Необходимое
предисловие. Интервью это делалось год назад (летом 2004) для
специального выпуска "The Path Soulzine",
состоящего из разговоров с редакторами самиздата со всей России. С тех пор
прекратился выпуск бумажной "Стрелки", да и "Soulzine" что-то не видно, поэтому интервью сильно
устарело. А публикую я его только сейчас, потому что год назад потерял, а
теперь – нашёл. CX
Интервью
с Коммандером,
взятое редактором
журнала "The Path Soulzine". "Alexandr N. Trapeznikov"
1.
Считаешь ли ты "посланничество" - течением неформальным? В чем эти
качества?
Специфика издания,
породившего послания, не предполагала, что его будет читать человек, которому
не надо чего-то купить или продать. Поэтому сорокомании в эпоху расцвета
(1993-96) были подвержены все общественные группы, и неформалы не составляли
значительной части течения. Наоборот, в газетах развёртывались длиннющие
дискуссии между теми, кто считал себя гопниками и теми, кто считал себя хиппи,
панком или приверженцем какой-нибудь иной неформальной идеологии; это было
единственное место, где можно было мило побеседовать, не боясь получить по
морде. С появлением ДЗ (сорокоманская тусовка Нижнего Новгорода, существовала с
27 ноября 1993 до конца 1996) можно было наблюдать странную картину - хиппи,
гопника и цивила, распивающих на троих бутылку водки (портвейн в то время из
моды вышел, пиво - ещё не вошло, и главным напитком тусовщика были водка и
спирт "Рояль"). Именно это единение меня и привлекло в сорокомании.
Когда я пришёл на ДЗ, неформалов там были единицы, а костяк движения
сорокоманов в Нижнем составляли студенты политеховского радиофака, знавшие друг
друга и до появления "ИРР". Потом, с распространением компьютерной
техники, студенты технических ВУЗов стали уходить в FIDO, а неформалы, узнавшие о новом явлении, стали более
частыми гостями в бумажных газетах с посланиями. КЛ (тусовка, существовавшая с
1997 по 2001 гг) уже почти полностью состоял из неформалов, хотя основателями
тусовки считаются один (на то время) студент и два (на то время) гопника. Так что
я не считаю сорокоманию, по крайней мере, её нижегородский вариант,
неформальным течением.
Качества же менялись со
временем. Изначально послания возникли как прикол над особо тупыми б/о,
превратившись со временем в стиль, основой которого стали короткие афоризмы.
Общение и многотомные послания пришли потом, утопив в себе едва оформившуюся
идею. Впрочем, жанр не умер, лучшие его представители остались и до сих пор
творят. Например, Роборотень из Питера, афоризмы которого можно почитать тут: http://stihi.ru/poems/2004/04/09-820.html
2. Как я
понимаю весь смысл этого движения в общении. Я считаю что общение - это самая
бесполезная вещь на этом свете. Ты естественно не согласишься, так что же ты
находишь в общении?
Если в результате общения
не происходит обмена информацией или хотя бы не поднимается настроение - оно
действительно бесполезно. Бывают люди, с которыми мне неприятно общаться и
общение с которыми я стараюсь минимизировать. А бывают люди, с которыми
общаться интересно, поскольку они то свою мысль подкинут, то мою в пух и прах
разобьют. В конечном итоге, такое общение тренирует разум, не давая ему
застаиваться в устаревших суждениях. Статистика свидетельствует, что люди,
имеющие большой круг собеседников, гораздо реже впадают в старческий маразм
(...наверное, они все поголовно помирают от сердечного приступа).
3. Корни
"посланничества" лежат в официальной прессе, тех же газетах
бесплатных объявлений. Зачем это нужно СИСТЕМЕ? Я здесь не беру в расчет то
мнение что это для большей продаваемости издания.
Системе это совершенно не
нужно. Именно поэтому в небольших газетах б/о послания так и не возникли, а в
больших - были задушены волевым решением редактора или учредителя (даже если
редактор к тому времени сам становился сорокоманом). В разных городах повторялась
одна и та же история - рубрику закрывали или реорганизовывали, как только в ней
образовывалась постоянная тусовка, о которой начинали говорить, как о новом
общественном явлении. Редким исключением были "Петрович" (Дзержинск,
Нижегородская обл.) и "Газета с ул.Лизюкова" (Воронеж), где редактор,
являющийся также учредителем, сам способствовал развитию тусовки, но и там при
малейших финансовых затруднениях за бортом оказывалась в первую очередь рубрика
посланий. Дольше всего просуществовали послания в газетах небольших городов.
Там образовывалась довольно замкнутая тусовка, которая рассасывалась сама по
себе, года за два обсудив все возможные темы.
4. Рубрики
посланий чахнут в официальных газетах и закрываются. Продержатся ли они в
самиздате, принимая в расчет то, что круг пишущих послания в принципе один и
тот же? И вообще бумажный самиздат не перекинется ли полностью в сеть?
Чем меньше город, чем
удалённее он от мегаполисов, тем больше у газетной тусовки шансов на выживание.
Сеть оперативнее, быстрее, надёжнее и дешевле, а потому - бумага не выдерживает
с Сетью никакой конкуренции. В Москве, к примеру, сорокомания так и не
возникла, хотя газет б/о было огромное количество. Причина простая - FIDO пришло в Москву ещё тогда, когда для всей страны
типичным компьютером был ZX-Спектрум,
подключённый к телевизору и магнитофону "Легенда М-404".
В больших городах, включая
Нижний Новгород, полное переселение тусовки в Сеть уже произошло - о встречах
договариваются на чатах и форумах, мысли складывают на домашние странички или в
блоги типа Живого Журнала.
Но у бумажного самиздата
остаётся единственное преимущество: он более долговечен. Всё, что выложено в
Сети, существует почти всегда в единственном экземпляре. Любой глюк системы,
любое короткое замыкание, хакерская атака или решение владельца сайта может
уничтожить информацию, лежащую в Сети, гораздо быстрее, чем она туда
заливалась. Авторы теряют интерес к сайтам и сносят их, форумы не бэкапятся
почти никогда, - в общем, ситуация как в древнем мире - каждый текст уникален
(я не говорю о ценности этих текстов, которая в основном равна нулю, я говорю
только об их неповторимости).
А отпечатанный текст
уничтожить куда труднее. Газету можно выкинуть, сжечь, сдать в макулатуру, но
вероятность случайной утери твёрдой копии на порядки ниже, чем вероятность
сноса форумного треда. Вдобавок, у самиздата есть тираж - 10, 100, 1000
экземпляров - в зависимости от финансовых возможностей или упрямства издателя.
К тому же, сейчас резко
опустилась финансовая планка. Если раньше собственный принтер могли себе
позволить единицы, то сейчас последнюю модель HP LaserJet можно купить в кредит, даже если получаешь зарплату
2000 в месяц, а заправка картриджа стоит 100-200 рублей. Струйник же можно
достать и вовсе на халяву... правда, без картриджа.
Так что бумажный самиздат
будет ещё жить. Были бы издатели.
5.
Проходят ли в вашем городе, так называемые стрелки посланцев, у нас они
общаются в большей степени именно в живую, при встрече, а не виртуально. В чем
различие живого и виртуального общения? В чем у каждого свои плюсы и минусы?
Ввиду почти полного
исчезновения посланий как жанра и посланцев как класса, стрелки посланцев не
происходят. А вот пойнтовки, встречи чатлан и форумчан проходят постоянно. Тех,
кто полностью ушёл в Сеть, довольно мало, да и на форумах у каждого свои цели -
кто-то хочет в очередной поведать ничего не подозревающему миру, что
"ДИМАКРАТЫ РАЗЗОРИЛИ СРАНУ!!!", кто-то - разрекламировать свои
гениальные стихи или уникальнейший сайт, кто-то - найти девочек для совместного
шашлыка с последующей сауной.
О различиях, плюсах и
минусах достаточно объективно может судить разве что психиатр. А я буду
субъективен.
Главное отличие -
виртуальность. В газете или на форуме можно спорить с самим собой, можно от
одного персонажа кого-то хвалить, а от другого - на него же наезжать. Можно
создать себе любую личность: 60-летний профессор может прикинуться 13-летней
школьницей, а 13-летняя школьница - опытным донжуаном. Можно быть самим собой
или собственным идеалом. Можно - бесстрашным, честным, добрым, справедливым
альтруистом, а можно - последним трусом и сволочью, в зависимости от
настроения.
Плюс это или минус -
зависит от обстоятельств. Если знать меру и никого сильно не обижать, то,
появившись потом на реальной тусовке и открыв своё псевдо, будешь принят с
распростёртыми объятьями: все будут знать, что это "тот самый Вася
Пружинкин", а не какой-то хрен с горы. Дальнейшее отношение к тебе будет
зависеть уже не от виртуала, а от реальных твоих способностей.
6.
Отличается ли посланец от обычного стандартно-типового ГОСТового человека? Если
описать его портрет, как он будет выглядеть?
Нет. По крайней мере,
изначально. Как я уже говорил, на форумах сидят и моральные уроды, и тупые
блондинки, и гениальные программисты, и простые школьники. Сидят на форумах и
начальники отделов, и владельцы собственных фирм, и инженеры, и рабочие, и
КГБшники, и фотомодели, и страшилища. Сидят качки и доходяги, сидят учителя и
бандюки... То же самое относилось и к авторам бумажных посланий.
Изначально интеллектуальный
уровень - что на форумах, что в FIDO,
что в б/о - был выше обычного, но с распространением той или иной формы общения
он уравнивался со среднестатистическим, оставаясь чуть-чуть выше за счёт
естественного отсева бомжей, умственно отсталых, неграмотных и впавших в
маразм.
7.
Тусовка... Не является ли для тебя это слово ругательным. таким же как,
например, и ТОЛПА?
Нет. Гораздо более
ругательным мне кажется слово "неформал" - да и то из-за того, что я
окончил школу ещё до того, как это слово стало общеупотребительным. А слово
"тусовка" за последние 10 лет стало привычным, да и по семантике оно
отличается от слова "толпа", поскольку теоретически предполагает
наличие какого-то связующего звена: единой цели, увлечения, занятия. Даже если
эта цель просто "выпить", слово "тусовка" для меня несёт
положительный заряд. "Тусовка" предполагает общение или какое-то
совместное обсуждение будущего действия между знакомыми людьми, тогда как
"толпа" - это просто куча народа, случайно оказавшаяся в одном месте.
8. Потерялось
ли что-нибудь в написании послания, когда исчезли ограничения (не больше 15-20
слов) свойственные газетам бесплатных объявлений? Краткость - сестра таланта?
Исчез основной закон жанра.
Всё-таки послание - это короткое и логически законченное высказывание, в идеале
- понятное посторонним без дополнительных объяснений. Ну, к примеру,
"Плесень размножается спорами. Поэтому - никогда не спорь с
плесенью." - это послание. А вот "Я вам уже говорил, что тут спорить
бесполезно, потому что эта тема давно протухла и все, кто её начинал, с форума
давно свалили." - это не послание. Да и тот факт, что за послание
необходимо было заплатить стоимость купона, заставлял многих оттачивать фразы и
отсекать лишние слова.
9. Надо
полагать, что твое издание держится практически на тебе. Не жалко ли
потраченных сил, средств? Зачем? Что это тебе дает? И не уходит ли все в
пустоту?
Естественно, жалко! Не было
бы жалко, я бы не снабжал каждый номер напоминаниями о необходимости
спонсирования.
А вот "зачем" -
спрашивать не стоит, иначе я и в самом деле над этим задумаюсь и решу, что, в
общем-то, и незачем.
Наверное, я это делаю,
чтобы мысли не ушли в пустоту, чтобы осталась хроника нижегородского
неофициальной молодёжной жизни конца 20 - начала 21 века, чтобы у меня по всему
городу было у кого переночевать и поесть, и чтобы, не отходя от компьютера,
всегда быть в центре тусовочных событий.
Да и вообще - начав, не
имеет смысла останавливаться на полпути. Мне всё ещё интересно, что там дальше,
а ситуация всё время складывается такая, что даже для того, чтобы оставаться на
месте, надо достаточно быстро двигаться. Это как наркомания - вначале кайф, а
потом - зависимость.
Послесловие.
Две положительные черты
сорокомании - игнорирование слоёв общества и точное отражение мнения общества.
Успех и известность
пишущего зависят только от его умственных способностей и умения ориентироваться
в ситуации. Начальников нет и никто не может возразить "ты неправ, потому
что Я так сказал". Даже если закроется одна газета или форум, свою точку зрения
можно выразить в другой газете или на соседнем форуме. Поэтому газеты б/о или
форумы гораздо лучше социологических опросов отражают настроения общества по
любой проблеме, причём настроения самой активной части общества.
Вопросы
задавал Александр Трапезников. На вопросы отвечал Александр
Виноградов.
|