на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Музыкальное приношение

16 декабря этого года исполнится 100 лет со дня рождения Берты Соломоновны Маранц. Этому значительному событию наша консерватория решила посвятить серию концертов с участием её учеников и друзей.  Её имя до сих пор вызывает трепет и уважение каждого человека, которому посчастливилось не только работать, но и просто общаться с выдающейся пианисткой.

Много лет отдавшая работе фортепианной кафедры, воспитанная в школе Нейгауза, Берта Соломоновна обладала пианистическим совершенством. Взрастила огромное количество учеников, создала собственную систему преподавания.

Маленького роста. Быстрая. Строгая. Уверенная и решительная. Энергичная, и, прежде всего, волевая. Именно так описывают Берту Соломоновну. Сила воли помогала ей выжить в самые трудные времена. Сила воли проявлялась и в игре пианистки. Особенно в обожаемых ею сонатах Бетховена.

Александр Бендицкий – старший сын Б.С.Маранц. Именно его концертом было решено открыть фестиваль. Не только сын, но и ученик Берты Соломоновны, также посвятил себя педагогике и фортепианному искусству. Кроме того, Александр Семёнович композитор, и программа концерта была целиком составлена из его сочинений.

Живя в Германии, Александр не мог не приехать в родной Нижний Новгород. Здесь прошли его лучшие годы жизни. Здесь он закончил консерваторию, как пианист обучаясь на последнем курсе у Берты Соломоновны. И ему приходилось не так уж легко. Поблажек она никому не делала. Особенно сыну.

Интересно, что этот первый концерт в какой-то мере предвосхитил заявленную программу фестиваля (см. анонс Ольги Капустян), так как звучал не только рояль, но и камерные ансамбли.

Слушая исполнение Александра Семёновича, сразу отмечаешь для себя простоту и ясность звука, особую артикуляцию и минимум движений рук при сложности и виртуозности произведения – особенности, присущие пианистической школе Маранц. Александр Бендицкий, вместе с супругой Юлией Западинской исполнили 12 вариаций для скрипки и фортепиано. Как пояснила Юлия, тема вариаций – старинный немецкий рождественский напев. Его популярность в Германии сравнима с нашей новогодней песенкой «В лесу родилась ёлочка». Вариации стилистические: в них слышна и романтическая взволнованность П.Чайковского, и «народная нарочитая грубоватость» мелодий И.Стравинского. А то вдруг всколыхнётся волна с мягкими парящими секундами К.Дебюсси, и разобьётся в воздухе сотней ярких искрящихся капель…

Сонату №2 для фортепиано исполнил Руслан Разгуляев. Эту сложную по форме музыку, полную жёстких, кластерных созвучий, согласились бы разучить далеко не все пианисты. И стоит отдать должное смелости и мастерству Руслана.

Александр Семёнович своей игрой двух органных прелюдий невольно навёл на мысль, что его обращение к этому инструменту не случайно. Хоть Берта Соломоновна и не владела органом, но сама её природа – масштабность и сила личности – подобны этому музыкальному исполину.

Детям всегда труднее раскрыться в жизни, если их родители сильные и яркие натуры. А Берта Соломоновна была именно такой – сильной и не терпящей возражений. Вспомним театральную семью Райкиных: каких усилий стоило Константину доказать себе и окружающим, что его талант ни чуть не меньше, чем у отца!

Берта Соломоновна направляла развитие сына, и в тоже время требовала жёсткой дисциплины. И когда у Алексаедра Бендицкого обнаружились способности к композиции, она не вмешивалась, а лишь поощряла его увлечение. Хотя первых своих произведений будущий композитор маме всё же не показывал.

Мама… Простое, и родное слово. С молоком матери мы впитываем её знания, опыт, первые навыки жизни.

Берта Соломоновна вложила в сына самое ценное, что у неё было – любовь к музыке. И, передала сыну трепет перед обыкновенным лакированным ларцом с клавишами, от прикосновения к которым он оживал, и дарил окружающему миру всё, что чувствовал исполнитель - слёзы, печаль или тихую радость от сопричастия к таинственной и живой силе музыки.

Арт-журналист 2 курса ФДО ННГК

Анастасия Ишкирейкина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт