Вятские тени
Афиши, афиши, афиши... Москва, Москва, Москва, Киров… Киров?! Надо же! Надо же пойти
посмотреть! Не каждый нижегородец, стремящийся к лучшему (а лучшее ведь всегда
– столичное), рассудит таким образом, но кто рассудил – имел прекрасную
возможность с 24 по 28 октября в «Комедiи» увидеть ДРУГОЙ театр. Кировский «Театр на
Спасской».
В конце концов, и Москва может надоесть. Оттуда, из
этого театрального котла, до провинции чаще всего долетают лишь брызги
антреприз. А полноценного театрального действа, с декорациями, с актерами,
играющими эти роли не два месяца, а два года – когда еще дождешься!
Конечно, ожидания различны. То – Москва, а то –
Киров! – говорит зритель и смотрит на сцену с легкой улыбкой превосходства. Но,
в отличие от ожиданий, критерий – один. Правда внутреннего чувства. И если
внутреннее чувство спит на спектакле «Собака на сене», хотя он, вроде бы,
оригинально поставлен, то спало бы оно, и будь этот спектакль привезен из Москвы.
И никакие «голливудские» задумки и фишки не помогут, если актерам не веришь. А если
тихая и пронзительная интонация спектакля «Стеклянный зверинец» с самого начала
запала в душу, то становится уже все равно, откуда приехал спектакль. Эта
интонация в театре «Комедiя», оперирующем яркими и экспрессивными эмоциональными красками, давно
уже не звучала, и было очень приятно её услышать.
Спектакль «Стеклянный зверинец» по сути своей –
темное депрессивное пространство если не земного ада, то земного чистилища, где
мучаются несчастные одинокие души. И нужно настоящее мастерство актеров, чтобы,
как это сделали кировчане, после просмотра не оставалось ощущения удушливого
отчаяния. Нужно уметь вселить надежду, которая, как бы ни сложилась жизнь,
живет в каждом сердце. В сердце матери, Аманды Уингфилд (засл.арт. РФ Марина
Карпичева), живет надежда на лучшую долю для детей, на счастье семьи, на
возвращение мужа. В сердце дочери, Лоры (Наталия Красильникова), живет надежда
обрести понимание в отвернувшемся от нее, калеки, мире. Символом хрупкой и
прозрачной, отреченной от действительности, аутичной ее души становится
коллекция стеклянных зверушек, среди которых она сама – главный экспонат. Но
вмешательство внешнего мира в лице «простого хорошего парня» Джима о’Коннора
(Александр Штепанов), не приносит понимания, а лишь отчаяние отвергнутой любви.
И все, что остается у Лоры – это ее стеклянные фигурки, иллюзия «своего мира».
Том Уингфилд (Данил Русинов), рассказчик истории и брат Лоры, живет надеждой на
лучшую, свободную жизнь, вне оков чересчур любящей матери, и ради этой надежды
предпочитает бросить отчаявшихся женщин. Символом его надежды становится
фотография отца (Алексей Хорев), оживший призрак, всегда присутствующий в доме
и напоминающий Тому о том, что одному из семьи однажды удалось вырваться.
Любовь Аманды к детям – тяжелая ноша для Тома,
сеть, опутывающая и привязывающая его к дому. А для Лоры – это нить,
связывающая ее с действительностью, рука помощи. Правда, в кокетливой стареющей
девочке – Аманде, какой ее играет Марина Карпичева, трудно увидеть железную
волю, которая сковывает свободу Тома и поддерживает тлеющую волю к жизни в
Лоре. От этого слегка рассыпается логика спектакля, но не теряется воздушная
призрачная атмосфера, в которой тенью становится не только каждый персонаж, но
и сама жизнь…
Алина ЛИРИНА
|