Александр Корамыслов – поэт и
арт-журналист, родившийся и живущий на родине Петра Ильича Чайковского – в
Воткинске. Активно публикуется в различных изданиях России (Москва, Нижний
Новгород Красноярск, Ижевск) и зарубежья (Германия, США). В 1991-93 гг. был руководителем
воткинского городского литературного объединения. Участвовал в Первом и Втором
Фестивалях молодой поэзии ('91 и '94), организованных Союзом молодых
литераторов "Вавилон". С октября 2000 г.
организует и проводит поэтические вечера в Музее истории и культуры г.
Воткинска - с участием поэтов из Воткинска, Ижевска, Сарапула, Перми, а также
творческие встречи с участием зарубежных гостей. Участник (сверхпрограммный)
Второго московского международного фестиваля поэтов (2001). Член Союза
литераторов Удмуртии, призёр интернет-конкурса "Однословия-2001" в
сетевом проекте Михаила Эпштейна "Дар слова". Призёр конкурса
"Любовь-2002", победитель конкурса любовной лирики (2002 г.) Победитель
четвертого открытого конкурса в области культурной журналистики "Лучший
журналист "Культурной столицы 2004"" в номинации «Культурное
событие». Призёр пятого открытого конкурса культурной журналистики программы
«Культурная столица Поволжья» (2005 г.).
При помощи интернета мы взяли интервью у столь
примечательной личности.
- Вы – литератор и
журналист. Каким жанрам Вы отдаете свое предпочтение?
- Начнём с того, что я, прежде всего, пишу стихи. И
поэтическому творчеству уделяю особенно пристальное внимание, полностью разделяя
мнение моего старого товарища, известного московского литератора и культуртреггера,
лауреата премии Андрея Белого Дмитрия Кузьмина, ныне издающего великолепный
новый журнал поэзии «Воздух», о том, что «поэзия
сегодня - познавательная деятельность, приращение смыслов. Права на
существование заслуживают стихи, предлагающие читателю некоторое новое знание и
понимание о мире вокруг человека и о мире внутри человека». Именно
в силу отношения к поэзии как к познавательному процессу, работаю в различных
формах – от традиционных рифмованных до новейшей сверхкраткой – танкеток. В
последнем жанре написал уже несколько сотен произведений.
Не обделяю вниманием и верлибр, а точнее – русский
свободный стих. Нынче, кстати, уже в третий раз участвую в очередном Всероссийском
фестивале свободного стиха, на сей раз проводимом 5-6 мая в Твери.
Иногда пишу небольшие эссе и очерки, а также
«литературные хроники». Последние (цикл статей «Актуальная словесность»), в
большинстве своём были посвящены литературным событиям в ПФО в рамках программы
«Культурная столица Поволжья» http://www.culturecapital.ru.
Именно за них я становился победителем четвертого открытого конкурса ПФО в области культурной журналистики
"Лучший журналист "Культурной столицы 2004"" в номинации
"Культурное событие" и призёром пятого такого же конкурса…
Кроме того, я ещё и блоггер. Свой ЖЖ с
подзаголовком «Лирический вестник» http://koramyslov.livejournal.com
веду уже четвёртый год, публикуя там новые стихи, текущие «корамысли» и т. д.
Кстати, большинство из почти четырёхсот на сегодня моих взаимных ЖЖ-френдов –
тоже литераторы и журналисты разной степени известности.
Между прочим, нынче, как ни странно молвить –
двадцать лет моей сочинительской деятельности. В 1987 году у меня появились
стихи, за которые не стыдно и до сих пор. Давно готов оригинал-макет книги избранных стихотворений
«Имя глагольное». Напечатать же её – определённая проблема.
- Как правило, искусство великих художников прошлого
накладывает отпечаток на творчество несколько последующих поколений мастеров.
Как в Вашем творчестве отразилось культурное наследие Вашего великого соотечественника
П. И. Чайковского?
- В сущности, культурное наследие Чайковского
отражается в моём творчестве постоянно. Как в Лебедином Озере (прошу прощения
за нескромную шутку…). И не только посредством стихов и статей. Я ведь ещё и
музейный работник, служу в Музее истории и культуры г. Воткинска, администрирую
его официальный сайт http://museum.votkinsk.ru.
Совместно с нашим директором Людмилой Фёдоровной Павлуниной пишу проекты на
различные грантовые конкурсы. В основном, на ежегодный Всероссийский грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся
мире", проводимый Благотворительным фондом Потанина. Несколько
наших проектов (увы, не вышедших в финалы конкурсов) были связаны с Чайковским
непосредственно (и придуманными мной названиями, и основным содержанием).
Например, «Лебединый пруд» (2005 г.) с предполагавшимся
фестивалем современного искусства в Воткинске, на берегу и в акватории
городского пруда. Или «Щелкунчик мышью» (2006 г.), направленный на создание новых компьютерных продуктов по истории и
культуре города Воткинска и Воткинского района – для их использования в
повседневной образовательной деятельности нашего музея.
Не могу не упомянуть здесь и реализованный (при
моём участии) в 2005
г. в Воткинске, Ижевске и Перми межрегиональный выставочный проект
"Возвращение. П.И. Чайковский в изобразительном искусстве", подготовленный
нашим музеем к 165-летию со дня рождения Петра Ильича. И который тоже был ярким примером отражения культурного
наследия великого композитора в творчестве современных художников Удмуртии и
Перми (и отчасти в моём творчестве…).
- В 2006 году состоялся Международный конкурс юных
музыкантов «Родина Чайковского» в рамках Первого Международного Фестиваля
детского творчества «Чайковский сегодня» http://tchaykovsky-today.narod.ru. Как это повлияло на
культурную жизнь Воткинска?
- Повлияло ощутимо. И в плане повышения творческой
активности юных воткинских музыкантов, и в плане увеличения количества отличных
«живых концертов» - к радости воткинских любителей классической музыки, и в
некоторых других аспектах. Например, инициатор проведения конкурса и Фестиваля
в целом известный скрипач и дирижёр Ювал Вальдман (США-Израиль) от имени и
поручению своего друга, американского гобоиста Дэвида Майерза (H. David Meyers) передал Музею-усадьбе П.И. Чайковского в Воткинске три тысячи долларов на реставрацию
хранящегося там рояля «Вирт» (1852 г.), на котором Пётр Ильич играл в
отрочестве в Петербурге. Также Ю. Вальдман высказывал намерение оказать
финансовую помощь и в реставрации хранимого и экспонирующегося в нашем музее
первого рояля Петра Ильича («Вирт», 1843 г.), на котором будущий великий
композитор учился играть в Воткинске. Мы надеемся на продолжение нашего давнего
сотрудничества…
- Конкурс был организован американскими музыкантами. На
Ваш взгляд, так выражается настоящая любовь к искусству или это способ
заработать на имени прославленного композитора?
- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. О
«зарабатывании денег» речь, насколько я понимаю, не шла и не идёт.
Идея Фестиваля и музыкального
конкурса пришла к Ювалу Вальдману во время первого посещения им Воткинска 10
октября 2004 г. (тогда прошла творческая встреча с музыкантом в Музее
истории и культуры г. Воткинска в рамках его турне по
Культурным столицам Поволжья (проект "Музыкальные мосты" программы
"Культурная столица Поволжья")). Я сам был этому свидетелем – поскольку Ювал сразу же поделился своими
мыслями с узким кругом участников встречи.
И тот свершившийся факт, что Ю.
Вальдману немалым личным трудом удалось «раскрутить» эту идею, привлечь к её
реализации многочисленных партнёров и спонсоров, авторитетных музыкантов из
США, Германии, Италии, России, Казахстана в жюри конкурса, выявить и по
достоинству оценить молодые дарования из разных стран – на мой взгляд,
разумеется, говорит о бескорыстном служении музыке и искусству вообще…
- Вы были в
составе жюри литературного конкурса «Музыка Чайковского в слове», проходившего среди школьников в рамках Фестиваля
детского творчества «Чайковский сегодня». Что Вы можете
сказать о его уровне?
- В целом конкурс порадовал – и числом участников,
и качеством многих представленных текстов, нетривиальностью, а порой и большой
оригинальностью детских взглядов на музыку и личность Петра Ильича.
Как написал другой член жюри конкурса Константин
Кешин (Казахстан): «Читая работы,
присланные на конкурс, в особенности, те самые, что после отбора попали в
избранный круг лауреатов и призеров, не перестаешь удивляться многому. В
частности, насколько дорого младшим нашим современникам музыкальное, более
того, духовно-интеллектуальное присутствие великого русского композитора в
эпоху невероятной засоренности мира разнообразным звуковым и словесным мусором.
Наши юные авторы нисколько не чувствуют себя скованными грубым диктатом плохого
вкуса; не собираются они подчиняться чему-то заимствованному и подражательному.
И прозаики, и поэты смогли общаться с Чайковским без казенной отдаленности от
гения. Наоборот, чрезвычайно привлекательно, что они воспринимают наследие
великого человека, его непростые житейские обстоятельства сердечно и живо».
И я с ним полностью согласен.
Добавлю, что в номинации «проза» удач было явно
больше, чем в номинации «поэзия». Что, в общем, понятно: стихи требуют большей концентрации идей и образов,
больше душевных и духовных усилий, а это сочетание не так уж часто встречается
и у взрослых, опытных, авторов. Остаётся надеяться, что конкурс станет
традиционным – и юные литераторы ещё предъявят миру новые интересные
произведения, посвящённые музыкальному гению…
- На Ваш взгляд, насколько применима к Чайковскому фраза
из Библии «Нет пророка в своем отечестве»?
- Сейчас, к счастью, неприменима совершенно.
Сегодня Чайковский (в отличие от многих наших талантливых современников,
особенно – живущих в провинции) – безусловный «пророк в своем отечестве». И не
только в Воткинске, по праву считающемся его малой родиной, но и в Ижевске, к
которому Пётр Ильич имел весьма опосредованное отношение, в Удмуртии в целом
(коей в 19 веке вообще не было на карте). Думаю, он сам немало бы удивился
тому, что имя его сегодня – один из главных и практически официальных брендов в
республике, о которой он понятия не имел при жизни.
Даже небольшие культурные проекты в Воткинске и его
окрестностях ныне стало модно и «актуально» связывать с именем и творчеством
великого композитора. В этом отношении не отстаёт и город Чайковский Пермского
края, появившийся лишь во второй половине 20 века. Не знаю, как обстоят дела в
Кирове, но и он, будучи в прошлом административным центром Вятской губернии,
включавшей в себя и посёлок Воткинский завод, по-моему, тоже вполне мог бы
участвовать в данном процессе…
И по большому счёту это замечательно – поскольку
способствует исполнению желания композитора, чтобы музыка его распространялась,
«чтобы увеличивалось число людей, любящих
её, находящих в ней утешение и подпору».
Екатерина Кузнецова
|