16 декабря этого года исполнится
100 лет со дня рождения Берты Соломоновны Маранц. Этому значительному событию
наша консерватория решила посвятить серию концертов с участием её учеников и
друзей. Её имя до сих пор вызывает
трепет и уважение каждого человека, которому посчастливилось не только
работать, но и просто общаться с выдающейся пианисткой.
Много лет отдавшая работе
фортепианной кафедры, воспитанная в школе Нейгауза, Берта Соломоновна обладала
пианистическим совершенством. Взрастила огромное количество учеников, создала
собственную систему преподавания.
Маленького роста. Быстрая.
Строгая. Уверенная и решительная. Энергичная, и, прежде всего, волевая. Именно
так описывают Берту Соломоновну. Сила воли помогала ей выжить в самые трудные
времена. Сила воли проявлялась и в игре пианистки. Особенно в обожаемых ею сонатах
Бетховена.
Александр Бендицкий – старший сын
Б.С.Маранц. Именно его концертом было решено открыть фестиваль. Не только сын,
но и ученик Берты Соломоновны, также посвятил себя педагогике и фортепианному
искусству. Кроме того, Александр Семёнович композитор, и программа концерта
была целиком составлена из его сочинений.
Живя в Германии, Александр не мог
не приехать в родной Нижний Новгород. Здесь прошли его лучшие годы жизни. Здесь
он закончил консерваторию, как пианист обучаясь на последнем курсе у Берты
Соломоновны. И ему приходилось не так уж легко. Поблажек она никому не делала.
Особенно сыну.
Интересно, что этот первый концерт
в какой-то мере предвосхитил заявленную программу фестиваля (см. анонс Ольги
Капустян), так как звучал не только рояль, но и камерные ансамбли.
Слушая исполнение Александра
Семёновича, сразу отмечаешь для себя простоту и ясность звука, особую
артикуляцию и минимум движений рук при сложности и виртуозности произведения –
особенности, присущие пианистической школе Маранц. Александр Бендицкий, вместе
с супругой Юлией Западинской исполнили 12 вариаций для скрипки и фортепиано.
Как пояснила Юлия, тема вариаций – старинный немецкий рождественский напев. Его
популярность в Германии сравнима с нашей новогодней песенкой «В лесу родилась
ёлочка». Вариации стилистические: в них слышна и романтическая взволнованность
П.Чайковского, и «народная нарочитая грубоватость» мелодий И.Стравинского. А то
вдруг всколыхнётся волна с мягкими парящими секундами К.Дебюсси, и разобьётся в
воздухе сотней ярких искрящихся капель…
Сонату №2 для фортепиано исполнил
Руслан Разгуляев. Эту сложную по форме музыку, полную жёстких, кластерных
созвучий, согласились бы разучить далеко не все пианисты. И стоит отдать
должное смелости и мастерству Руслана.
Александр Семёнович своей игрой двух органных прелюдий невольно навёл
на мысль, что его обращение к этому инструменту не случайно. Хоть Берта
Соломоновна и не владела органом, но сама её природа – масштабность и сила
личности – подобны этому музыкальному исполину.
Детям всегда труднее раскрыться в
жизни, если их родители сильные и яркие натуры. А Берта Соломоновна была именно
такой – сильной и не терпящей возражений. Вспомним театральную семью Райкиных: каких
усилий стоило Константину доказать себе и окружающим, что его талант ни чуть не
меньше, чем у отца!
Берта Соломоновна направляла
развитие сына, и в тоже время требовала жёсткой дисциплины. И когда у Алексаедра
Бендицкого обнаружились способности к композиции, она не вмешивалась, а лишь
поощряла его увлечение. Хотя первых своих произведений будущий композитор маме
всё же не показывал.
Мама… Простое, и родное слово. С
молоком матери мы впитываем её знания, опыт, первые навыки жизни.
Берта Соломоновна вложила в сына
самое ценное, что у неё было – любовь к музыке. И, передала сыну трепет перед
обыкновенным лакированным ларцом с клавишами, от прикосновения к которым он
оживал, и дарил окружающему миру всё, что чувствовал исполнитель - слёзы, печаль
или тихую радость от сопричастия к таинственной и живой силе музыки.
Арт-журналист 2 курса ФДО ННГК
Анастасия Ишкирейкина
|