Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Интервью  |  Российско - германское образование? Sehr gut!

Ина Бризе возглавляет TestDaF-центр и представительство Германской службы академических обменов (DAAD) в Н.Новгороде. Ина - единственный человек в области, имеющий право принимать экзамен TestDаF (Test Deutsch als Fremdsprache). Его сдача является одним из условий поступления в немецкий ВУЗ. Ина изучала русский язык и литературу в Магдебурском университете и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, который успешно окончила. В настоящее время преподаёт немецкий, занимается культурной работой, стипендиальными и студенческими программами по обмену.

-Ина, в немецких университетах и Fachhochschule признают российский аттестат о высшем образовании?

-По-разному. В Германии существует такое понятие, как вузовская автономия. Это значит, что немецкие ВУЗы имеют право почти любой вопрос решить самостоятельно. Например, если подать документы в десять разных ВУЗов, то, скорее всего, будет десять разных ответов. Многие немецкие университеты российские дипломы, как правило, не признают, ведь Россия не является членом ЕС. В определённом смысле это хорошо: в таком случае есть шанс получить высшее образование в Германии бесплатно, т.к. оно будет рассматриваться в качестве первого. За второе, как правило, платят все.

-Что нужно сделать для поступления в немецкий ВУЗ?

-Во-первых, необходимо выбрать специальность. Надо знать, на пример, как постдипломное образование в ФРГ будет связано с полученным в России образованием. Во-вторых, следует узнать, что именно предлагают немецкие ВУЗы. Необходимо ознакомиться с условиями поступления на сайте конкретного немецкого университета или Fachhochschule, там же есть раздел «Постдипломное обучение». По электронной почте следует отправить запрос, например, я такой-то и оттуда-то. Дальше всё должно пойти своим ходом: ответ из ВУЗа, сбор документов, сдача TestDaF… Среди моих русских знакомых немало тех, кто успешно справляется с учебной нагрузкой в Германии. Мне кажется, после российской жёсткой системы обучения им уже ничего не страшно.

-Какое образование получают нижегородские студенты в Германии?

-Как правило, финансово-экономическое. Причём выпускники нижегородских ВУЗов выбирают в основном образование постдипломное и прекрасно справляются. Если раньше учащиеся стремились в Германию, лишь бы из России уехать, а там будь что будет, то сейчас они более разборчивы и ищут возможностей для карьерного роста.

-Вы учились в Германии и России. Чем на ваш взгляд отличаются российские студенты от немецких?

- В России университетская программа во многом напоминает программу школьную, например, в плане наличия жёсткого расписания. В Германии студенты составляют своё расписание сами. На первых порах, конечно, им нелегко, но они быстро взрослеют и становятся организованнее. Российские же студенты привыкли, что за них всё делают старшие. У меня учились на первом курсе даже шестнадцатилетние. Это дети! Взрослеть они начинают только к третьему курсу. Насколько я знаю, в российских школах в качестве эксперимента вводят двенадцатилетнее обучение. Подобное начинание можно только приветствовать, поскольку учащиеся станут выше не только по уровню знаний, но и в плане развития в целом.

-А есть недостатки у немецких студентов?

-Да, есть. В Германии немало «вечных студентов». Многие из них где-то подрабатывают, они получают первое высшее образование, даже когда им уже за тридцать. Это тоже довольно странно и, как мне кажется, связано как с вопросом финансирования учёбы, так и с далеко не совершенной системой высшего образования ФРГ.

-Сколько учащихся приезжают через DAAD в Нижний из Германии?

-Каждый год по-разному. Бывает время, когда практически не приезжает никто. Иногда приезжают группы из трёх-четырёх человек, потом опять никого нет. Мне кажется, многие немцы учатся здесь только ради галочки в документе, чтобы потом сказать: «Я изучал язык в России!» Они не слишком горят желанием съездить в провинцию, предпочитая жизнь столичную. Иногда кажется, что они вообще не представляют себе, куда едут. Получается, что они, будучи совсем неподготовленными, уезжают на несколько месяцев за границу.

-Почему вы решились взяться за изучение такого сложного языка, как русский?

- Я начала его учить не совсем по своей воле. В ГДР с мнением учащихся не очень считались. После распада СССР русский язык в Германии перестал быть востребованным. Пришлось выбирать: продолжать учить или нет. Я решила продолжить, т.к. с 90-го успела пройти языковую практику в Н. Новгороде и на Украине. Не бросать же начатое. Я приехала в Н. Новгород, поступила в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова и окончила филологический факультет. Однако я считала и считаю сейчас, что совершенствование лингвистических навыков не является моей главной задачей. Мне более интересен страноведческий аспект: понять русского человека, знать, что и почему происходит в России.

-Вы можете сказать, что русского человека изучили?

-На этот вопрос никогда не будет окончательного ответа.

-Почему вы не выбрали, например, Москву или Санкт-Петербург?

-Вообще мне предлагали Москву, Н.Новгород и Краснодар. В Москве жить слишком дорого, в Краснодаре – не слишком перспективно, а Нижний мне понравился сразу. В 1991 г. он был не таким, как сейчас. Исчезает шарм города. Идут под снос чудесные старые здания, на их месте появляются новые безликие многоэтажки. Сейчас Нижний утрачивает свою самобытность.

-Неужели вас не пугали сложности, с которыми вам пришлось столкнуться в России, когда приехали?

-Нет. С одной стороны, конечно, в общежитии, где меня поселили, жить было жутко. Везде царил хаос. В завтрашнем дне не был уверен никто. Но, с другой стороны, было ощущение, что здесь и сейчас творится история. К тому же, я искала приключений, мне было всего двадцать лет. Сейчас, конечно, я бы ни на что подобное не решилась. Но я не жалею: жить в России по-прежнему интересно.

Николай Кочнев

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"