Фестиваль открывал
авторский вечер сына Берты Соломоновны Александра Бендицкого, также
преподававшего в нашей консерватории. Во втором концерте выступила внучка Б.С.Маранц Елена Бендицкая
(фортепиано) с мужем Михаилом Никифоровым (бас) и дочерью Марией Лихтерман
(меццо-сопрано).
По словам Марии
Лихтерман, Берта Соломоновна с самого детства руководила музыкальным
воспитанием внучки: «Я училась у бабушки частично в школе, в училище и в
консерватории. Это был человек, всецело отданный музыке, музыка была ее религией.
Она сама была очень организованной и требовала этого от других. Бабушка никогда
не ругалась, но умела найти какой-то очень верный, строгий, требовательный тон
в занятиях со студентами и со мной тоже. И я этому завидую, потому что сама так
относиться к своим детям не могу».
Берта Соломоновна училась
у Нейгауза, и Елена Бендицкая считает себя «педагогической внучкой» маститого
музыканта: «Преемственность в моей игре, несомненно, есть, так как и в России,
и за рубежом отмечают мой звук. И если говорят «рояль поет» - это всецело
бабушкина заслуга. До последних курсов консерватории она учила меня особому
прикосновению, чуткому отношению к звуку».
Сейчас внучка Б.С.Маранц
с семьей живет в Штутгарте (Германия), занимается педагогикой, работает
концертмейстером с хорами и солистами, участвует в концертах и конкурсах.
Михаил Никифоров, лауреат международных
конкурсов, поет в хоре радио и учит дочь вокалу. На вопрос, с каким замыслом
составлялась программа концерта, Е.Бендицкая ответила: «Все знают, что бабушке
особенно удавалась музыка Бетховена, я думаю даже, что дух Бетховена как-то
генетически близок нашей семье. Поэтому очень хотелось исполнить именно что-то
бетховенское. Моего мужа мы решили представить во всех стилевых ипостасях – от
Баха до Шостаковича». Действительно, в каких бы ипостасях не выступал Михаил
Никифоров, он везде проявил себя как талантливый вокалист, великолепный актер и просто человек высокой
культуры.
Концерт открылся Арией
из кантаты №69 Баха, и не успели зрители перевести дух после столь глубокой
музыки, как артист, мгновенно перевоплотившись в простодушого Лепорелло (Ария
из оперы «Дон Жуан» Моцарта), тут же очаровал публику, и вызвал улыбку на лице
даже у самых «серьезных» зрителей. Елена
Бендицкая подтвердила свой статус замечательного концертмейстера и крепкого
пианиста, исполнив Рондо Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша». Думаю,
Берта Соломоновна могла быть довольна выступлением своей внучки – рояль звучал
очень приятно, композиция была очень ясно выстроена; рондо слушалось при этом
не формально, а с частичкой легкого юмора.
До чего проникновенно
прозвучал в исполнении М.Никифорова романс Рахманинова «В молчаньи ночи тайной»
на стихи Фета! Что-то дрогнуло в душе, отчего-то вдруг захотелось, чтобы и мне
когда-нибудь, хотя бы раз, вот так искренне спели о любви. Не в этом ли главная
цель артиста, да и всего искусства вообще – вызвать отклик в душах слушателей?
Запомнился номер Марии
Лихтерман – 18-летняя вокалистка пела арию Изабеллы из оперы «Итальянка в
Алжире» Россини, и в месте, когда в быстром темпе мелодия излагалась скачками,
какая-то восхищенная малышка лет пяти на заднем ряду попыталась сразу же
повторить этот пассаж. После очень эмоционального исполнения арии Дона Манифико
из оперы «Золушка» публика долго не хотела отпускать Михаила Никифорова и Елену
Бендицкую на антракт.
Во втором отделении
М.Никифоров спел с дочерью «Дуэт» Шумана – вся семья воспринималась теперь как
слаженный творческий коллектив, внутри которого царит взаимопонимание. Е.Бендицкая сыграла две пьесы из балета
«Щелкунчик» в обработке Плетнева – рояль звучал теперь по-оркестровому богато,
разнотемброво. И опять загипнотизировал слушателей М.Никифоров, исполнив арию
Прачиды из оперы Верди «Сицилийская вечерня». Певец мастерски играл голосом, а когда на последних
тактах арии, что-то поискав под крышкой рояля (!), он стремительно ушел со
сцены, восторгу публики не было предела.
В завершении концерта
прозвучал вокальный цикл Шостаковича на стихи английских поэтов. Словно
могильным холодом повеяло от мрачной, зловещей музыки. Бас М.Никифорова
приобрел суровый оттенок и словно окрасился в темные, холодные тона. Публика
несколько раз оглушительными аплодисментами вызывала артистов, и в награду
получила возможность еще раз насладиться профессионализмом музыкантов –
М.Никифоров два раза пел на бис.
Как было бы здорово, если
бы такие интересные музыканты чаще приезжали к нам в Нижний, потому что, как
говорится, хорошего всегда мало! А так хочется…
Арт-журналист I курса
Надежда Тинякова
|