Валерий
Георгиевич, вы работаете в консерватории с 1974 года. Какой была кафедра
специального фортепиано тогда?
-У меня, как человека, уже имеющего право назвать
себя «ветераном» кафедры, остались самые благоприятные впечатления от той
эпохи. Хотя, возможно, это связано и с возрастом – ведь прошлое часто предстает
в нашей памяти в более выигрышном свете, чем оно было на самом деле. И, тем не
менее, имена людей, преподававших тогда на кафедре, сейчас заслуженно стали
легендарными. Некоторые из этих замечательных музыкантов – к сожалению,
немногие – и ныне продолжают работать в консерватории. Среди же тех, кто ушел,
особое место, безусловно, занимают Берта Соломоновна Маранц,
Василий Васильевич Шауб, Софья Валерьяновна Полякова.
Теперь я воспринимаю то время как период накопления «золотого фонда»: все
профессиональные принципы, являющиеся неотъемлемой частью нижегородской
фортепианной школы – как педагогической, так и исполнительской – были заложены
именно тогда. В те же годы стало постепенно формироваться следующее поколение –
на кафедре постепенно начинали работать Илья Зиновьевич Фридман, Григорий
Самуилович Хаймовский, Любовь Ароновна
Сорочкина и многие другие. Именно тогда появилась
возможность проследить преемственность поколений – а отсюда уже можно делать
выводы о существовании некой «школы».
Можно ли
сейчас говорить о понятии «нижегородская фортепианная школа», есть ли общие
черты в исполнительском творчестве и педагогике тех, кто работал на кафедре 30
лет назад – Б.С. Маранц, И.И. Кац – и тех, кто лишь недавно влился в коллектив
консерватории?
На мой взгляд, в нашу эпоху расцвета информационных
связей понятие школы как некоего анклава, замкнувшегося в себе и своих
традициях, утратило былое значение. У нас появились большие возможности «выхода
в мир», общения с другими странами, людьми с другой ментальностью. Поэтому
школа для меня на данный момент – это в первую очередь профессионализм, как
исполнительский, так и педагогический. В работе педагога консерватории есть
своя специфика: мы не властны над многими вещами, имеющими в нашем деле
громадное значение – я имею в виду талант и все что с ним связано, – но придать
«материалу» огранку и ввести его в настоящее академическое (в хорошем смысле
слова) русло – это наша первая задача. В тщательном проведении этой работы и
заключается профессионализм педагога, и именно качественное воплощение
важнейших педагогических принципов, на мой взгляд, и объединяет всех
музыкантов, работавших и работающих ныне на нашем факультете. Основным
достоинством нижегородской фортепианной школы всегда была солидная высота
планки профессиональных требований, а не какие-либо отдельные исполнительские
особенности.
Чем было
вызвано разделение на две кафедры специального фортепиано?
Во-первых, к моменту разделения кафедра неимоверно
разрослась, и стала трудно управляемой. Во-вторых, исторически сложилось так,
что большинство молодых педагогов, работавших на кафедре, имело
непосредственное отношение к двум ведущим профессорам – И.И. Кацу и Б.С. Маранц.
Разделение кафедры не насаждалось «сверху» - наоборот, оно пошло «снизу», от
самих педагогов, и на тот момент оно оказалось весьма продуктивным с
профессиональной точки зрения. «Раскол» прошел абсолютно безболезненно, и, как
мне кажется, были довольны все: каждый в той или иной мере выразил и реализовал
свои стремления.
Каков сейчас
уровень студентов-пианистов в сравнении с 70-ми годами?
На мой взгляд, он не стал выше. Да и почему он
должен стать выше? Прогресс в нашей профессии – понятие очень относительное.
Что бы Вы
хотели пожелать в связи с юбилеем консерватории и факультета своим коллегам и
студентам?
В первую очередь хочется пожелать стремления к
профессиональному росту, искренней любви к нашему непростому делу. Было бы
здорово, если бы каждый студент-пианист (да и не только пианист) вместе с
традиционными знаниями и навыками впитывал бы еще и атмосферу, дух нашего
общего дома, накопленные несколькими поколениями педагогов. Если нам удастся
сохранить и умножить богатства того самого «золотого фонда», заложенного нашими
учителями, значит, можно будет считать основную задачу выполненной. А для этого
надо как минимум любить Музыку!
Руслан Разгуляев,
преподаватель кафедры специального фортепиано
|