Дует человека и тролля
Иосиф Штиллер, народный артист России, самый популярный русский
балалаечник за рубежом, в этом году празднует свой юбилей. Ему исполняется 60
лет, хотя выглядит он намного моложе. Постоянно юморит
и ратует за неформальное общение. На интервью он пришел со своим амулетом –
забавным норвежским троллем.
- Да, это лысое забавное существо моя муза. Я вывез
его из Норвегии, когда давал там концерт. Принимали радушно, подарили тролля.
Теперь я с ним не расстаюсь, он меня вдохновляет. И вообще, мы с ним очень
похожи. Смотрите, какой шнобель, как у народного
артиста, юбиляра.
- С троллем
все ясно. Давайте поговорим о вашей боевой подруге. Сколько лет вы уже играете
на балалайке?
- Я уже даже не помню, чтобы мы расставались хотя
бы на день. Всю жизнь с ней, как с любимой женщиной. Бывает, выступаешь в
какой-нибудь стране первый раз, перед концертом оглядываешь публику, а все
суровые сидят. Начинаешь нервничать. Тогда я беру в руки балалайку, говорю ей:
«Сегодня будет непросто, постарайся, помоги мне». И все получается. На
третьей-четвертой композиции смотришь, зал в восторге. А вместе мы очень давно,
в пору золотую свадьбу праздновать.
- А почему
все-таки балалайка? Не гитара, не скрипка?
- Мне, кстати, всегда нравилась скрипка, но мы с
ней разные. Скрипка, она плачет, балалайка, наоборот, либо смеется-хохочет,
либо рыдает-убивается. Она полумер не терпит. За это и люблю. Самый русский, на
мой взгляд, инструмент. Кроме того, ее может понять каждый. Очень она ясная,
близка любому человеку, даже тому, кто обычно слушает рок.
- Вы
славитесь необычной манерой игры на балалайке. Бывает, и за спину закидываете
прямо на концерте…
- Бывает. У меня есть уникальный номер. Сначала я
играю двумя руками, как и положено, потом одной, потом забрасываю инструмент за
спину, потом играю под коленом, потом беру один аккорд и подбрасываю балалайку
вверх. Зрителям нравится. Только в зале обязательно находится какой-нибудь
скептик, который кричит: «Это фонограмма». Я не обижаюсь. По-моему, это и есть
признание, когда слушатель решает, что то, что ты делаешь, слишком хорошо для
живого человека.
- Вы на сцене
уже больше половины жизни. А как удается только преумножать популярность с
годами, ведь вы уже давно не мальчик…
- Просто я тщательно продумываю каждое выступление.
Все знают о моей игре без рук, но ведь показывать одни только трюки нельзя, а
то начнут воспринимать, как клоуна. Поэтому концерт я начинаю с серьезных
вещей, сначала показываю возможности инструмента. Потом играю народные мелодии
той страны, где выступаю. В такие моменты, слушатели, как правило, загораются.
Узнают свое, видят, что я уважаю их страну – все, контакт с залом налажен. А
потом уже начинаю играть «бисовки» - эффектные номера
на «бис». Опять же, тролль помогает.
С вопросами приставала Катерина Ткаченко.
|