Пояснение. Эту
статью я писала для одной нижегородской газеты. По каким-то причинам она так и
не вышла. Сначала я хотела закинуть ее на форум «Молодёжной Стрелки», но из-за
смены работы у меня не стало доступа к интернету. Поэтому она выходит так
поздно.
Фестиваль, посвященный
празднованию дня Святого Патрика, состоялся в Нижнем Новгороде 17 марта. Если в
Москве этот день праздновался в этом году тринадцатый раз, то у нас в городе
подобное событие случилось впервые. Объединила всех нижегородская музыкальная
команда «The Racoons», а площадку предоставил клуб «Пятый элемент». На
празднестве было все по-ирландски: музыка фолк и кантри, старинные кельтские
танцы и конкурсы, посвященные житию Святого Патрика.
«Танцевать,
чтобы веселиться» - таков был девиз вечеринок с ирландскими танцами,
популярных в Европе XIX века.
Древние кельтские и бретонские танцы достаточно просты, принимать участие в них
может и стар, и млад. В нашем городе есть те, кто увлекается изучением этих
танцев, поэтому фестиваль начался с мастер-класса. Девушки-учителя попросили
всех присутствующих разделиться на пары и встать в круг. Первые танцы состояли
из нескольких движений, и разучить их удалось практически всем. Нужно было
только не забыть правильно взять партнера слева и справа за руку – за самый
мизинец, так, чтобы пальцы переплетались. Ну, и не забывать поднимать
сцепленные руки вверх, делая танцевальные движения ногами. За круговыми танцами
последовало обучение более сложным парным: джиге и ирландской польке. Повторить
их во время фестиваля удалось только наиболее усидчивым и внимательным
ученикам.
Теперь можно было и
танцевать, и веселиться. Некоторые из присутствующих оделись на фестиваль в
настоящие ирландские костюмы. На них была длинная нижняя рубаха – лейнэ,
верхняя, покороче – лейнтэ и куртка – йонар. Вот только плащ (по-ирландски он
называется «брат») никто не стал надевать – слишком уж жаркая атмосфера царила
на празднике. Вскоре на сцену вышла группа «The Racoons», а за ней – «Кантри Салун», и танцоры смогли делать
только что освоенные танцевальные движения под ирландские фольклорные мелодии.
Поскольку желающих танцевать оказалось в избытке, им пришлось образовывать
несколько кругов. Периодически из-за
ретивости некоторых танцоров круги разрывались на несколько цепочек.
В перерывах между танцами
организаторы устроили конкурсы. Все они были связаны со Святым Патриком и
Ирландией. Согласно легенде, святой Патрик родился в христианской семье в
маленьком городке римской Британии. В возрасте 16 лет он был похищен
ирландскими разбойниками. В Ирландии, будучи рабом, будущий святой пас овец и
свиней. Через шесть лет ему удалось сбежать из плена и вернуться на родину. В
432 году нашей эры Патрик вернулся на "изумрудные острова": он увидел
сон, в котором "ирландские голоса" просили его принести слово Божие
на их землю.
Христианизация Ирландии
– один из подвигов Святого Патрика.
Ирландцы любят своего миссионера за то, что святое писание он объяснял очень
просто, через доступные образы. Так, с помощью трилистника клевера – символа изумрудной
страны – Патрик толковал понятие Святой Троицы. И даже символическое изгнание
кельтского бога плодородия Сернунноса в легендах приобрело вид подвига.
Языческий бог изображался в виде змеи, поэтому в легенде речь идет об изгнании
всех змей с острова. Третьим чудесным подвигом Святого Патрика стало наполнение
водой всех источников в стране. А еще ирландцы верят, что святой заступится за
них в потустороннем мире. Как повествуют легенды, Патрик при жизни попросил
Бога право самому судить жителей Ирландии, попавших на небеса, и Господь
согласился.
После
конкурсов на сцену вышла Анастасия Паписова -
персонаж на русско-кельтской сцене легендарный. Эта хрупкая девушка первой в
России самостоятельно освоила очень древний инструмент - кельтскую арфу и даже
выступала в Ирландии с сольными концертами. Она спела несколько ирландских
песен. «Эти песни очень обманчивы. Они
красивы, и кажется, что речь в них идет о природе, солнце и любви. На самом же
деле они повествуют о богатстве, выпивке и войне», - поведала Анастасия своим
слушателям. Правда, одна из песен – о кельтской невесте – оказалась не об этом.
В ней рассказывалось, что правильная невеста кельта должна уметь не только
готовить и вышивать, но и танцевать, а также петь, аккомпанируя себе на
кельтской арфе. После песен арфистка доказала, что вполне могла бы стать женой
любого кельта: она показала, как танцуется настоящий ирландский степ.
Когда выступление Анастасии
закончилось, инициативу в свои руки взяла известная питерская фолк-группа «The Dartz».
Участники группы представили свой новый альбом под названием «Переверни
страницу». В нем - переделки песен групп
«Tri Yann», «Clannad» и даже «Led Zeppelin». Группа также исполнила очередные
сочинения вокалиста и музыканта группы Дмитрия Курцмана. В песнях «The Dartz» - как
всегда, ирония и неистребимый романтизм: фольклорные ирландские и бретонские
мотивы и современные реалии в текстах.
По моим подсчетам,
участники фестиваля танцевали почти без перерыва пять с половиной часов. Я была
одной из танцующих, и ноги еле донесли меня до дома. Однако энергетического
заряда, полученного во время фестиваля – я уверена – каждому хватит еще
надолго.
Илина
Фоторепортажи -
Обсуждение -
Интервью -