Андрей Шапран – известный
фотограф, член Союза фотохудожников России. Родился и вырос в Риге. Жанровое
предпочтение отдаёт пейзажам, городской архитектуре, социальным репортажам.
Среди его работ можно выделить несколько серий, например, «Огни большого города».
Весьма необычным является цикл его фотографий «Мессия», который вошел в
коллективную выставку «За духовное Возрождение». Эта работа стала итогом
миссионерской деятельности единственного за Уралом православного миссионерского
поезда. В 2004 году Андрей Шапран получил премию в
области культуры и искусства. А его первая фотосерия
«Южные Курилы. Земля в океане» принесла фотографу Второе место на Международном
фотоконкурсе в Москве. Серия «На краю света» продолжает тему отдаленных уголков
России. Именно эти работы нижегородцы могли увидеть в январе в музее фотографии
имени Дмитриева.
Вглядимся в эти пейзажи. Вот из вечерней дымки
вырастает сумрачный вулкан Атсонупури, окружённый
медным Охотским морем… Изогнутая студёными ветрами жмется к краю скалы
причудливая курильская лиственница... А вот
обгоревшие деревья в пустынной, выжженной лавой долине под вулканом Тятя - они
напоминают суровых языческих идолов. Одинокие фигуры людей не гармонируют с
экзотической природой островов, а, скорее, вносят грустный диссонанс в ее
атмосферу...
Автор прожил два месяца на небольшом корабле бок о
бок с рыбаками, и смог запечатлеть самые разные моменты их нелёгкой жизни. Он
говорит: «Это каста одиночек, которые вынуждены выживать. В этой жизни, как мне
показалось, больше героев и историй». Настоящие человеческие истории можно
увидеть в каждой фотографии Андрея Шапрана.
Вот одинокий рыбак отдыхает после долгой работы.
Его усталые обветренное лицо обращено к морю. В прищуренном взгляде удивительно
смешались тоска и светлое спокойствие.
На нескольких картинах мы видим тусклые отголоски
прошлого – ржавая, когда-то ярко-красная звезда на кладбищенском памятнике, полусмывшаяся надпись «Слава партии Ленина!» на
покосившемся здании. От всего этого веет заброшенностью, забвением, чем-то давно
ушедшим…
А вот ещё одно странное фото: на сильном ветру развевается
чья-то старая изношенная одежда. С удивлением смотрю на эту картину и словно
чувствую дыхание северного ветра, слышу шорох танцующих в воздухе вещей.
На многих фотографиях показано природное богатство
сурового края. Изобилие рыбы, красной икры… «Когда-то сюда приезжали за
романтикой, рыбой, икрой, но сейчас все изменилось» - читаем пояснение под
снимком. Одна работа просто поразила: на фоне каких-то полуразвалившихся
построек сидит осунувшийся в лице рыбак. Он держит в руках охапку красной икры:
красота и гармония тесно прижатых друг к другу крупных янтарных икринок
особенно бросается в глаза на фоне унылой серости рыбацких будней.
Но автор не ставит точку на пасмурной ноте.
Объектив Шапрана выхватывает редкие светлые моменты
из жизни людей: в старенькой курточке поверх скромного платья среди развалин
стоит широко улыбающаяся невеста. А вот прыгающие в воду дети – будущее этого
края, продолжение его нелегкой жизни.
«Мисс Песочница» – героиня одной из работ -
маленькая светловолосая девочка в пепельном песке. Её глаза светятся детским
озорством, забавной попыткой выглядеть лучше в камере.
На фотографиях Андрея Шапрана
отражен не просто быт обитателей Курильских островов, но сама противоречивая
суть жизни. И край света здесь отнюдь не географический, а духовный. А пройтись
по краешку Земли можно и прямо в сердце шумной столицы…
Кузнецова Екатерина
|