные актеры – мастера «холодного клинка»: и в
крике – бесстрастны, в интонациях одной фразы – расчетливые экспериментаторы.
Особенно это относится к «приме» театра Елене Стародуб.
Без сомнения, «Модернъ» -
красивый и полезный опыт «другого театра» на местной почве. И нижегородский
зритель, приемлющий многое, отнесся к театру с пониманием и теплом, снова
поставив нас перед вопросом, чего же ему, зрителю, нужно – холодное мастерство
или искреннее чувство?
Алина ЛИРИНА
|