Молодёжная стрелка
Крематорий, 17-11-2008, Театр Кукол::ФотоСтуденческий форумБГ и Аквариум, 06-06-2008, Юпитер::ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::Фото
Молодёжная стрелка

**

Молодёжная стрелка

Статьи  |  О школе

Когда простой солнечный свет падает на какой-нибудь блестящий кристалл, то он - за счёт отражений, преломлений, внутренних переотражений, дисперсии и прочая, и прочая - всегда превращается в мешанину разноцветных световых пятен, причём чем сложнее форма кристалла, тем сложнее будет итоговая картина. То же самое происходит и с сознанием: в голове у каждого спрятан сложный кристалл, который преломляет окружающую действительность и создаёт очень личное, уникальное видение - себя, мира и своего места в мире.

Особенно хорошо это заметно у детей. Все дети мыслят нетривиально и предлагают нестандартные решения стандартных задач. Однако потом за дело берётся школа. Школа - это Система, и, как и всякая Система, она рассчитана на определённый набор параметров тех элементов, с которыми ей приходится работать. Если значения этих параметров далеки от "нормы" (намеренно беру это слово в кавычки), то Система изо всех сил старается подавить эту "ненормальность", пусть даже довольно жестокими методами. Особенно хорошо это заметно при изучении гуманитарных предметов, например, литературы. (С математикой, физикой и прочими точными науками всё проще, потому что дважды два - всегда четыре.) Если у учителя в плане написано, что небо Аустерлица изменило князя Андрея, значит, дети должны думать точно так же. Если же школьник в сочинении напишет, что князь Андрей Болконский после Аустерлица остался всё тем же инфантильным и эгоистичным сукиным сыном, только переключился на другое, или, не дай бог, подвергнет сомнению правильность выводов, которые Достоевский делает из истории Родиона Раскольникова, то его неминуемо ждёт двойка. Если ученик не поймёт предупреждения и снова наступит на эти грабли, дело дойдёт до обсуждений на родительском собрании, "чтобы без матери на следующий урок не приходил!" и т. п.

Кто учится в школе лучше всех? Люди с высоким уровнем приспосабливаемости. Одни действительно начинают мыслить и вести себя так, как того хочет Система, то есть суперстандартно. Другие, пару раз получив по рукам, понимают, чего от них хотят, и говорят то, что хочет услышать учитель, хотя внутри у них бурлит молчаливый протест. Первые (их, кстати, больше) к 11 классу превращаются в биороботов, запрограммированных на строго определённый набор реакций. Вторые - в отъявленных лицемеров, привыкших скрывать своё истинное отношение к происходящему.

Кто учится в школе плохо? Во-первых - дети с различными расстройствами (внимания, восприятия, запоминания et cetera). Во-вторых - дети, которые не хотят приспосабливаться к Системе и пишут/говорят то, что думают. Из первых, как правило, вырастают те же биороботы, только хуже подготовленные. Для того, чем к окончанию школы становятся вторые, есть замечательное название - "пария".

Вопрос: нужна ли нам сейчас вообще такая школа? Понятно, что тоталитарному (по Эко; т.е. такому, которое стремится подчинить все личностные проявления государству и государственной идеологии) советскому строю именно такая школа и была нужна, она была залогом самого его существования. Но сейчас, когда человеку гораздо чаще приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями, в которых излишняя "запрограммированность" просто-напросто вредна?.. На мой взгляд - не нужна.

Какая школа нам нужна? Я думаю, что адекватная школа должна быть устроена по принципу дискуссионного клуба. Её задачей должно быть не столько вдалбливание в головы учеников определённого набора знаний, сколько формирование двух очень полезных навыков: оригинально мыслить и работать с информацией.

Что же касается знаний, то их качество в современной школе невысоко. Во всяком случае, когда я поступил в университет, первое, что нам сказали на лекции по физике: "А теперь забудьте всё, чему вас учили до сих пор".

[info]Vision Fugitive

Оригинал и обсуждение текста

Вход


Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail
Молодёжная стрелка© 2003-2006 Молодёжная стрелка