на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Балетная премьера в начале сезона

Вечер открылся балетом «Шопениана», созданным М. Фокиным около ста лет назад и впервые поставленным на сцене Петербургского Мариинского театра. «Шопениана» - воплощенная поэзия мечты, жажда красоты, любование этой красотой. Фокинская хореография удивительно чутко и деликатно вписывается в музыку Ф. Шопена. А это ведь очень непросто. Каждая шопеновская миниатюра – сама по себе концентрат всех чувств. В ней всё уже сказано - поэтому нельзя форсировать, изображать сюжетную линию или вносить черты характерного танца. Танцовщикам нужно только слиться с этой музыкой, стать ею. Движение тела как движение души… Исполнение должно быть глубоким по содержанию, по внутреннему проживанию, неназойливым, благородным, искренним. Пожалуй, в большей степени это удалось одной из солисток Яне Дубровиной в мазурке. Живая и непосредственная - она растворилась в музыке, дарила музыку, дарила танец смело и с удовольствием. Дебютантка Дарья Климова, очень тоненькая и трогательная, солировала в «Прелюде». Ей удалось раскрыть глубокую шопеновскую лирику этой, на первый взгляд, лёгкой и как будто «проходящей» миниатюры.

«Шопениана» ставит перед исполнителями сложные стилистические задачи. Как говорит репетитор женской труппы А.В. Петрова, «хореография Фокина построена на очень тонкой нюансировке: нужны лёгкие движения рук и головы. Движения эти могут быть едва уловимы и, тем не менее, каждое из них должно быть строго выверенным, классически отточенным». Кому-то это оказалось подвластно в большей, кому-то - в меньшей степени. «Шопениана» - спектакль для состоявшейся труппы, это «жемчужина балета». То, что он ставится у нас, уже очень важно и показательно. Спектакль – живой организм, который развивается, изменяется, обогащается. Премьера – лишь отправной пункт. Говорит В.Ф. Миклин, художественный руководитель и главный балетмейстер: «На данном этапе мы ещё чуть-чуть не доросли до «Шопенианы». Но я думаю, что пройдёт два-три спектакля и будет то, что нужно».

Во втором отделении был представлен балет сербского хореографа К. Симича на музыку Микиса Теодоракиса «Сиртаки». Здесь было много интересного и нового. Во-первых, очень темпераментная, раскрепощённая хореография на основе греческих народных танцев, окрашенных в современные тона. Во-вторых, хорошая актёрская работа молодых выпускников Нижегородского училища Василия Козлова (грек Зорба) и Артёма Маурера (ангиличанин Ник), а также новой солистки театра Елены Бекшаевой (мадам Ортанс). Один из самых выразительных номеров – очень пластичный и чувственный дуэт англичанина Ника и гречанки Марины. Ещё одно достоинство спектакля, безусловно, - музыка М. Теодоракиса, обладающая потрясающе сочным и пряным колоритом.

В греческом танце Сиртаки, как известно, начальный медленный темп постепенно ускоряется. Можно сказать, что вся драматургия спектакля развивается по принципу сиртаки. Всё начинается с «раскачки», с вальяжных «упругих» движений. Далее музыка становится всё более страстной, темпераментной. Появляются другие ритмы, сложные, сбивчивые, с нерегулярными акцентами. В финале танец достигает своего апогея: возвращается первоначальная тема, которая, всё более сжимаясь по времени, приводит к мощной, очень ритмичной танцевальной коде.

«Шопениана» и «Сиртаки» - оправдан ли такой резкий контраст? Скажем так: он очень интересен. У труппы есть возможность показать себя с разных сторон, а зрителям, возможно, с разных сторон взглянуть на жизнь.

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Ольга Капустян

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт