Статьи
|
РОМАНТИЧНЫЙ КЛАССИЦИЗМ АЛЕКСЕЯ ЛЮБИМОВА
Смысловым центром
очередной встречи в рамках бетховенского абонемента стал Четвертый концерт для фортепиано
с оркестром великого венского классика в исполнении Любимова. Однако с первых
же аккордов вступления пианист словно бросил вызов академической традиционности,
заставив слушателей задуматься: что же такое стили, существуют ли четкие
границы между ними и к какому из многочисленных "измов"
относится Людвиг ван Бетховен?
Каждая ступень
традиционного музыкального образования все глубже внедряет в человеческое
сознание непреложную истину: Бетховен является образцовым представителем
венского классицизма со всеми вытекающими последствиями - строгостью,
сдержанностью в выражении чувств и архитектоничным
содержанием, заключенным в строгую форму. Но вот на сцену выходит Алексей
Любимов и с помощью звуков бетховенского концерта убедительно говорит
слушателям, что все атрибуты классицизма как стиля - не более чем условность,
зафиксированная в пыльных учебниках. Весьма откровенные романтические
интонации, полная свобода в выборе темпов, богатейшая колористическая палитра,
смелая обильная педализация наряду с отточенной бисерной мелкой техникой –
такой роскошный спектр используемых пианистом выразительных средств в Бетховене
поначалу может даже шокировать. Однако уже к середине первой части становится
понятно, что цель музыканта состоит вовсе не в том, чтобы потрясти публику,
сыграв все "наоборот"; просто для Любимова не существует в
отдельности сдержанного сухого Бетховена и нежного теплого Шопена, непоколебимо
серьезного Баха и яростно сумасшедшего Шумана. Все они - лишь представители
великого искусства, имя которому - Музыка, а музыке изначально присуще чисто
человеческое, непосредственное, эмоциональное. Поэтому и Бетховен у Любимова
нередко звучал по-шопеновски мягко и интимно, и на
бис пианист блестяще сыграл музыкальный момент Шуберта. В самом деле, Шуберт и
Бетховен жили в одно время, и, возможно, только благодаря свеженаписанным
учебникам один из них стал называться последним классиком, а другой – первым романтиком…
С Любимовым можно
спорить, не соглашаться, считать его "интеллектуальным" возмутителем
спокойствия и рациональным экспериментатором. Все это отнюдь не помешает ему
оставаться интереснейшим музыкантом и неутомимо генерировать новые находки, смешивая
композиторские стили, словно краски, и создавая тем самым свой неповторимый
стиль - исполнительский, что, возможно, является одним из высших достижений
пианистического искусства.
Руслан Разгуляев
|
|