на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Царственная Вера

 


Каждый артист связывает свою судьбу со сценой по-своему. Вера это решение приняла еще в раннем детстве, уже тогда она разыгрывала дома маленькие драматические спектакли и пела. На традиционный вопрос взрослых: "Кем ты будешь, когда вырастешь?" – маленькая девочка, не задумываясь, отвечала: "Я буду петь и стану народной артисткой!" Тогда эти слова, наверное, вызывали улыбку, но сейчас – лишь удивление и восхищение целеустремленностью и упорством, с которым достигала она эту вершину.

В становлении молодой вокалистки огромную роль сыграли ее первые педагоги. Наставницей по вокалу в музыкальном училище Усть-Каменогорска стала Антонина Михайловна Шилова, обладающая прекрасным меццо-сопрано. У нее девушка постигла первые секреты певческого мастерства. Педагогом по свердловской консерватории у Веры была настоящая звезда – солистка Свердловского оперного театра, Заслуженная артистка России Маргарита Разумниковна Глазунова. Она обладала не только богатым меццо-сопрано, но и огромным артистическим опытом, насчитывающим более тридцати лет на сцене. С большим интересом студентка ловила ее каждое слово. А уже на пятом курсе консерватории молодая певица сама дебютировала в Свердловском оперном театре в сложной романтической роли "Эболи" в опере Дж. Верди "Дон Карлос". За исполнение этой партии она получила отлично с плюсом на государственном экзамене и поздравления от дирижеров и артистов театра. Конечно, в дальнейшей творческой жизни певицы было много побед, но это - первая, а поэтому самая яркая. Именно тогда Вера Сурикова поняла, что стала артисткой. Кстати, с этой же ролью связана еще одна светлая страница биографии: в1982 году за исполнение этой партии на Всесоюзном Фестивале музыкальных театров в Минске она была удостоена специального приза и звания Лауреата. В Свердловском оперном театре, где она начинала артистическую карьеру по окончании консерватории, она прошла прекрасную школу у великого дирижера Народного артиста России Евгения Колобова.

Творческая жизнь артиста часто связана с переменой мест. Так случилось и у нашей героини. Прежде чем обосноваться в нашем городе, ей довелось работать на многих сценических площадках страны, в том числе Екатеринбурга, Воронежа, Кишинева.

С приездом Веры Суриковой в 1990 году Нижний Новгород открылась новая яркая глава в истории Нижегородского Академического оперного театра им. Пушкина. Вот что, например, писали о певице в "Нижегородском рабочем": "Встреча с этой певицей стала поистине открытием и как бы вживую раскрыла слова Антонины Васильевны Неждановой, которая говорила, что "наиболее совершенным выразителем тончайших духовных переживаний человека является голос. Ему подвластна вся сфера человеческих эмоций: горе, радость, любовное волнение и гнев, мягкая лирика и глубокий драматизм". Глубина создаваемых образов, проникновенность пения и красота сильного меццо-сопрано новой солистки мгновенно завоевали сердца нижегородских любителей оперы. Вокруг певицы сразу возник круг почитателей ее таланта. С тех пор и по сей день их любимица никогда не уходит после спектакля без цветов.

Величину этого певческого дара оценили и столичные театры. Нашей героине посчастливилось петь на сцене знаменитого Мариинского театра с партиями Верди из опер: Азучена "Трубадур" и "Амнерис " "Аида". А партию Любаши из оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" она исполнила в Санкт-Петербурге в Малом Ленинградском оперном театре (ныне – театре им. Мусоргского)

 Певице рукоплескали даже за рубежом. Во Франции и Македонии она блестяще выступала в роли "Амнерис". В Германии ее прекрасное пение слышали в "Мазепе" П.И.Чайковского ("Любовь Кочубей") и в "Борисе Годунове" ("Марина Мнишек") М.Мусоргского. В Голландии, спев "Графиню" в "Пиковой даме" Чайковского, она покорила зрителей красотой и сочностью голоса, богатым артистизмом и безупречным французским произношением. Во время гастролей в Италии с оркестром народных инструментов под управлением Заслуженного деятеля искусств В.Кузнецова она полюбилась слушателям теплотой исполнения русских народных песен и романсов. Любовь к проникновенному камерному пению – еще одна грань таланта артистки. Ведь именно здесь высвечивается вся акварель переживаний человеческой души. Мастера русских песен и романсов – Надежда Андреевна Обухова, Федор Иванович Шаляпин стали для нашей героини примером всей творческой жизни:

- Эти знаменитые, личности несли в себе такой заряд энергии и такой магнетизм, который подвластен не каждому певцу. Они имели не только великолепные голоса, но и прекрасную душу, которая сливалась с музыкой. Этого добиться может не каждый, но они это умели.

Эти слова с восхищением и уважением произносит Вера Сурикова, понимая, сколько труда и любви нужно отдать профессии, чтобы добиться хотя бы части их успеха. Поэтому так искренне звучат ее пожелания огромного трудолюбия и упорства, большего проникновения в глубину образа, которые она адресует своим студентам, только начинающим певческую карьеру, Вера Спиридоновна – требовательный, но справедливый педагог. Она раскрыла секреты профессии многим своим студентам, вырастила не одну звездочку. Среди ее учеников: Заслуженная артистка Мордовии Ирина Пережогина, Лауреат Международного конкурса им. Беллини в Италии Елена Шкурко, Лауреат Всероссийского конкурса "Солдатская песня" Ирина Останина, Лауреат уральского регионального конкурса Наталья Марусева.

О своем педагоге ее ученики отзываются с огромным уважением и неподдельным восхищением. Вспоминает выпускница Елизавета Рзаева:

- Когда я в первый раз услышала, как Вера Спиридоновна поет партию "Амнерис" в «Аиде» – я заплакала. Так взволновал меня ее голос. Она необычайно сильно передает характеры своих героинь, и я верю в то, как она проживает их жизни. Она поистине гениальна в своей профессии, потому что очень трудоспособна и того же требует от всех своих студентов.

Вера Спиридоновна живо интересуется не только вокальными успехами своих студентов, ей небезразличны их интересы и судьбы... Она часто приносит на занятия статьи, книги, советует сходить на то или иное культурное событие. Страстно любит живопись, литературу, с увлечением предается изучению иностранных языков и, конечно, зажигает своим примером огонь любознательности у своих учеников.

За тридцать три года работы на сцене в сокровищнице Певицы накопились бесценные партии: "Любаша" Римского – Корсакова и "Кармен" Ж.Бизе, "Азучена", "Прециозилла", "Ульрика" и "Эболи" Верди и "Адальжиза" В.Беллини, "Кончаковна" А.Бородина и"Любовь" и " Графиня" П.И.Чайковского, "Марина Мнишек" М.Мусоргского... Этими дарами Вера щедро делится со зрителями. В благодарность за это высокое служение искусству, за профессиональную высоту, на которой она находится все эти годы, - почитатели называют свою любимицу «Царственной Верой». Глядя на красоту и стать их примадонны, понимаешь справедливость этих слов.

Как сложно достичь таких высот, но Вера Сурикова постоянно ставит перед собой новые вершины. Сейчас она готовит партию "Графини" из "Пиковой дамы" П.И.Чайковского в новом проекте театра. Знаем, что и эта роль станет незабываемой страницей в ее долгой творческой судьбе.


 

арт-журналист II курса ФДО

Наталья Дзюбо

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт