Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Интервью  |  Тяжело в учении…

Тяжело в учении…

Проблеме образования наряду с другими сферами жизни российское правительство уделяет огромное внимание. За последние 10-12 лет система образования в России, так же как и во многих других странах всего мира, претерпела значительные изменения: по-другому расставлены приоритеты, вводятся новые стандарты, меняется структура и содержание образовательных программ. К каким результатам привели эти метаморфозы? На тему «проблемы российского образования», в частности образования в высших учебных заведениях, мы побеседовали с выпускницей 2001 года Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, а сегодня бухгалтером-экономистом высокого уровня квалификации Еленой Александровной Б.

- Елена, вы можете сказать, что своими достижениями в карьере вы обязаны университетскому образованию?

- Однозначно, нет. И мне, как никакому другому студенту, удалось почувствовать на себе недостатки нашего университетского образования (это касается не только университета, который закончила я, занятия проводили и преподаватели других вузов, не думаю, что для нас они разрабатывали персональный план обучения). Прежде чем поступить в университет, три года я получала знания по своей специальности в Нижегородском экономическом техникуме. Может, это звучит не престижно, не модно для современных студентов, а на самом деле этот непрестижный техникум дал мне гораздо больше, чем сам университет.

- Вы признались, что на собственном опыте убедились в небезупречности университетского образовании. Вы имеете в виду сложности при устройстве на работу?

- Да. Только работать по своей профессии я начала сразу же, как только поступила в университет на третий курс. Мне тогда было 19 лет. Сертификат техникума позволил мне пропустить первые два года обучения.

- А в чем именно заключались трудности при поступлении на работу?

- Я начала работать в достаточно крупной строительной компании, конечно, сначала практически бесплатно. А мне и нужно-то было опыта набраться, научиться всему. С первого рабочего дня я осознала, что придется горы свернуть. Но я была потрясена тем, насколько знания и навыки, которые я получала в вузе, отличаются от требований работодателя. А сейчас еще хуже, если судить по тем молодым кадрам, которые приходят устраиваться в качестве помощника главного бухгалтера, то есть моего помощника.

- То есть в университете вас не обучали тому, что непосредственно составляет основу вашей профессии?

- Не совсем так. Дело в том, что программа была устаревшей. Наша экономика меняется такими темпами, что хоть каждый день учебники составлять можно. Мне это хорошо известно – каждый год я посещаю Всероссийскую конференцию бухгалтеров, где лекции читают экономисты-международники высшего класса. И должна признаться, за год происходит столько изменений, что голова кругом идет. А наши преподаватели основывались на теориях, совершенно не переплетающихся с современной практикой. Когда мне поручили составить мой первый квартальный отчет, я с энтузиазмом бросилась выполнять задание. Казалось бы, отчет – самое простое, что должен уметь составлять каждый бухгалтер. Но, увидев документы, я поняла: нас этому не учили. Пришлось обращаться за помощью к старшим сотрудникам.

- Возможно ли обучение по устаревшим программам в период постоянных образовательных реформ?

- А возможно в такой период сдать зачет сразу всей группой, положив груду зачеток на стол, потому что преподаватель устал и хочет поскорее начать приготовления к новогодним праздникам? А вы говорите… Но проблема еще и в том, что нас обучали одному, а на самом деле все оказалось по-другому. Сейчас многие преподаватели вузов занимаются практическим применением своих теоретических знаний: экономисты, программисты, журналисты, психологи. Причина этого не только низкий доход наших преподавателей – чтобы передать какие-либо знания следующему поколению, им самим надо держать руку на пульсе. А наши преподаватели просто закормили нас утопическими идеями американских и западных экономистов, якобы применимыми к отечественной экономике. Мы пытаемся приблизиться к международным стандартам. Этого требует высокое развитие малого и среднего бизнеса. А во время своего студенчества для написания курсовых работ приходилось выдумывать компании и предприятия, что было намного легче, чем найти подходящее существующее предприятие. Не думаю, что сегодня перед студентом, обучающимся по специальности «Финансы и кредит», встанет подобная проблема.

- Отсюда можно сделать вывод, что современному студенту открыты все дороги к получению хорошего профессионального образования, как говорится, учись - не хочу?

- По крайней мере, сегодня у него больше возможностей для этого. Когда я была студенткой, о компьютерных классах и тем более Интернете можно было только мечтать. Учебники оставляли желать лучшего, как их внутреннее содержание, так и непотребный внешний вид. А как дело обстоит сегодня?

- Ну и сейчас ситуация ненамного лучше. По-прежнему приходится собирать учебники по частям. А как, на ваш взгляд, повышение уровня образовательных технологий повлияло на качество профессиональной подготовки студентов?

- Несомненно, растет академическая мобильность студентов, их адаптируемость к быстро изменяющимся условиям. Многие студенты едут набираться опыта за границу. Но почему выпускница экономического факультета не может отличить дебет от кредита, для меня остается загадкой. Обучать ее, к примеру, не входит в мои обязанности, точнее, это входит не в мои обязанности. Это миф, что наше образование всеобщее, бесплатное и одно из самых лучших в мире. И миф этот застит глаза тем, кто утверждает, что наше образование в реформах не нуждается.

- Елена, как вы думаете, удастся ли российскому образованию добиться всемирного признания?

- Да, я в это верю. Все-таки наше российское образование далеко не самое худшее. Посмотрите, сколько иностранных студентов приезжают учиться именно к нам. Проблема в том, что наша образовательная система недостаточно финансируема. Очень мало денег выделяется на развитие науки как таковой, преподаватели должны выкладываться на все сто за мизерную заработную плату, учитывая то, какой «сложный студент» нынче пошел.

- Следовательно, вся загвоздка в бюджете?

- Это основная помеха. Резкое повышение качества образования, конечно, тоже невозможно, даже если система будет щедро финансироваться. Надо помнить о том, что не все могут получить высшее образование: одни могут учиться хорошо, другие нормально, третьи не могут вовсе (ну не дано, что тут поделать!) А диплом хотят получить все без исключения. Так и нужно рассредоточивать контингент в соответствии с их способностями и возможностями. Все равно же 70 % по своей профессии работать никогда не будут. Поэтому все это надо хорошо продумать.

- То есть уровень образования нужно поднимать постепенно?

- Именно так. От того, что из государственного бюджета выделят много денег, студенты умнеть не начнут и профессиональный уровень преподавательского состава не начнет сразу же повышаться. Нужно тщательно разработать схему. Впрочем, этим сейчас и занимается правительство.

Блинова Ольга

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"