на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  «И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ»

«И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ ГОВОРИТ»

Два имени, Шостакович и Свиридов, соединились в одной эпохе. Каждый из этих композиторов по-своему чувствовал и выражал дух времени. Всю жизнь они пели о России, прошли через все перемены и лихолетья. Оба композитора чувствовали свое время по-разному. А оно их и калечило, и берегло, и вот теперь… остается лишь вспоминать. На музыкальном небосклоне провинциального Курска зажглись две звезды. О чём они ТАМ, на небесах, ведут диалог, нам не дано услышать. Но осталась бессмертная музыка, которую мы слышим ежедневно.

2005-06 годы для двух гениев – знаковые. 90-летие со дня рождения Свиридова музыкальная Россия отмечала в декабре 2005 года, а торжества в честь 100-летия Шостаковича продолжаются до сих пор. После масштабных музыкальных фестивалей в Москве и Петербурге эстафету подхватил тихий южный Курск.

Не будем забывать, что именно Курску Россия обязана рождением великого Свиридова. Закономерно, именно здесь было решено организовать новый праздник музыки. Слово приветствия фестивалю выразил президент национального Свиридовского фонда, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Александр Белоненко. В уютном концертном зале Дома Культуры Железнодорожников программу из произведений Шостаковича представил оркестр белгородской филармонии (дирижёр - заслуженный деятель искусств Украины Ришат Нигматуллин). Приятной неожиданностью оказалось идеальное качество звука у этого коллектива. В Первой симфонии Шостаковича дирижёру удалось передать остроту сольных эпизодов, свойственную трагедийно-психологическому симфонизму Мастера. Белгородский оркестр, а в нём сегодня играет молодежь, уже завоевал высокую репутацию среди региональных симфонических коллективов. И вполне мог бы конкурировать с Москвой. До питерской оркестровой культуры, правда, ещё далековато, но если у руля стоит такой влиятельный дирижёр как Р.Нигматуллин, значит, в провинции еще можно возродить традиции, которые в северной столице сохранились со времён великого Мравинского.

Очень важно введение в курский фестиваль идеи просветительских детских концертов. В зале школы искусств прошла XII-я Детская хоровая ассамблея имени Г.В.Свиридова – «Поют дети Курска» с участием хоровых коллективов Курска, Железногорска, Владимира, Москвы, Петрозаводска, Кропоткина, Белгорода. Ребята показали весь арсенал творческих возможностей, проявили себя настоящими музыкантами.

Вспомним строки великого Пушкина: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…» Нынешняя серая, бесснежная зима по-своему сгустила фестивальные краски: как же не хватало русского морозца в день свиридовского концерта! Звучала знаменитая «Метель», а народный артист России, истинный мастер слова Василий Лановой в сопровождении хоровой капеллы «Курск» и симфонического оркестра Курского Университета, читал  пушкинскую прозу.

Но главный аккорд фестиваля прозвучал в последний день. Из архива Свиридова публике была представлена неизвестная кантата «Бич Ювеналов» для смешанного хора, баса и инструментального ансамбля, написанная на стихи Пушкина. Это сочинение - редчайший случай обращения композитора к жанру сатиры. К этой сатирической стороне творчества Пушкина композитор обращался, видимо, лишь один раз. А между тем, композитора всегда привлекало комическое. Много блестящих тому подтверждений встречаем мы, например, в вокальном цикле «Песни на стихи Р.Бёрнса». И хотя, в целом, Свиридов, в отличие от Шостаковича, был далёк от жанра сатиры, в конце 1970-х композитор обратил внимание на эпиграммы молодого Пушкина 1820 – 1824 годов.

Всего сохранилось шесть свиридовских эпиграмм. В кантату вошли не все шесть, а четыре. Шесть частей цикла перемежаются с пседославильными гимнами, которые, скрепляя композицию, усиливают комическую сторону. Надо сказать, хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова и солист Петербургской капеллы и Большого театра Пётр Мигунов донесли до слушателей канцелярские «мирки» всех этих цензоров эпохи Александра I. В основу всей кантаты был положен короткий мотив, заимствованный из вальса Эмиля Вальдтейфеля «Эспанья». На его основе Свиридов мастерски преображает вальсовую тему в зависимости от стиха: то в попевку церковной монодии, то в оперный речитатив. А в финале публика услышала и вовсе механистический обывательский маршик.

В архивах Свиридова сохранились лишь наброски первого номера кантаты (монолога для баса с хором «О муза пламенной сатиры») и авторские записи исполнения этих набросков. Кантату инструментовал петербургский композитор Геннадий Белов, чье мастерское знание оркестра Свиридов в своё время оценивал высоко. Выбор инструментов оказался аналогичен тем, что звучат в свиридовском «Пушкинском венке»: ударные, арфа и рояль. Для последнего номера «Воспитанный под барабаном», Белов лишь добавил малый барабан, усилив комический эффект. Такого Свиридова мы еще не слышали. Вырисовывается безжалостная, до боли реальная картина – Россия тиранов на троне, голубых мундиров… А ещё и Россия Булгариных и Чичиковых! Всех этих «молодцов-подлецов» обличают поэт и композитор.

Питерские музыканты уловили композиторскую мысль, хотя в хоровом исполнении не всегда бился гротесковый пульс. Менее ярко прозвучал хоровой концерт Свиридова «Пушкинский венок». Здесь явно не хватало именно всеобъемлющей хоровой звучности. И дело не только в плохой акустике зала Университета. Просто участие одного хора в этом сочинении Свиридова недостаточно. У многих осталась в памяти блестящая совместная интерпретация Московского камерного хора с Новосибирским камерным хором под руководством В.Минина в 80-е годы. Это было действительно хоровое действо.

«Антиформалистический раёк» – последняя часть заключительного концерта «О муза пламенной сатиры». Созвучен ли стиль этого опуса Шостаковича новой кантате Свиридова? Думаю, что да. Просто авторы, высмеивая конкретных персонажей, выбирают разные исторические периоды. Сатира Шостаковича очевидно направлена на активистов от культуры, развязавших борьбу против формализма. Борьбу реалистического направления с формалистическим провели: Пётр Мигунов, смешанный хор Смольного собора и пианистка Софья Шляпникова. Петру Мигунову досталась не только роль Ведущего, но и тов. Единицына (Сталина), Двойкина (Жданова) и Тройкина (Шепилова). Артист проявил не только вокальное, но и незаурядное мастерство.  Вместе с хором музыкальных деятелей Мигунов ораторствовал, смеялся, танцевал... Кульминация цикла достигла своего абсурдного  апогея в заключительном общем канкане. Никто никого уже не слышал, да и слушать не хотел - подобно безликой чиновничьей массе из гоголевских «Мёртвых душ». Это выглядело весьма эффектно и стильно. Неожиданным оказалось затухание света в зале, сопровождаемое суетной беготней музыкантов по тесной сцене. Такой итог показался почти нелепым и каким-то псевдоторжественным…    

Остается надеяться, что свиридовские фестивали в Курске будут проходить ежегодно. В 2007 году здесь состоится очередной Международный вокальный конкурс имени Г.В.Свиридова.  Не обойдётся и без музыкальных сюрпризов - мировых премьер. Так что любителям музыки Свиридова можно позавидовать: у них появилось новое место паломничества.

Виктор Александров,

Курск - Москва

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт