Есть люди, для которых
мечта всегда остается мечтой. Есть те, для кого мечта – это цель, к которой
нужно идти, что-то делать, чтобы желаемое сбылось. Но иногда для того, чтобы мечта осуществилась, нужно просто ждать.
Когда Анастасия Паписова захотела научиться играть на кельтской
арфе, в России этот инструмент достать было невозможно.
Мы беседуем с арфисткой в
Нижнем Новгороде, куда она приехала на День Святого Патрика.
Корр.:
Настя, расскажите, как у вас возникло желание освоить кельтскую арфу?
А.П.:
Десять лет назад мой друг привез из Франции диск бретонского арфиста (?). Он
назывался «Ренессанс кельтской арфы». Я услышала, как звучит этот инструмент, и
подумала: «Если не научусь играть на нем, мне просто будет плохо». Это был 1994
год, и в России кельтскую арфу достать было нигде невозможно. К счастью, тогда
уже был доступен Интернет, и я посмотрела, сколько стоит там арфа. Я училась в
МГУ и начала копить деньги – откладывать с грантов.
Корр.: Сколько пришлось ждать, пока у
вас в руках оказался инструмент?
А.П.: Четыре года. Тот самый знакомый,
что привез диск, уехал учиться во Францию. Он хорошо играл на фортепиано, и я
решила, что такой человек сможет разобраться и купить мне кельтскую арфу. В
1998 году он возвратился и привез мне первый инструмент: он был не очень
большой, меньше, чем сейчас. Чтобы играть, его нужно было ставить на колени.
Корр.: Учились играть вы тоже
самостоятельно?
А.П.: Да. У меня не было музыкального
образования. Я только знала, как звучат ноты, могла определить, что вот это
«до», это – «соль». Как настраивать кельтскую арфу, я нашла в Интернете, потом
начала подбирать мелодии. Тогда я училась только для себя, но спустя два месяца
уже оказалась на сцене.
Корр.: Как это произошло?
А.П.: В Москве есть такой ансамбль –
«Воинство Сидов». Они играют старинную ирландскую музыку. Один из музыкантов
узнал, что я осваиваю кельтскую арфу, и пригласил меня выступить с ними на
фестивале. Я разучила с ними одну песню. Вообще-то предложение музыкантов я
восприняла как прикол. Мол, глядите, у нас есть девушка с кельтской арфой, на
которой больше никто в России не играет. Потом я стала выступать с ними.
Корр.: Когда начались ваши сольные
выступления?
А.П.: «Воинство Сидов» играло только
старинную ирландскую музыку, в основном, баллады, а мне хотелось разучить
старые бретонские мелодии. Тогда я ушла в другой московский ансамбль – «Si M’hor» («Жители холмов» (?)), стала выступать с ансамблем «Mervent», пока он не перестал существовать. Примерно в это же время, предчувствуя конец
существования этого коллектива, я начала
выступать одна.
Корр.: Кстати, правда, что на арфе
нужно играть ногтями?
А.П.: Только когда на ней
металлические струны. Тогда арфистки, действительно, отращивают длинные ноги,
чтобы играть на арфе. У меня на инструменте струны нейлоновые, поэтому я играю
обычным способом – пальцами, как играют на любом другом струнном щипковом
инструменте.
Корр.: Известно, что вы – первый
русско-кельтский арфист, признанный на ирландской земле. Как вы попали в
Ирландию?
А.П.: Знакомая девушка в 2001 году
пригласила меня туда учиться ирландскому языку. В Дублине у нас была
международная тусовка: русские, французы, ирландцы. Когда последние узнали, что
я играю на кельтской арфе, то не особенно поверили в меня. Ирландцы по природе
своей очень консервативны. Они думают, что никто не может освоить их
национальные инструменты лучше их самих. Тогда они сказали: «Ну, покажи, что ты
умеешь». Я сыграла. И услышала: «Давай еще».
Корр.: Это и было ваше первое «боевое
крещение»?
А.П.: Нет, оно состоялось чуть позже.
Я играла на концерте в Белфастском замке – замке на холмах в городе Белфаст,
известном туристам. Вообще, пока я была в Ирландии (всего две с половиной
недели), начала увлекаться национальными ирландскими танцами, культурой,
историей страны. Интересно, что ирландцы превратили свою страну в страну для
туристов, хотя сами не очень их любят. Просто за счет этого бизнес страна
выживает. В Ирландии есть такие места, которые показывают туристам, а есть
тайные, святые достопримечательности, доступные только местным жителям.
Корр.: Вам хочется вернуться обратно?
А.П.: Съездить в Ирландию? Да, можно.
Но больше всего сейчас я хочу посетить Францию, посмотреть, как там люди играют
старинную бретонскую музыку – с нее ведь и началось мое увлечение кельтской
арфой.
Корр.: А кто организовывал ваши
концерты в ирландском посольстве?
А.П.: Получилось так. В Москву
приехала известная ирландская арфистка Лиша Келли. Я решила с ней
познакомиться. На ее концерт пришли люди из ирландского посольства. Тогда-то
посол меня и увидел, стал приглашать, когда у них были какие-то торжественные
церемонии.
Корр.: Для вас игра на кельтской арфе
по-прежнему хобби?
А.П.: Да, я вообще-то очень серьезный
человек, кандидатскую недавно защитила (улыбается).
Я закончила химический факультет МГУ, и собираюсь работать по профессии.
Илина
Фоторепортажи -
Обсуждение -
Отчёт -