Молодёжная стрелка
Следуй за белым кроликом, 30-11-08, Мангры::ФотоБГ и Аквариум, 06-06-2008, Юпитер::ФотоФото::Noize MC, 21-09-08, МатрицаSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: Фото
Молодёжная стрелка


Молодёжная стрелка

Статьи  |  Самиздат - жив?

Необходимое предисловие. Интервью это делалось год назад (летом 2004) для специального выпуска "The Path Soulzine", состоящего из разговоров с редакторами самиздата со всей России. С тех пор прекратился выпуск бумажной "Стрелки", да и "Soulzine" что-то не видно, поэтому интервью сильно устарело. А публикую я его только сейчас, потому что год назад потерял, а теперь – нашёл. CX

Интервью с Коммандером,
взятое редактором
журнала "
The Path Soulzine".
"Alexandr N. Trapeznikov"

1. Считаешь ли ты "посланничество" - течением неформальным? В чем эти качества?

Специфика издания, породившего послания, не предполагала, что его будет читать человек, которому не надо чего-то купить или продать. Поэтому сорокомании в эпоху расцвета (1993-96) были подвержены все общественные группы, и неформалы не составляли значительной части течения. Наоборот, в газетах развёртывались длиннющие дискуссии между теми, кто считал себя гопниками и теми, кто считал себя хиппи, панком или приверженцем какой-нибудь иной неформальной идеологии; это было единственное место, где можно было мило побеседовать, не боясь получить по морде. С появлением ДЗ (сорокоманская тусовка Нижнего Новгорода, существовала с 27 ноября 1993 до конца 1996) можно было наблюдать странную картину - хиппи, гопника и цивила, распивающих на троих бутылку водки (портвейн в то время из моды вышел, пиво - ещё не вошло, и главным напитком тусовщика были водка и спирт "Рояль"). Именно это единение меня и привлекло в сорокомании. Когда я пришёл на ДЗ, неформалов там были единицы, а костяк движения сорокоманов в Нижнем составляли студенты политеховского радиофака, знавшие друг друга и до появления "ИРР". Потом, с распространением компьютерной техники, студенты технических ВУЗов стали уходить в FIDO, а неформалы, узнавшие о новом явлении, стали более частыми гостями в бумажных газетах с посланиями. КЛ (тусовка, существовавшая с 1997 по 2001 гг) уже почти полностью состоял из неформалов, хотя основателями тусовки считаются один (на то время) студент и два (на то время) гопника. Так что я не считаю сорокоманию, по крайней мере, её нижегородский вариант, неформальным течением.

Качества же менялись со временем. Изначально послания возникли как прикол над особо тупыми б/о, превратившись со временем в стиль, основой которого стали короткие афоризмы. Общение и многотомные послания пришли потом, утопив в себе едва оформившуюся идею. Впрочем, жанр не умер, лучшие его представители остались и до сих пор творят. Например, Роборотень из Питера, афоризмы которого можно почитать тут: http://stihi.ru/poems/2004/04/09-820.html

2. Как я понимаю весь смысл этого движения в общении. Я считаю что общение - это самая бесполезная вещь на этом свете. Ты естественно не согласишься, так что же ты находишь в общении?

Если в результате общения не происходит обмена информацией или хотя бы не поднимается настроение - оно действительно бесполезно. Бывают люди, с которыми мне неприятно общаться и общение с которыми я стараюсь минимизировать. А бывают люди, с которыми общаться интересно, поскольку они то свою мысль подкинут, то мою в пух и прах разобьют. В конечном итоге, такое общение тренирует разум, не давая ему застаиваться в устаревших суждениях. Статистика свидетельствует, что люди, имеющие большой круг собеседников, гораздо реже впадают в старческий маразм (...наверное, они все поголовно помирают от сердечного приступа).

3. Корни "посланничества" лежат в официальной прессе, тех же газетах бесплатных объявлений. Зачем это нужно СИСТЕМЕ? Я здесь не беру в расчет то мнение что это для большей продаваемости издания.

Системе это совершенно не нужно. Именно поэтому в небольших газетах б/о послания так и не возникли, а в больших - были задушены волевым решением редактора или учредителя (даже если редактор к тому времени сам становился сорокоманом). В разных городах повторялась одна и та же история - рубрику закрывали или реорганизовывали, как только в ней образовывалась постоянная тусовка, о которой начинали говорить, как о новом общественном явлении. Редким исключением были "Петрович" (Дзержинск, Нижегородская обл.) и "Газета с ул.Лизюкова" (Воронеж), где редактор, являющийся также учредителем, сам способствовал развитию тусовки, но и там при малейших финансовых затруднениях за бортом оказывалась в первую очередь рубрика посланий. Дольше всего просуществовали послания в газетах небольших городов. Там образовывалась довольно замкнутая тусовка, которая рассасывалась сама по себе, года за два обсудив все возможные темы.

4. Рубрики посланий чахнут в официальных газетах и закрываются. Продержатся ли они в самиздате, принимая в расчет то, что круг пишущих послания в принципе один и тот же? И вообще бумажный самиздат не перекинется ли полностью в сеть?

Чем меньше город, чем удалённее он от мегаполисов, тем больше у газетной тусовки шансов на выживание. Сеть оперативнее, быстрее, надёжнее и дешевле, а потому - бумага не выдерживает с Сетью никакой конкуренции. В Москве, к примеру, сорокомания так и не возникла, хотя газет б/о было огромное количество. Причина простая - FIDO пришло в Москву ещё тогда, когда для всей страны типичным компьютером был ZX-Спектрум, подключённый к телевизору и магнитофону "Легенда М-404".

В больших городах, включая Нижний Новгород, полное переселение тусовки в Сеть уже произошло - о встречах договариваются на чатах и форумах, мысли складывают на домашние странички или в блоги типа Живого Журнала.

Но у бумажного самиздата остаётся единственное преимущество: он более долговечен. Всё, что выложено в Сети, существует почти всегда в единственном экземпляре. Любой глюк системы, любое короткое замыкание, хакерская атака или решение владельца сайта может уничтожить информацию, лежащую в Сети, гораздо быстрее, чем она туда заливалась. Авторы теряют интерес к сайтам и сносят их, форумы не бэкапятся почти никогда, - в общем, ситуация как в древнем мире - каждый текст уникален (я не говорю о ценности этих текстов, которая в основном равна нулю, я говорю только об их неповторимости).

А отпечатанный текст уничтожить куда труднее. Газету можно выкинуть, сжечь, сдать в макулатуру, но вероятность случайной утери твёрдой копии на порядки ниже, чем вероятность сноса форумного треда. Вдобавок, у самиздата есть тираж - 10, 100, 1000 экземпляров - в зависимости от финансовых возможностей или упрямства издателя.

К тому же, сейчас резко опустилась финансовая планка. Если раньше собственный принтер могли себе позволить единицы, то сейчас последнюю модель HP LaserJet можно купить в кредит, даже если получаешь зарплату 2000 в месяц, а заправка картриджа стоит 100-200 рублей. Струйник же можно достать и вовсе на халяву... правда, без картриджа.

Так что бумажный самиздат будет ещё жить. Были бы издатели.

5. Проходят ли в вашем городе, так называемые стрелки посланцев, у нас они общаются в большей степени именно в живую, при встрече, а не виртуально. В чем различие живого и виртуального общения? В чем у каждого свои плюсы и минусы?

Ввиду почти полного исчезновения посланий как жанра и посланцев как класса, стрелки посланцев не происходят. А вот пойнтовки, встречи чатлан и форумчан проходят постоянно. Тех, кто полностью ушёл в Сеть, довольно мало, да и на форумах у каждого свои цели - кто-то хочет в очередной поведать ничего не подозревающему миру, что "ДИМАКРАТЫ РАЗЗОРИЛИ СРАНУ!!!", кто-то - разрекламировать свои гениальные стихи или уникальнейший сайт, кто-то - найти девочек для совместного шашлыка с последующей сауной.

О различиях, плюсах и минусах достаточно объективно может судить разве что психиатр. А я буду субъективен.

Главное отличие - виртуальность. В газете или на форуме можно спорить с самим собой, можно от одного персонажа кого-то хвалить, а от другого - на него же наезжать. Можно создать себе любую личность: 60-летний профессор может прикинуться 13-летней школьницей, а 13-летняя школьница - опытным донжуаном. Можно быть самим собой или собственным идеалом. Можно - бесстрашным, честным, добрым, справедливым альтруистом, а можно - последним трусом и сволочью, в зависимости от настроения.

Плюс это или минус - зависит от обстоятельств. Если знать меру и никого сильно не обижать, то, появившись потом на реальной тусовке и открыв своё псевдо, будешь принят с распростёртыми объятьями: все будут знать, что это "тот самый Вася Пружинкин", а не какой-то хрен с горы. Дальнейшее отношение к тебе будет зависеть уже не от виртуала, а от реальных твоих способностей.

6. Отличается ли посланец от обычного стандартно-типового ГОСТового человека? Если описать его портрет, как он будет выглядеть?

Нет. По крайней мере, изначально. Как я уже говорил, на форумах сидят и моральные уроды, и тупые блондинки, и гениальные программисты, и простые школьники. Сидят на форумах и начальники отделов, и владельцы собственных фирм, и инженеры, и рабочие, и КГБшники, и фотомодели, и страшилища. Сидят качки и доходяги, сидят учителя и бандюки... То же самое относилось и к авторам бумажных посланий.

Изначально интеллектуальный уровень - что на форумах, что в FIDO, что в б/о - был выше обычного, но с распространением той или иной формы общения он уравнивался со среднестатистическим, оставаясь чуть-чуть выше за счёт естественного отсева бомжей, умственно отсталых, неграмотных и впавших в маразм.

7. Тусовка... Не является ли для тебя это слово ругательным. таким же как, например, и ТОЛПА?

Нет. Гораздо более ругательным мне кажется слово "неформал" - да и то из-за того, что я окончил школу ещё до того, как это слово стало общеупотребительным. А слово "тусовка" за последние 10 лет стало привычным, да и по семантике оно отличается от слова "толпа", поскольку теоретически предполагает наличие какого-то связующего звена: единой цели, увлечения, занятия. Даже если эта цель просто "выпить", слово "тусовка" для меня несёт положительный заряд. "Тусовка" предполагает общение или какое-то совместное обсуждение будущего действия между знакомыми людьми, тогда как "толпа" - это просто куча народа, случайно оказавшаяся в одном месте.

8. Потерялось ли что-нибудь в написании послания, когда исчезли ограничения (не больше 15-20 слов) свойственные газетам бесплатных объявлений? Краткость - сестра таланта?

Исчез основной закон жанра. Всё-таки послание - это короткое и логически законченное высказывание, в идеале - понятное посторонним без дополнительных объяснений. Ну, к примеру, "Плесень размножается спорами. Поэтому - никогда не спорь с плесенью." - это послание. А вот "Я вам уже говорил, что тут спорить бесполезно, потому что эта тема давно протухла и все, кто её начинал, с форума давно свалили." - это не послание. Да и тот факт, что за послание необходимо было заплатить стоимость купона, заставлял многих оттачивать фразы и отсекать лишние слова.

9. Надо полагать, что твое издание держится практически на тебе. Не жалко ли потраченных сил, средств? Зачем? Что это тебе дает? И не уходит ли все в пустоту?

Естественно, жалко! Не было бы жалко, я бы не снабжал каждый номер напоминаниями о необходимости спонсирования.

А вот "зачем" - спрашивать не стоит, иначе я и в самом деле над этим задумаюсь и решу, что, в общем-то, и незачем.

Наверное, я это делаю, чтобы мысли не ушли в пустоту, чтобы осталась хроника нижегородского неофициальной молодёжной жизни конца 20 - начала 21 века, чтобы у меня по всему городу было у кого переночевать и поесть, и чтобы, не отходя от компьютера, всегда быть в центре тусовочных событий.

Да и вообще - начав, не имеет смысла останавливаться на полпути. Мне всё ещё интересно, что там дальше, а ситуация всё время складывается такая, что даже для того, чтобы оставаться на месте, надо достаточно быстро двигаться. Это как наркомания - вначале кайф, а потом - зависимость.

Послесловие.

Две положительные черты сорокомании - игнорирование слоёв общества и точное отражение мнения общества.

Успех и известность пишущего зависят только от его умственных способностей и умения ориентироваться в ситуации. Начальников нет и никто не может возразить "ты неправ, потому что Я так сказал". Даже если закроется одна газета или форум, свою точку зрения можно выразить в другой газете или на соседнем форуме. Поэтому газеты б/о или форумы гораздо лучше социологических опросов отражают настроения общества по любой проблеме, причём настроения самой активной части общества.

Вопросы задавал Александр Трапезников.
На вопросы отвечал Александр Виноградов.

Вход


Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail
Молодёжная стрелка© 2003-2006 Молодёжная стрелка