На главную

**

Вузы

Alma Mater  |  Жизнь в ТЭМПе

Жизнь в ТЭМПе

Запуск.

С чего начать статью о ТЭМПе? Вот я читаю газетную вырезку. Этому кусочку бумаги уже лет двадцать, но он молодо выглядит, что-то сохранило его молодым. Статья на нем посвящена нашему театру эстрадных миниатюр. Автора поражает аншлаг, который собрал своим выступлением ТЭМП в те годы в нашем большом актовом зале. Народу было столько, что зал, рассчитанный на 600 мест, не вмещал всех желающих, пришлось настежь открыть все двери. Люди стояли в проходах, заполнили коридор. Беру другую вырезку статьи, и снова все толпятся за дверьми и билет невозможно достать. Пишут о первоапрельской юмористической программе ''Ярмарине'', их тогда проводил ТЭМП в Кремлевском зале. ''Полный аншлаг'' и ''звание тэмповца дорогого стоит''. В то время театр был очень нужен молодежи, а теперь …

Первая скорость.

Где она, дверь в ТЭМП? Знаешь, видел? На втором этаже в главном корпусе, с улыбающимся человечком на двери. Так это она? Пробовал постучаться? Чего боишься?

Я подхожу к заветной двери и неловко стучу. Дверь открывает Леонид Анатольевич Бердников – директор ТЭМПа и гостеприимно приглашает войти. На мои вопросы с радостью отвечают, а я узнаю все больше о нашем театре. Несмотря на солидный уже возраст, ТЭМП и сегодня молод, его искрометный юмор актуален и злободневен. В театре удачно сработались несколько поколений. Энергия и задор молодых исполнителей удачно сочетаются с огромным опытом ветеранов, работающих в коллективе с самого его основания, таких как Владимир Теодорович Карпей и Юрий Павлович Адясов, чьи имена близки и дороги любителям театра.

- Леонид Анатольевич, что теперь с Театром Эстрадных Миниатюр Политехников?

- Мы ежегодно теперь помогаем проводить ''Студенческую весну'', организуем ''Осенние дебюты''. Очень интенсивно начало развиваться новое направление, которому раньше не уделялось внимание – танцевальное. Сохраняя прежний потенциал, мы позволили себе развить это направление и достигли достаточно высоких показателей, став лауреатами многих конкурсов.

На празднование 35-летия театра к нам пришло полтысячи человек. Почти все бывшие артисты после многолетнего перерыва в жизни ТЭМПа все равно рванули на тот концерт. Многие захотели по старой памяти принять в нем участие. А сейчас в связи с тем, что театр начал быть ''на слуху'', я думаю, придет еще столько же. Молодежь начинает представлять, что такое есть ТЭМП. Через три года будет 40 лет, ждем набитый зал.

ТЭМПу руководство института помогает. Правда, для той деятельности, которой занимается театр, требуется большая поддержка, хотя бы аппаратурой. Мы выглядим лучше многих вузов, но так хочется быть первыми! В НГЛУ, например, достаточно массово поставлены хор, ансамбли; они конечно ''хожи за рубеж'', но и костюмы там дай Боже, мы отстаем на порядок.

- Какова была Ваша дорога в ТЭМП?

- Я активно занимался спортом и поэтому впервые пересекся с тэмповцами в 71 году в Ждановце. Это был первый год работы Юрия Павловича в лагере, очень интересное время, когда были придуманы практически все праздники, проводимые на берегу Горьковского моря и по сей день. Тогда же впервые проводился конкурс на ''Мисс и Мистер Ждановец'', в котором я и победил.

- А как сейчас идут дела в "Ждановце"?

- С организацией культмассовой работы в прошедшем году справились хуже, чем хотелось бы, но и запросы были велики. Ребята из ТЭМПа пришли на смену ''полисмеховцам'', которые в той или иной степени выросли в "Ждановце" и достаточно хорошо работали. Но время не стоит на месте, идет смена поколений, хотелось бы чтобы наши тэмповцы поскорей перехватили у них эстафету. Не все сразу, год-два и они тоже станут корифеями.

- Сложно ли быть директором ТЭМПа?

- Непросто. Организация абсолютно добровольная, а командовать людьми, которые зачастую не подчиняются административно, сложно. Тут каждый считает себя личностью и чаще всего этой личностью является. Это очень трудно, но что же делать, кричим, топаем, разве что не лупим.

Вторая скорость.

Политехники во все времена тянулись к самодеятельности. Студенты пели в хоре, играли в музыкальных коллективах, танцевали. Понятия эстрады не было, в творчестве существовали определенные государственным строем рамки, но на факультетах рождались и умирали студенческие театры эстрадных миниатюр (СТЭМы). Так продолжалось до осени 1964-го года, когда в общественной жизни города произошло неординарное событие: в коллективе политехнического института, из всего множества СТЭМов зародился необычный самодеятельный театр, которому было суждено на долгие годы стать кумиром нижегородской молодежи.

А 23 декабря 1964 года появился новый образ жизни – тэмповский. Коллектив, собранный ранее в сентябре того же года, показал свое первое выступление и дал рождение своему Театру Эстрадных Миниатюр Политехников. Эта дата стала началом большой, интересной и яркой жизни ТЭМПа, очень быстро завоевавшего популярность не только в нашем городе, но и далеко за его пределами.

Первым художественным руководителем и режиссером ТЭМПа стал актер Нижегородского академического театра кукол В.П. Шубин. Театр объединил разговорников, вокалистов, эстрадные ансамбли и музыкантов-исполнителей всей самодеятельности института. На такой богатой базе в 1965-м году была создана сборная команда КВН ''Волга'', которая с огромным успехом выступила на всех ступенях соревнований и победила на Всесоюзном конкурсе КВН-66 в Москве.

Нужно заметить, что до рождения ТЭМПа политехниками пренебрегали "физики, мол, лириками быть не могут". Мол, какой с технарей спрос, чего вообще от недалеких ждать. А ждать от них надо было многого, потому как именно они и добились в заданной области наилучших результатов, всем на зависть и нам на славу.

С 1974 года художественным руководителем ТЭМПа стал Владимир Теодорович Карпей. За последующие годы было поставлено около 40 эстрадных представлений. Кроме веселых обозрений на сцене нашего института шли и спектакли классической драмы.

Студенческий театр за свою 37-летнюю историю принимал участие в гастрольных и концертных поездках по многим городам и республикам Советского Союза, и везде он встречал восторженный прием зрителей. Театр побывал на всесоюзных комсомольских стройках, на самой западной границе СССР – Куршской косе, Калининградской области; и на самой восточной с Китаем; померился силами с коллегами из Ижевска, Волгограда. С самого начала ТЭМПа с ним всегда был Юрий Павлович Адясов, а с 1998 года ветеран и автор многих миниатюр театра стал его художественным руководителем.

А совсем недавно указом правительства Владимиру Теодоровичу и Юрию Павловичу были присвоены почетные звания заслуженных работников культуры Российской Федерации. По этому поводу я поспешил их поздравить. Встретив Юрия Павловича, я поинтересовался в какой степени этим достижением они обязаны ТЭМПУ. В ответ я услышал следующее: "Человек должен быть полноценен, и ни в коем случае не следует замыкаться на стремлении к познанию техники, здесь есть выход – театр. Плюс ко всему ТЭМП стал не только ярким студенческим театром, но и своеобразным центром притяжения, чутким воспитателем для нескольких поколений молодежи. Не случайно многие участники коллектива сегодня играют активную роль в политической, экономической и культурной жизни Н. Новгорода и области. Он подарил и дарит людям бесценную школу общения, которая очень нужна в жизни".

С годами менялся репертуар театра, обновлялся состав труппы, но неизменной оставалась любовь и верность ТЭМПу нижегородского зрителя. А благодаря неутомимому, подвижническому труду энтузиастов, ветеранов и новичков коллектива, он стал лауреатом и дипломантом многих Всероссийских и Всесоюзных конкурсов и фестивалей студенческих эстрадных театров, агитбригад, смотров народного творчества.

В 1977 году ТЭМП получил звание Народного коллектива, в 1979 году стал лауреатом премии Горьковского комсомола, а в 1995 году его высокое мастерство было отмечено званием лауреата на Международном конкурсе эстрады ''Золотой Остап'' в Санкт-Петербурге. Владимир Теодорович и Юрий Павлович получали награду из рук М. Жванецкого.

За свою историю театр знал и взлеты и падения. В 90 годы театр исчез. В эпоху больших перемен возник вопрос: а нужен ли театр студентам?

Новый коллектив ТЭМПа уверенно утверждает – нужен!

Третья скорость.

Впервые необходимость воссоздать ТЭМП проявилась, когда стал очевиден низкий уровень культурно-массовой работы именно в лагере ''Ждановец''. В 1998-м году активно воплощать в жизнь мысль о возрождении стали уже нынешние ветераны ТЭМПа – 2, те, кто занимался у Юрия Павловича Адясова в пединституте, где он работал на кафедре эстетического воспитания. Наталья Поваляева и Марина Денисова после окончания НГПУ создали основу возрожденного ТЭМПа.

Теперь ТЭМП работает летом в лагере, а потом в стенах университета. Состав его около 70 человек, но наиболее активны - 30. Основной костяк составляет полтора десятка человек, которые действительно и по уровню, и по желанию работать достойны звания профессионалов.

Сейчас в театр пришла новая молодая волна ребят с первого курса, которые просто ''брызжут'' энергией. Ведь и в 1998 году основу возрожденного ТЭМПа составили именно ребята с первого курса: Носова Ирина с ФМВТ (98-ТОМ) и целая делегация с ФАЭ - Суворова Оксана (98-ЭТУ), Кузенко Катерина (97-ПЭ), Крылова Мария (98-ЭА), Рыбаков Сергей (98-ЭА), Королев Евгений (98-ЭА), Кочешков Евгений (98-ЭА), также еще учась в школе в ТЭМП пришла Бердникова Мария (01-АХ-2, АМФ). Сейчас все они звезды тэмповской сцены.

"Старики" часто вспоминают о том, какой громкий успех имел ТЭМП. Нужно сказать, в других вузах мнение о нашем театре по-прежнему высокое. ТЭМП для них – это солидно. С одной стороны это определенно хорошо, но приходится держаться на высоком уровне. О ''Ярмаринах'', которые в былые времена в Кремлевском зале проводил ТЭМП, люди помнят до сих пор, спрашивают когда будут новые.

Нашей молодежи не хватает той прежней популярности ТЭМПа, которая давалась новичкам авансом, и ее, как правило, отрабатывали.

ТЭМП часто выступает вне стен университета, в городе, его знают и всегда ему рады. На городском смотре тэмповцы – завсегдатаи и, как правило, лауреаты. Университет Лобачевского приглашает наш коллектив на свой день первокурсника и на все другие большие праздники. Рад ТЭМПу театр юного зрителя и театр оперы и балета. Выступали наши и на презентации клуба ''Порт'', помогали ''Сетям НН'' на параде дедов морозов и продолжают сотрудничество с ними в других проектах.

Войти в коллектив ТЭМПа очень просто, для первых шагов достаточно только желания. Приглашение всегда висит на той самой двери в ТЭМП и периодически дублируется на информационных досках по всему университету. Всех желающих ждут и с удовольствием примут. Отказа не будет никому. С каждым будут заниматься, помогут советом, проверят все сценические способности от и до. В ТЭМПе ждут не только людей, которые профессионально занимаются или занимались эстрадой, хотя конечно их опыт и способности идут в плюс ко всему коллективу. Здесь ценят, прежде всего, желание человека работать Если ты новичок, но достиг хорошего уровня, при котором не стыдно выйти на сцену, тебя включат в программу. Однако, обычно тэмповские концерты проводят люди ''обстрелянные'' и опытные. Хотя опыт – дело наживное! Его можно приобрести во множестве организуемых в нашем университете смотров самодеятельности.

 Если после каждого фестиваля в ТЭМП приходит даже пара человек это уже считается достижением. Конечно творческий и сложившийся коллектив, новичкам войти трудно. Здесь есть свои традиции, свой режим, свой график, но если тебя признали своим, то насыщенная, творческая жизнь тебе обеспечена.

Ведущий корреспондент Павел Кузьмин.
P.S. Более подробную информацию вы можете найти на сайте НГТУ, либо в самом ТЭМПе.

Вход


© 2000-2011 Студенческий городок