Может, и правильно, что сезон начат сказкой. Сказка
– это прежде всего чудо, а чего ждут наши театралы от каждого сезона, как не
чуда! К тому же сказок в «Комедiи» не было давно: «Салтан» недавно в двухсотый раз показали, «Пеппи» тоже не первой свежести. А жанр нового спектакля
определили как «волшебная сказка для детей и их родителей». То есть взрослым
тоже прийти не возбраняется.
Основа спектакля – всем известная старая сказка
братьев Гримм. Однако в изложении Устинова и Табакова
она значительно изменилась в плане характеристики героев: каждый гном обрел
свою собственную «физиономию», королеве добавили кровожадности, у принца отняли
право самому спасать невесту, для компании придумали фигуру Главного
исполнителя королевских желаний, - и только Белоснежка осталась такой же нежной
и невинной.
И, надо сказать, в трактовке режиссера Андрея Ярлыкова наибольший интерес представляют именно гномы –
семеро молодых актеров «Комедiи», каждому из которых
в его роли дана возможность вдосталь похулиганить и
покуражиться. Особенно ярко это получается у Руслана Кутлыева
(всех подозревающий Вторник), Николая Шаньгина (задорный Суббота), Игоря Михельсона () и Игоря Кириллова (Пятница-рифмоплет с
замашками Ленина). Остальные еще ищут свой неповторимый рисунок, характер
персонажа. Кроме того, гномам подарена великолепная песня-лейтмотив. Поклонники
аншлагового «Сна в летнюю ночь», конечно, узнают мелодию «Марша гномов», под
которую добытчики и хранители тирольских сокровищ так дружно топают по сцене и
под которую с таким упоением хлопают в ладоши маленькие зрители!
Вся «гномья» часть
спектакля воспринимается «на ура» - здесь сконцентрированы и все шутки, и вся
«детскость» спектакля, ведь гномы – это, по сути, дети, которые никогда не
вырастут. Они в Белоснежке ненадолго обрели чудо материнской любви и ради нее
изменились, ради нее повернулись лицом к миру людей. Это ли не лучшее, чему могут
научиться наши дети?
«Темная» половина, где живет Королева со своими
шпионками – летучими мышами, со своим Исполнителем королевских желаний и
палачом в одном лице (Николай Пономарев) и со своим правдивым, но равнодушным
зеркалом – более спорна. Королева (Екатерина Соколова) – прекрасна, но в ней не
хватает поистине королевского величия, а оттого все зло мельчает. Мыши –
суетливы, Исполнитель туповат... Здесь много и неоправданной жестокости (чего
стоят одни разговоры о поедании белоснежкиного
сердца!). Быть может, эти моменты стоило каким-то образом смягчить: не все то,
что написано драматургами, достойно донесения до детского сознания.
Тем не менее, общее впечатление от сказки остается
очень приятное: динамичный, яркий, музыкальный, контрастный и веселый спектакль
– то, что нужно скучными осенними днями!
Алина ЛИРИНА
|