на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Пасхальный хоровой собор

По прибытии архиепископа нижегородского и Арзамасского Георгия. Было сводным составом исполнено торжественное песнопение «Христос воскресе». Соединение тринадцати хоровых коллективов в мощном звучании, помноженное на изумительную акустику Собора, создавало непередаваемое ощущение. После первых аккордов все собравшиеся почувствовали, что значит выражение «утонуть в звуке»!

Из коллективов-участников наиболее яркое впечатление произвёла мужская капелла Московского Кремля «Благовест» (руководитель Л.Г. Панкратов). В тот вечер в их исполнении прозвучали: «Днесь всяка тварь» С. Дегтярёва; «О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе» и «Скоро предвари» П. Чеснокова; «Дивен бог» П. Зыковой и грузинский «Тропарь Пасхи». Сложно усомниться в профессионализме этого коллектива, его отношение к исполняемым сочинением не может оставить равнодушным. На мой взгляд, пение мужского хора является наиболее соответствует обстановке православного храма, и у меня была счастливая возможность ещё раз в этом убедиться.

Больше всего поразило исполненный москвичами концерт «Днесь всяка тварь» С.Дегтярёва. Удивил темп, выбранный ими при исполнении этого сочинения. Несмотря на то, что первая часть прозвучала почти вдвое быстрее принятого, смысл произведения не потерялся, оно было «слушаемо», не создавало ощущения «суеты».

В «Соборе» принимали участие детские хоровые коллективы: хор мальчиков нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина (дирижёр А.Ю. Орлов); концертный хор «Камертон» Дома творчества им. В.П. Чкалова (дирижёр С.И.Смирнов), хоровые коллективы воскресных школ. Детские голоса в храме прозвучали немного резковато, возможно, были выбраны слишком сложные произведения. Несмотря на эти нюансы, детские коллективы выступили, в целом, на достаточно высоком уровне.

Не просто писать об уровне выступления «взрослых» коллективов, сравнивая их по одинаковым критериям. Безусловно, пение светских  и духовных хоров заметно отличалось. Первые (камерный хор «Нижний Новгород», академический хор ДК «ГАЗ», академический хор лингвистического университета) звучали более стройно, практически, без шероховатостей, но, увы, нередко теряя внутреннюю наполненность. Иногда было трудно понять, о чём они поют: звук летел, он был мягким и ровным, но ощущения «Пасхальности» не возникало. Концертная интерпретация духовной музыки  Д. Бортнянского и П. Чеснокова должна отличаться от исполнения в церкви, а этого не было заметно. Церковные хоровые коллективы по качеству исполнения уступали профессионалам, но смысловая наполненность и искренность их пения, заставляла забыть о некоторых шероховатостях.

К слову, «пасхальность» в тот вечер мало ощущалась. Если на первом Соборе год назад был предусмотрен пасхальный репертуар, то на нынешнем масштабном хоровом концерте от Пасхи осталось, к сожалению, только название...

Пасхальный Собор состоялся: стал более представительным географически и профессионально. Вот только получился при этом более «Хоровым» нежели «Пасхальным»...


 

Арт-журналист II курса ФДО

Мария Макарова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт