Вечер открылся балетом «Шопениана», созданным М.
Фокиным около ста лет назад и впервые поставленным на сцене Петербургского
Мариинского театра. «Шопениана» - воплощенная поэзия мечты, жажда
красоты, любование этой красотой. Фокинская хореография удивительно чутко и
деликатно вписывается в музыку Ф. Шопена. А это ведь очень непросто. Каждая
шопеновская миниатюра – сама по себе концентрат всех чувств. В ней всё уже
сказано - поэтому нельзя форсировать, изображать сюжетную линию или вносить
черты характерного танца. Танцовщикам нужно только слиться с этой музыкой,
стать ею. Движение тела как движение души… Исполнение должно быть глубоким по
содержанию, по внутреннему проживанию, неназойливым, благородным, искренним.
Пожалуй, в большей степени это удалось одной из солисток Яне Дубровиной в
мазурке. Живая и непосредственная - она растворилась в музыке, дарила музыку,
дарила танец смело и с удовольствием. Дебютантка Дарья Климова, очень тоненькая
и трогательная, солировала в «Прелюде». Ей удалось раскрыть глубокую
шопеновскую лирику этой, на первый взгляд, лёгкой и как будто «проходящей»
миниатюры.
«Шопениана» ставит
перед исполнителями сложные стилистические задачи. Как говорит репетитор
женской труппы А.В. Петрова, «хореография Фокина построена на очень тонкой нюансировке:
нужны лёгкие движения рук и головы. Движения эти могут быть едва уловимы и, тем
не менее, каждое из них должно быть строго выверенным, классически отточенным».
Кому-то это оказалось подвластно в большей, кому-то - в меньшей степени.
«Шопениана» - спектакль для состоявшейся труппы, это «жемчужина балета». То,
что он ставится у нас, уже очень важно и показательно. Спектакль – живой
организм, который развивается, изменяется, обогащается. Премьера – лишь
отправной пункт. Говорит В.Ф. Миклин, художественный руководитель и главный
балетмейстер: «На данном этапе мы ещё чуть-чуть не доросли до «Шопенианы». Но я думаю, что пройдёт два-три спектакля
и будет то, что нужно».
Во втором отделении был представлен балет сербского хореографа К.
Симича на музыку Микиса Теодоракиса «Сиртаки». Здесь было много интересного и
нового. Во-первых, очень темпераментная, раскрепощённая хореография на основе
греческих народных танцев, окрашенных в современные тона. Во-вторых, хорошая
актёрская работа молодых выпускников Нижегородского училища Василия Козлова
(грек Зорба) и Артёма Маурера (ангиличанин Ник), а также новой солистки театра
Елены Бекшаевой (мадам Ортанс). Один из самых выразительных номеров – очень
пластичный и чувственный дуэт англичанина Ника и гречанки Марины. Ещё одно
достоинство спектакля, безусловно, - музыка М. Теодоракиса, обладающая
потрясающе сочным и пряным колоритом.
В греческом танце Сиртаки, как известно, начальный медленный темп
постепенно ускоряется. Можно сказать, что вся драматургия спектакля развивается
по принципу сиртаки. Всё начинается с «раскачки», с вальяжных «упругих»
движений. Далее музыка становится всё более страстной, темпераментной.
Появляются другие ритмы, сложные, сбивчивые, с нерегулярными акцентами. В финале
танец достигает своего апогея: возвращается первоначальная тема, которая, всё
более сжимаясь по времени, приводит к мощной, очень ритмичной танцевальной
коде.
«Шопениана» и «Сиртаки» - оправдан ли такой резкий контраст?
Скажем так: он очень интересен. У труппы есть возможность показать себя с
разных сторон, а зрителям, возможно, с разных сторон взглянуть на жизнь.
арт-журналист I
курса ФДО ННГК
Ольга Капустян
|