Ефрем Подгайц – заслуженный деятель искусств
России, член правления Союза московских композиторов. Среди основных сочинений:
9 опер, 20 концертов для различных инструментов с оркестром, несколько кантат, особая
область творчества композитора – музыка для детского хора. Французская фирма «Opus 111» выпустила CD с записью «Весенней мессы» для
детского хора, органа, а также авторский CD «VOX SPIRITUALIS».
Музыка Подгайца постоянно звучит на музыкальных
фестивалях в России и за рубежом. Многие сочинения являются обязательными в
программах авторитетных международных конкурсов. А 4 мая 2003 года во Франции М.Ростропович дирижировал
написанным по его просьбе сочинением для оркестра виолончелей «Post festum».
Меня как композитора и журналиста не могла не
заинтересовать столь яркая личность. Я побеседовал с Ефремом Иосифовичем в жанре Web-интервью.
- Когда Вы решили стать композитором? Что повлияло на Ваш
выбор? Расскажите, пожалуйста, у кого Вы учились?
- Вообще
заниматься музыкой начал поздно - в 9 лет. Лет в 11 начал сочинять. Первые
произведения - Концерт для скрипки соло и Фантазия для скрипки и фортепиано
памяти Грига написаны в музыкальной школе.
Моей учительницей была Надежда Марковна Годьденберг. Она же познакомила меня с Евгением Чаплыгиным
- тогда студентом Московской консерватории и он год (до училища) занимался со
мной композицией. В училище при Московской консерватории я учился у А.И.Пирумова. В Московской консерватории - первые три года
у Ю.М.Буцко, а заканчивал у Н.Н.Сидельникова.
- Вы - автор около двухсот сочинений едва ли не во всех
существующих жанрах: от оперы до песни, от мессы до киномузыки. И все же, какие
жанры Вам наиболее близки, и почему?
- Наверное, могу сказать, что жанр концерта мне
наиболее интересен и близок. Уже написал их более 20. Почему? Наверное, в
каждом инструменте, избранном в качестве сольного, интересно увидеть
оригинальную "личность" со своей историей, со своими
взаимоотношениями с окружающим миром.
- "Весенняя месса" - одно из самых популярных
Ваших произведений. Как появился его замысел?
- Не уверен, что "Весенняя месса" так
популярна, по моим наблюдениям её давно перегнал Концерт для мандолины. Для
меня "Missa veris"
- очень важное сочинение. Я дружу с
замечательным Детским хором "Весна" под руководством А.Пономарёва.
В 1997 году в здании школы должен был открыться
новый, настоящий орган фирмы «Шуке». И я решил
написать сочинение для хора и органа.
Кроме того, в это время со мной произошло нечто
мало приятное и послужившее толчком к тому, чтобы это сочинение стало Мессой
(пусть и весенней).
- Ваша музыка звучит по всему миру - в США, Германии,
Франции. Есть ли особенности исполнения в разных странах, и где Вы, как автор,
чувствуете себя наиболее комфортно?
- Лучше всего я чувствовал себя в Лондоне, когда
М.Ростропович репетировал и дирижировал моей второй симфонией, а играл
Лондонский симфонический оркестр. В России я никогда не слышал свои оркестровые сочинения в таком исполнении, в
таком зале, с такой публикой (концерт проходил в «Барбикан-центре»).
- В XX веке между композитором и слушателем образовалась
большая преграда. Ощущаете ли Вы ее, и как Вы относитесь к этой проблеме?
- Я думаю, что здесь две проблемы. Первая: к
сожалению, часто преградой становится сама музыка - когда композитор перестаёт думать о
слушателе, когда его перестаёт интересовать для чего и для кого он пишет.
Вторая: новая музыка почти не имеет шансов
конкурировать с классикой. Её просто не играют, не пускают на концертную
эстраду, а государство совершенно устранилось и не проводит никакой политики по
отношению к новой музыке.
- Кого Вы могли бы внести в символическую топ-пятерку
наиболее значительных композиторов ушедшего XX века, и почему?
- Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Барток, Мессиан. Мне кажется, что
они обладали ярчайшей индивидуальностью,
создали каждый свой стиль (да-да, и Стравинский!), и, несомненно были крупными
личностями, масштаб их мышления соответствовал масштабу музыкального дарования.
- Вам знакома музыка композиторов нижегородской школы?
Если да, то как Вы относитесь к ней?
- Я не могу сказать, что знаком со школой, а вот её
главу, Б.С.Гецелева знаю, и его музыку очень люблю.
Она всегда написана мастерски и часто с удивительным чувством юмора.
- Мы живем в неромантическую, технизированную
эпоху. Как Вы считаете, возможно ли сегодня широкое возрождение интереса
композиторов к романтизму?
- Пока человек не превратился в биоробота
и не потерял душу, думаю, всегда будет
востребована музыка, обращенная к этой душе.
- Какие из Ваших сочинений готовятся к исполнению в
ближайшее время?
- В 24 марта этого года в Санкт-Петербурге
намечена премьера моей оперы "Принц и Нищий" в театре
"Зазеркалье", а 19 мая в Москве - премьера рок-классик оперы
"Повелитель мух" (по Годингу) в театре им. Н.Сац.
Сергей Попов,
арт-журналист I курса ФДО
|