Тихий вечер в провинциальном маленьком Воткинске…
В большие окна музея–усадьбы Чайковского заглядывает мягкий закат, касаясь
последними лучами дня старинного рояля. Это первый рояль тогда еще маленького
Петра Чайковского. Именно с него началась Большая Музыка… Но после отъезда
семьи Чайковских рояль замолчал. Надолго замолчал. И многие думали, что уже
навеки. Усадьба стала музеем, а рояль - его экспонатом. Чтобы инструмент снова
зазвучал, требовалась серьезная реставрация, средств на которую не было. Но в
2005 году все изменилось. На 2006 год был запланирован Первый Международный
Конкурс юных музыкантов «Родина Чайковского». И стало известно, что рояль будет
реставрироваться. Но кем и на какие средства? Оказывается, американский меценат
Дэвид Майерз (владелец казино в Нью-Йорке!) выделил
для реставрации 3 миллиона долларов. Видимо, меценатство в сфере искусства еще
живо! Но… может, вместе с реставрацией, рояль утратил что-то особенное,
«настоящее», что ли? Все возникшие вопросы я решила задать самому фортепианному
мастеру.
Сергей
Гоголев - член Ассоциации фортепианных мастеров
России и Европейского союза фортепианных мастеров (Europiano). Начал свою мастеровую деятельность, как
настройщик-любитель, после дирижерского хорового отделения музыкального училища
дирижерского хорового отделения 1991 году. Первое образование, как мастер,
получил осенью 1991 года. Учился у
известного профессора – акустика Порвенкова Валерия
Григорьевича. Ежегодно выезжает для обмена опытом в Германию, Бельгию для встречи
с мировыми производителями Bechstein, Bluthner, Petrof (на
выставке в г. Франкфурт).
-Реставрация рояля
Чайковского – это Ваша первая работа подобного рода?
- Я занимался ремонтом
и реставрацией пианино и роялей различного уровня сложности. В частности, в
Республиканском Доме Радио восстановил после пожара два немецких рояля фабрик Bluthner и Forster.
- Откуда «родом» рояль
Чайковского и сколько ему лет?
- Ему уже более 150
лет, изготовлен он в Петербурге совместно с Германией.
- Скажите, пожалуйста,
насколько сильно реставрация изменила инструмент?
- Рояль требовал
серьезной работы. В нем все – куда ни посмотри, было сломано, искорежено, ножки
покосились, внутри также многое было неладно – пришлось коснуться каждой
детали.
- Значит прежней осталась
лишь внешняя оболочка?
- Не совсем так.
Произошла замена струн, молотков, причем использовали материалы немецкого
производства. Основа рояля сохранена, а это – не только корпус.
- Как изменилось звучание?
- Звук рояля не
пострадал и не изменился. Можно было улучшить звучание – заменить опору струн,
и он стал бы более яркий, качественный. Но я не стал этого делать, ведь тогда
действительно, это будет звук уже не рояля Чайковского, а просто современного
инструмента. В нынешних роялях струны лежат на металлических порожках, которые
подставляются под струны, а там опора - деревянная. Металлическая струна теряет
свое звучание на дереве. Звук остался таким же деревянно-глуховатым, каким и
был изначально. Вообще рояль имеет клавесинное «прошлое», струны у него
располагаются – прямо, то есть в корпус клавесина была вмонтирована
молоточковая механика.
- Кто ещё кроме Вас
участвовал в реставрации инструмента?
- С нами работал
мастер из Екатеринбурга Виталий Иванович Баталов и его подмастерья.
- Сколько длилась
реставрация?
- Сама реставрация -
около трёх месяцев, но подготовка заняла более полугода. Работа была окончена
26 августа 2007 года – перед началом 1 Международного конкурса юных скрипачей
«Родина Чайковского», который состоялся в начале ноября.
…Рояль словно очнулся
от долгого сна. Теперь он снова звучит, и звучит по-прежнему – мне кажется, для
рояля Чайковского это самое главное. Теперь музыканты, приезжающие на родину
Петра Ильича, могут прикоснуться к клавишам этого рояля. Здесь часто выступают
вокалисты, скрипачи, а вот пианисты намного реже – берегут инструмент. Как
говорят работники музея, «наш инструмент не любит бравурной музыки»!
Екатерина
Кузнецова
|