Ансамбль «Ars Mobile» не первый раз выступает на нашей сцене.
Трио флейты, баяна и виолончели – единственное в своём роде, уникальное не
только для России, но и для всего мира. Коллектив создан по инициативе
преподавателей ННГК: лауреата 3-х международных конкурсов имени Бартока в Будапеште, композитора В. Холщевникова,
лауреата международных и всероссийских конкурсов, доцента Ю. Гуревича, и
заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры народных инструментов
В. Голубничего. Коллектив стремится к приобщению
широкой публики к академической музыке, благодаря аранжировке классической
музыки. Мы беседуем с преподавателем ННГК Юрием Гуревичем.
- Когда
образовалось содружество ансамбля и композитора?
- Всё началось с того, что как-то в разговоре с
Владимиром Холщевниковым родилась идея: создать
необычный коллектив, где каждый участник, в том числе и автор, смог бы
реализовать свои самые новые творческие находки. Владимир Дмитриевич -
удивительно талантливый человек, обладающий невообразимой фантазией. К тому
моменту у него созрел ряд идей, которые ждали своего воплощения.
- При каких
обстоятельствах вы познакомились?
- Знакомы мы с 1991-го года, когда я исполнил его
поэму-фантазию для баяна соло, написанную в 1986-м году. Я был вторым
исполнителем этого произведения в консерватории после В. Голубничего.
Затем в 1996-м, уже в качестве дирижёра исполнил «Status animi» Холщевникова для виолончели, характеристического оркестра и
ударных. Это - целая симфония, которая звучала более получаса. Тогда она
произвела сильное впечатление: кто-то высказывался, что это не музыка, а кто-то
отзывался восторженно. Следующим этапом был 1999-й год, когда была написана
соната-элегия на темы из детского альбома Чайковского для 3-х струнных
(скрипка, альт, виолончель), оркестра баянов и ударных. В 2004-м году в
консерватории звучала вторая редакция этого сочинения. Несмотря на давнее
знакомство, общение наше не было частым. Тем не менее, периодически мы с ним
пересекались, беседовали о современном положении искусства, о его дальнейшем
развитии. Ведь каждый композитор пытается заглянуть в будущее! И я для себя
находил какие-то ответы на вопросы, стоявшие передо мной.
Шесть лет тому назад родилась идея создать
ансамбль, где «костяком» является баян и виолончель. Для этого состава уже
создано музыки примерно на четыре сольных концерта.
- А есть ли
в истории исполнительства подобные ансамбли баяна и виолончели?
- Если посмотреть в целом, то авторы обращались к
этим инструментам уже давно. У Софии Губайдулиной
есть сочинение «7 слов» для виолончели, баяна и камерного оркестра. У Сергея Беринского - «Светлая печаль» («Dolche dolore») 1991 года.
В Германии довольно распространены сочинения для баяна в камерном ансамбле.
Тому есть две причины. Во-первых, баян – это портативный инструмент. В немецких
костёлах, где нет рояля, на помощь приходит именно баян. А во-вторых,
композитор ищет неординарность, необычные тембры. А баян до сих пор остаётся
для композиторов инструментом «экзотичным», и, к сожалению, не всегда
воспринимаемым профессионалами-академистами.
- Вероятно,
это из-за его специфики. Ведь это зарубежный инструмент, пришедший к нам из
Германии.
- Верно, но дело всё в том, что у нас молодая
баянная школа. И конечно, она уступает, скажем, клавирной школе, которой 300
лет. Более чем в 3 раза – ей нет еще и ста лет.
- Вы
остановились на том, как образовался ансамбль.
- Мы рассматривали вопросы о становлении
коллектива, обсуждали его участников, репертуар. И после, придумали название.
Ведь от него многое зависит. Заголовок определяет дальнейший ход развития. ARS – искусство, MOBILE – движение (имеется ввиду искусство в движении или движение в
искусстве). Что это означает? Конечная наша идея – стремление к акционным формам, инсталляции, перфомансу.
Важнейшая наша цель - разрушить стену между исполнителем и зрителем. В
некоторых случаях сделать публику действующим лицом. Особенность в том, что
наша аудитория может быть и непрофессиональной. Путём её вовлечения в
исполнительский процесс, публика может постичь самую сущность музыки. Вы видели
это на нашем концерте. Ну, а в дальнейшем мы будем развивать данную линию.
- В прошлом
году Вы организовали абонемент «Ars Mobile приглашает друзей». Почему он не продолжен в
нынешнем сезоне?
- В этом году слишком много концертов, связанных с
юбилеем консерватории. А перегружать публику тоже не очень хорошо. Поэтому с В.
Голубничим, профессором нашей кафедры, мы пришли к
решению провести баянный фестиваль в начале марта следующего года и сделать
абонемент как бы концентрированным.
- Будет
звучать музыка современных композиторов?
- Не только. Мы планируем целый сольный концерт,
посвящённый Александру Белошицкому - рано ушедшему из
жизни украинскому композитору. Он хорошо известен нашим баянистам, но не
широкой публике. Также планируется наш совместный концерт с профессором
струнной кафедры Софией Пропищан, где мы исполним
премьеры, ещё не звучавшие здесь. Будут и сольные исполнения, и дуэт баяна со
скрипкой. Также мы планируем исполнение композиции Михаила Броннера
«Адам и Ева» для скрипки и баяна. Из приглашаемых гостей – Игорь Жильцов,
исполнитель из Москвы, который играет на необычном баяне с дифференциалом.
- А что это
за инструмент?
- Обычный баян с мехом, разделенным перегородкой.
Образуются две части: правая и левая, где каждая рука исполнителя
самостоятельна. Этот инструмент очень интересен по тембру и возможностям
репертуара. Пока в России, да пожалуй, и в мире, он звучит достаточно редко.
Игорь Жильцов исполнит переложения популярной классики. Также выступят молодые
лауреаты международных конкурсов, уже уверенно заявившие о себе: Никита Власов,
Венедикт Пеунов, Александр Дударев, Михаил Никифоров.
- Расскажите
немного о каждом из участников ансамбля.
- В первоначальном составе мы играли с Еленой
Смолянской, старшим преподавателем струнной кафедры. Она - прекрасный музыкант
с потрясающей интуицией, большой специалист в области старинной музыки. К
сожалению, проработали вместе всего один сезон. Потребовался новый исполнитель,
и Елена посоветовала свою студентку III курса Наташу Тельминову. Наталья очень
быстро прогрессировала как музыкант, и сейчас она уже аспирантка.
С флейтистом Алексеем Грошевым мы совершенно
случайно познакомились года четыре назад. Просто стояли на улице, и он как-то
привлёк меня энергией и улыбкой. Мы много общались на музыкальные и житейские
темы. В то время из Ростова-на-Дону пришли ноты «Испанских картин для флейты и
баяна» Анатолия Кусякова. У меня родилась идея
озвучить эти ноты в стенах консерватории. В 2003-м году мы с Алексеем впервые
вышли на сцену. Трактовка оказалась удачной. Когда автор услышал диск, то
признался, что это - одно из лучших исполнений его сочинения.
Коллектив - вещь заразительная. Было принято
решение сохранить наше содружество и объединиться в трио. В прошедшем концерте
участвовала пианистка, моя супруга Татьяна. Надеюсь, это не последнее наше
выступление в таком составе. Для квартета с фортепиано Владимир Холщевников
написал парафразы и транскрипции по лирическим пьесам Грига. Этот цикл звучит
около 25 минут. Я надеюсь, что в ближайших сезонах мы его повторим. В прошлом
году была премьера «Моцарт-клавира» для флейты,
баяна, виолончели, клавесина, фортепиано и камерного оркестра. Дирижировал
Игорь Жуков.
- Как Вы
оцениваете перспективы Вашего творческого союза с Владимиром Холщевниковым?
- Мы постоянно укрепляем наш тандем. В нашей
программе много транскрипций и парафраз музыки разных авторов. На предстоящем
фестивале я впервые буду исполнять сольный цикл «Пять каприсов по фортепианным
пьесам op.24
Р.Шумана» для баяна.
- Шуман -
один из моих любимых композиторов. Думаю, эта фортепианная музыка после
аранжировки будет звучать, скажем так, несколько необычно.
- Специфика фортепианной литературы в том, что её
очень трудно адаптировать для баяна. Летом этого года я обратился к Холщевникову с просьбой поместить небольшие фортепианные
пьесы Шумана в такую звуковую среду, чтобы не возникал вопрос их исполнения на
чужеродном инструменте. Композитор глубоко понял мою идею, и осуществил её
буквально за две недели. Впервые в баянной литературе появилось сочинения
романтического плана. Надеюсь, что такой эксперимент окажется удачным!
Анастасия Ишкирейкина,
арт-журналист I курса ФДО
|