Вслед за слушателями стены, вероятно, оценили также
и божественную игру Дмитрия Стоянова, и неиссякаемую улыбку дирижера Евгения
Клейнера, который стал душой этого праздника; и приподнятое настроение
переходящее в откровенный музыкальный кураж «Солистов», выступающих как будто в
последний раз.
Явно проиграли любители поспать, которые ходят за
этим на концерты в консерваторию. Праздники с участием «Солистов Нижнего
Новгорода» всегда проходят с ажиотажем, а зрительский прием поражает радушием.
Музыканты, несомненно, такого отношения и заслуживают. Благодаря
профессионализму, творческой атмосфере в коллективе, любви и трепетному
отношению к своему делу. «Солисты» всегда живут на сцене как единый организм.
Одно дыхание. Одна мысль. Одни чувства и движения.
Как художественному руководителю коллектива
Владимиру Плаксину удается достигнуть такого результата? Секрет. А может быть,
он нам об этом и расскажет…
- Владимир
Петрович, как создавался коллектив «Солисты Нижнего Новгорода»?
- Он возник в 1981 году. Профессор Ярошевич, тогда
заведующий кафедрой струнных инструментов нижегородской консерватории, создал
студенческий камерный оркестр. Потом Семен Львович уехал в Израиль, и
коллективом стала руководить София Наумовна Пропищан, в настоящее время
заведующая кафедрой. Она создала, по сути, уже новый оркестр солистов «София»,
и управляла им до 2003 года.
- Как Вам
работается с дирижером Евгением Клейнером?
- Замечательно. Это наш первый совместный опыт, и с
первой репетиции стало ясно: Евгений - человек очень эмоциональный,
музыкальный, наконец, «человечный», что очень важно. Нам приятно вместе
работать, а ему, по-моему, тоже.
- Игра
Дмитрия Стоянова безупречна. Может быть, Вы поделитесь своими замечаниями или
пожеланиями к другим музыкантам?
- Дмитрий Стоянов – наша звезда. Он всегда играет
очень хорошо: прекрасная школа, насыщенный тембр, владение инструментом, хотя
инструмент у Дмитрия не самый лучший…
Были претензии, скорее, к себе. Немного не хватило
времени для репетиций, кое-что не успели сделать, например, поработать над
улучшением качества игры и, как следствие, на сцене были потери. Что касается
замечаний, Евгений Клейнер на репетициях давал много полезных и нужных советов.
- Вы
исполняете классические произведения и сочинения последних лет. Что Вас
привлекает в музыке современных композиторов?
- В последнее время мы мало, но стараемся,
насколько это возможно, исполнять современную музыку. У нас в репертуаре есть
сочинения македонских и российских композиторов. Также участвуем в фестивале
новой музыки «Картинки с выставки», но он бывает раз в два года. В современной
музыке много интересного: новый язык, само мышление, строение, динамика
развития.
- Чем
вызвано на концерте соседство таких разных композиторов как Шуберт и Пьяццола;
Барток, Турина и Нино Рота? И Вам не кажется, что музыка второго отделения
несколько «попсовая»?
- Мы в первый раз исполняли музыку Нино Роты, и
коллективу это было интересно. Все же он - композитор для кино, автор музыки к
таким известным картинам, как «Ромео и Джельетта» или «Крестный отец». А в
данном случае – «Концерте для струнных» - он постарался написать нечто
выходящее за рамки киномузыки. На мой взгляд, ему это удалось. Хотя музыка при
первом знакомстве нам не очень понравилась. А потом как-то вжились... Я не
знаю, насколько уж она попсовая. Конечно, нельзя сравнивать Нино Роту с Бахом.
Но, тем не менее, музыка-то замечательная! А Пьяццолла уже так заигран, что его
творчество можно назвать шлягером классики или «классической попсой». В любом
случае во втором отделении звучала хорошая музыка!
- Кого из
исполненных композиторов Вы считаете современными классиками?
- Пьяццолла, конечно, классик. Он не войдет, он уже
вошел в историю! И не нуждается в нашей с Вами защите, назови мы его попсовым или
каким угодно. Пьяццолла уже написал, то, что всегда будут исполнять, что бы о
нем ни говорили.
- Расскажите
о дальнейших концертных планах «Солистов».
- 1 марта едем в Дзержинск. Нас там ждут, и билеты
уже распроданы. Выступаем с Евгением Клейнером, и к нам еще присоединится
китайская пианистка. Программа будет примерно та же, популярная, только вместо
Шуберта (Квартет «Смерть и девушка» ре-минор) мы исполним Первый фортепианный
концерт Шостаковича. Интересная программа, ее стоит послушать. Буквально на следующий
день, 2 марта мы исполним программу «Сады гармонии» в университете на Покровке.
Будет звучать музыка Баха, Вивальди, Скарлатти, Генделя. Солисты – Наталья
Кириллова (сопрано) и Михаил Полунов (труба).
- Желаю Вам
удачи!
Отзвучали крики «браво!», отгремели «медные трубы»,
а впечатления об этом празднике музыки отпечатались в памяти ярким
воспоминанием.
Сергей Попов,
арт-журналист I курса ФДО
|