«Реальный театр» – созданный критиком (!) из
Екатеринбурга О. Лоевским, прибыл в Нижний Новгород. Ажиотаж среди журналистов
по этому поводу начался невообразимый. Пресс-конференции, интервью газет и
телевидения. Прибыли маститые театральные критики из Москвы, Санкт-Петербурга,
нашего города и из дальних концов страны. Театральный фестиваль «Реальный
театр» - старейшая российская театральная компания (старше даже «Золотой
маски») - проходит 9-й раз. Каждый критик считает своим долгом побывать на нём.
Почему? Я понимаю это теперь, после посещения спектаклей фестиваля.
Олег Лоевский ездит по
всей стране и высматривает, выискивает в самых маленьких заброшенных городках
театрики-самородки. Именно выбирает, используя принадлежащее ему право
первооткрывателя. Чем руководствуется режиссер? Своим чутьём угадывать
истинное, а значит - реальное. Реальность ведь существует. Простые люди в
маленьких и больших городах создают театральную реальность для себя. Те
единицы, которые продолжают творить и мастерить, проживать свою жизнь не в
бранной пустоте бессмысленности и ремесленичья, а в акте творения - рождения на
сцене не только своих персонажей, но и самих себя.
Открывался фестиваль
пьесой Владимира Войновича «Чонкин». Ставил её пермский ТЮЗ. Театр славится
сильными постановками благодаря руководителю М.Ю Скоморохову, уже 15 лет
стоящему «у пульта». В репертуаре театра - только классика. Никакой однодневной
дешевизны.
Уже сам факт появления
такого произведения на сцене говорит о многом. Политический гротеск постановки,
обыгрывание в разных видах вождя страны Советов многих поверг в шок (так, в
одной из сцен Сталин снится солдату Ивану Чонкину в неглиже, в облике женщины с
усами и длинной русой косой). Некоторые люди старого воспитания (или закалки?)
даже не смогли досмотреть пьесу до конца, и вышли из зала.
Сюжет Войновича прост.
Юнца-солдата Ивана Чонкина отправляют стеречь совершивший аварийную посадку в
глухой деревне то ли Красное, то ли Грязное, аэроплан. В начавшейся суматохе
внезапной войны СССР с Германией о солдате забывают. Он начинает строить свою
жизнь с одной из жительниц местной деревни, но… не покидая поста конвойного
около уже ставшего своим аэроплана. И ради бесполезной нелетающей машины Чонкин
готов на любые подвиги - готов даже взять в плен полк красноармейцев.
Стоит отдать должное
режиссёру – он соблюдает сюжет автора. Войнович в правке не нуждается. Но
запоминаются интересные режиссёрские прочтения отдельных эпизодов. Например: в
одном ключе выдержаны сны Чонкина – приглушённый свет, речь героев с эффектом
эха, картины-пятна, - но с такими же эффектами решён и реальный суд над
Чонкиным. Словно солдат после ареста всё происходящее воспринимал, как дурной,
но почти реальный сон. Вот и ещё одна грань реальности - неосознание
происходящего: нервная система человека блокирует рассудок от окружающего,
когда слишком больно.
Главный персонаж Иван
Чонкин - простой парень из глубинки, как все Вани-простаки из русских сказок.
Его избранница Нюра - бесхитростная деревенская девушка, со смешной детской
привязанностью к поросёнку Боре, которого она сама выкормила. Иван и Нюра схожи
в своей безыскусности. И они могли бы быть по-своему тихо счастливы... Мы верим
им, а точнее, актерам пермского театра. Жаль только, что имена артистов в
программке спектакля указаны не были, их стоило запомнить!
Что касается
драматургии постановки и сценографии – стоит отдать должное всем участникам.
Центральный
неодушевлённый персонаж сцены - макет самолёта. Тёмно-зелёного цвета, с яркими
красными звёздами на крыльях, с красным пропеллером в постоянном движении, он -
непосредственный участник спектакля. Это транспортное средство неожиданно
трансформируется: крылья превращаются в парты для политинформации у солдат, а
то вдруг в накрытый стол и окно с кружевными занавесками.
С двух сторон сцену
держат два чёрных столба с огромными плакатами неправильной формы - они
нацелены внутрь сцены, как аналог современных рекламных щитов. На плакате
справа – колхозница в красном платке, а за ней русские мужики огромными
кулаками разбрасывают зерно - сеют по старинке. Слева – летящий в облаках
самолёт и обращённый на него (хотя порой кажется, что и на Вас) взгляд товарища
Сталина. Под каждым плакатом выписан лозунг времён СССР «Слава советскому
человеку!». Но надписи даны в зеркальном отражении: вот она, искажённая
реальность. Искажённая и отражённая действительность.
Кроме того, на
плакатные рисунки вы словно смотрите сквозь решётку, которая разрезает щиты.
Опять же возникает аналогия с советским строем. Решётка – это ограничение всего
в жизни.
В частой смене
мизансцен, динамике действия чувствуется принцип кинематографа. Как таковых,
декораций нет. Стулья, лавки, столы – всё движется быстро, и поставленный
определённо какой-либо предмет меняет в нашем воображении место, время и
обстановку. За короткие промежутки времени возводятся подмостки. И только диву
даёшься, как можно так быстро всё собирать, разбирать, двигать…
Мизансцены «разрезаются» вокальными и
инструментальными вставками. Хор девушек (яркие, но одинаковые улыбки,
выражающие безграничное счастье жизни в стране Советов), поющих советские
песни, вызывают ностальгию у зрителя, но постепенно начинают холодно резать
слух. Неожиданностью стало включение реально звучащих народных инструментов –
квартета «Каравай». Такую находку можно порекомендовать всем театрам: и на
фонограмму тратиться не надо, и музыкантам работа, да ещё какая - участие в
настоящем театре! Чем не живое воплощение теории синтеза искусств: тут вам и
театр, и слово, и танец, и музыка…
Хор – активный
участник постановки – подчеркиваёт конфликт между воспеваемым «счастьем» и
реальностью с ее постоянным страхом перед всеми, даже перед самим собой.
Световое оформление
точно и продумано до мелочей. Несмотря на опасения режиссёра, во время
репетиции (на которой можно было присутствовать и журналистам!) привезённая
аппаратура не подвела. Если и были некоторые шероховатости (забыли «подсветить»
плакаты, неточно направили луч прожектора в одной из мизансцен), зритель,
увлечённо следивший за действием, этого не заметил.
Костюмы актёров были
выдержаны в духе 40-х годов прошлого века. Девушки в приталенных платьях, в
горошек или цветочек, платочках. Причёски – косички, бантики, веночки из
цветов. Мужчины в гимнастёрках, рубахах не первой свежести, некоторые в
фуфайках. И снова находка режиссёра: одежда расписана крупными красными
буквами. Читаем лозунги: «Даёшь!» на подоле услужливой секретарши, или «Слава
труду!» на плаще старого еврея, однофамильца Сталина.
Спектакль пронизан
символикой цвета – разными оттенками красного: в подсветках, оттенках одежды,
плакатах, надписях… Символ ушедшего века. Символ кровавой сталинской эпохи.
По сути, этот
спектакль - один большой гротеск на советскую эпоху. Во всех мелочах,
продуманных режиссёром и его ассистентами, чувствуется огромная работа. Каждая
вещь на
сцене несёт смысл.
Прочтёт ли его зритель – другой вопрос.
Что ж, сценическая
реальность оказалась весьма жизненной. Ушедшая эпоха, жизнь нескольких
поколений, соединилась с жизнью современной. Пусть и в гротескном варианте.
Диалог двух миров - прошлого и современного, который состоялся на сцене Театра
Драмы, дал новое решение – осознания важности истории, которую вершим мы с
вами, обычные люди.
арт-журналист II
курса ФДО ННГК
Анастасия Ишкирейкина
|