«Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб не жалея ни души, ни тела,
Идти вперед, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом.
Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив в самый край, пройти по краю,
Переступив заветную черту».
(«Машина Времени»)
Практически каждый год в
консерватории обозначен юбилеями. В 2007-08 учебном году их особенно много.
Наши уважаемые юбиляры давно заслужили признание, реализовали себя в профессии
и творчестве, нашли свой путь в жизни. Один из них – профессор В.Н.Сыров.
Сфера профессиональных
интересов этого уникального музыканта очень широка, и будет справедливо, если
Валерий Николаевич сам об этом вначале расскажет.
«Убежден в принципиальной
ценности всех без исключения видов музыки, а также в том, что талант в музыке
не знает жанровых барьеров и границ. О чем и размышляю в работах "Жизнь
музыкального шедевра в изменяющемся мире", "Шлягер и шедевр", а
также на страницах [сетевого – А.Ш.] Дневника. Любимое
занятие - музицирование (фортепьяно, гитара, баян, блок-флейта). Люблю разную
музыку, от Баха до "King Crimson", от ирландцев до японских гагаку.
Любимые джазовые музыканты - Чарли Паркер, Телониус Монк, Чик Кория».
Сыров Валерий Николаевич родился 15 августа 1947 года в г.
Чапаевске Куйбышевской области.
Доктор искусствоведения, профессор Нижегородской
государственной консерватории им. М.И.Глинки, Заслуженный деятель
искусств Российской Федерации. Председатель Диссертационного совета при
Нижегородской консерватории. В консерватории создал Лабораторию социокультурных
исследований (ЛАСИ), цель которой - объединить молодых музыковедов и
композиторов, интересующихся проблемами музыкального социума…
За счет какой-то особой
внутренней энергетики этот человек выглядит гораздо моложе своих лет. Его
цепкий, глубокий взгляд кажется вначале строгим, но при ближайшем знакомстве
становится теплым. Вдумчивая речь, мягкий тембр, уверенная и чрезвычайно легкая
походка…
Что можно сказать о
человеке, который многого добился в своей жизни? Все у него слаженно, на все
хватает сил и времени. Кроме того, мало у кого встретишь настолько
разносторонние вкусы, совмещающие на первый взгляд несовместимое: классику и
джаз, рок и современную музыку во всех ее проявлениях. Музыкой не ограничивается круг интересов
Валерия Николаевича: одно из самых ярких его увлечений - это фотография.
«Музыка - это зеркало, в которое мы смотримся. В момент восприятия
музыка больше говорит о нас, нежели о себе. То, что мы слышим в ней - это всего
лишь мы сами, наш слуховой опыт, наши воспоминания. Мы подстраиваем эту
объективную музыкальную реальность под наши индивидуальные эмоции, чувства и
мысли. Отсюда - бесконечность и неисчерпаемость музыки (речь, конечно же, идет
о настоящей музыке). Пока люди будут отличаться друг от друга, то и музыка у
каждого будет разной». [запись
из сетевого Дневника]
В.М.Цендровский, в классе которого
В.Н.Сыров окончил Нижегородскую консерваторию по специальности
"музыковедение", рассказывает:
«Он начинал учиться как
баянист, причем хороший баянист. Я вел у народников курс гармонии. Он тогда
обратил на себя внимание своими работами по гармонии - работами повышенного
качества. Вообще народники народ серьезный, интересующийся, но, тем не менее, и
на их фоне он выделялся.
Но и дальше он не совсем порвал с инструментом: помню он играл какую-то
сложную экзаменационную программу, уже будучи музыковедом, искал хороший баян
для концертного исполнения.
Переход на другую
кафедру сложился очень органично, потому что он интересовался музыковедением
по-настоящему.
С ним работать было легко, потому что он очень самостоятельный. Минимум работы: он сам выбирал темы, сам подбирал
литературу, определял круг проблем.
У него с самого начала
был интерес к современной музыке, но не к авангарду. Валерий
Николаевич сразу заинтересовался музыкой Тищенко. Он тогда, будучи еще
студентом, уловил в музыке Тищенко будущую силу, которая будет определять
музыкальную «витрину» того времени».
«Сколько усилий нужно затратить, чтобы убедить человека, что у Баха больше
новаций, чем у всех современных авангардистов вместе взятых. И наоборот,
прямое наследование прошлого у Лютославского, Шнитке, Тищенко... То есть,
композиторов, принадлежащих больше к прошлому, через прошлое резонирующих с
настоящим и будущим. Музыка в своей сути едина. Меняются стили, школы,
композиторские техники, а главное остается и проходит через века»
[запись из сетевого Дневника].
Впоследствии в 1982 году
Валерий Николаевич блестяще защитил кандидатскую диссертацию «Симфоническая
музыка Б.Тищенко» и еще не раз
публиковал статьи об этом композиторе, встречался с ним. Но уже докторская
диссертация "Стилевые метаморфозы рока или путь к
"третьей" музыке",
защищенная в 1998 году открывает для музыковедения совершенно новую сферу
современной музыки. Изданная монография, посвященная учителю –
В.М.Цендровскому, стала первым в нашей стране теоретическим исследованием
арт-рока в контексте современной культуры. Далее, он разработал
авторский курс лекций "Массовая
музыкальная культура", где большое внимание уделяется блюзу, джазу, року
и другим жанрам массовой музыки.
Профессора В.Н.Сырова
знают в консерватории как уверенного в себе и в своих знаниях специалиста,
открытого всему новому. И при этом - он мягкий, интеллигентный человек с
деликатным чувством юмора.
В.М.Цендровский: «Еще со времен студенчества Валерий Николаевич был человеком в любой
ситуации владеющим материалом и владеющим самим собой. И
хотя было много трудностей, его профессиональная дорога идет ровно».
Д.Р.Лившиц, выпускник
класса В.Сырова 1999 года:
«Одно из его счастливых
человеческих качеств – бережное отношение к ученикам. Он умеет направить твою энергию
в продук-тивное русло. Если учит – то очень деликатно. И в трудную минуту
всегда находит слова поддержки. Лично мне общение с Валерием Николаевичем
подарило незабываемые минуты научных открытий, творческого полета, драйва!».
«Сегодня думаю о своей
работе, о занятиях с учениками. Несмотря на какие-то сложные моменты, они
приносят колоссальное творческое удовлетворение. Мой девиз - "открывать в
музыке новое". В музыке удивительное рядом с нами и проявляется на каждом
шагу…». [запись из сетевого Дневника]
Ирина Корнилова, студентка II курса:
«На уроках гармонии у В.Н.Сырова
я научилась импровизировать, значение гар-монии изменилось для меня. Я стала более
раскованно чувствовать себя за фортепиано, и не только на уроках гармонии.
Очень нравится еще один предмет Валерия Николаевича – «Массовая музыкальная
куль-тура». Для доклада по «ММК» я
взяла тему «Джаз в творчестве И.Богушевской»; Валерий Николаевич дал
возможность об этом написать, не ограничивал в рамках».
Мой педагог в училище
Акинфиева Наталья Сергеевна, когда-то училась вместе с Валерием Николаевичем и
всегда очень тепло вспоминает о нем».
Надежда Белова, студентка IV курса:
«На уроках
специальности творческое общение с Валерием Николаевичем стимулирует
собственные поиски. Он очень помогает – предоставляет слушать
записи из своей фонотеки, дает читать книги. Как человек он очень
интеллигентный, тактичный, обращается к ученикам всегда очень уважительно. В
консерватории действует его Лаборатория: я сама там еще не выступала, но была
на нескольких заседаниях - очень интересно. Он пытается увлечь студентов не
только своим предметом, а вообще помогает шире взглянуть на музыку, на
искусство. Очень рада, что учусь у него!»
В консерватории Валерий
Николаевич ведет спецкурс гармонии на кафедре теории музыки. Его класс по
специальности окончили более 40 дипломников. Многие из них сегодня - педагоги
вузов, музыкальных училищ и школ, музыкальные журналисты, лекторы и деятели искусства.
Кроме этого, преподает
также в Нижегородском музыкальном колледже им. М.А.Балакирева, где ведет
"Историю стилей" и "Импровизацию в стилях".
В.М.Цендровский: «Он
прошел через все стадии, через которые проходит начинающий педагог. Вел сначала
общие курсы, исполнительские, и это ему было не трудно, т.к. он сам был исполнителем,
а потом стал заниматься с музыковедами. Его ценят все. Дело в том, что у него
наряду с чисто музыкальными данными и самостоятельностью, есть такое качество
как духовная интеллигентность, врожденная интеллигентность.
В целом, о нем можно сказать, что он как человек – оптимальный вариант
музыканта, ученого, педагога».
Кроме того, большое
значение имеет джазовая и рок-деятельность Валерия Николаевича в нашем городе:
он возглавляет жюри джазовых и рок-фестивалей, является членом Российской
Ассоциации джазовых журналистов.
Движение – залог
молодости духа… Движение по ступенькам профессии. Движение длинных
пианистических пальцев, отбивающих ритм музыки, или перебирающих по невидимой
«клавиатуре». Движение мысли, открытость навстречу новым знаниям. Движение
вперед…
«Счастье, как "с-частье"
("со-участие"), то есть, ощущение себя "частицей"
человеческой общности, частицей природы, космоса. Любовь не только к
себе, но и ко всему сущему. Как это просто на словах, и как это сложно в
жизни.» [запись из сетевого Дневника]
Фотографии и цитаты из Дневника
взяты
с личного сайта В.Н.Сырова http://www.people.nnov.ru/syrov/
Ширяева Александра
арт-журналист II курса ФДО
|