Part II: Tim
Но самый лучший – это Тим Рот в роли
холодного и циничного убийцы, любителя
наживы и женщин. Колоритный такой
тип, ходит все время в парике, красивых
одеждах, дерется на шпагах немного
пританцовывая, но все равно остается
очень злым и суровым.
Георгич, из обсуждения
фильма
«Роб Рой» в Интернет
Полное имя: Timothy Simon Roth
Дата рождения: 14 мая 1961
года
Место рождения: Великобритания,
Лондон
Семейное положение: женат на Никки Батлер (дети: сыновья Тимоти и Майкл)
Избранная фильмография: «Стукач» (1984), «Винсент и Тео» (1990), «Розенкранц
и Гильденстерн мертвы» (1990), «Бешеные псы» (1992), «Идеальный муж» (1992),
«Криминальное чтиво» (1994), «Маленькая Одесса» (1994), «Роб Рой» (1995),
«Четыре комнаты» (1995), «Звери» (1997), «Легенда о пианисте у океана» (1998),
«Ватель» (2000), «Планета обезьян» (2001), «Мушкетер» (2001), «Убить короля»
(2003), «Прекрасная страна» (2003)
Режиссерская работа: «Зона военных действий» («War Zone, The», 1999)
Легенда №1:
Трудное детство. Деревянные игрушки, прибитые к полу…
Тим Рот предпочитает общаться с журналистами в
неформальной обстановке, например, в пивных барах. По правде говоря, он
предпочитает и вовсе с ними не общаться. Его можно понять: самый
распространенный в интервью с Тимом вопрос – «откуда идет вся та злость и
насилие, которыми полны характеры Ваших персонажей, и к каким последствиям для
Вас это может привести в дальнейшем?..» Как и в случае с Гэри, журналисты
всегда рады заняться психоанализом актера, известного своей эксцентричностью.
«У критиков, - пишет критик Джим Мак Клеллан, - сложилось стандартное представление
о Тиме Роте: он, мол, играет «крутых парней» еще и потому, что в детстве ему
слишком часто доставалось от сверстников в школе и на улице» (журнал «Арена»).
Когда Тиму исполнилось три года, его родители развелись,
сохранив при этом «либеральные отношения». Отец будущего актера симпатизировал
коммунистам, он даже сменил свою фамилию «Смит» на «Рот». Стараниями
Рота-старшего Тима отдали не в частный колледж, а в государственную школу. Он
вспоминает о ней с неизменным отвращением, особенно когда речь заходит о
школьных учителях: «Там было несколько козлов, которые не умели учить детей.
Ублюдки, я до сих пор их ненавижу» («Арена»).
Из-за вздорного характера, повествует легенда, в школе у
Тима не было ни одного друга, и только крепкие кулаки помогали ему отстаивать
свою независимость. Единственными людьми, с которыми юному Тиму было интересно
общаться, были веселые лондонские панки. В карнавальной компании панков Тим
ощущал себя, как рыба в воде. Наверное, ранние панковские опыты вполне можно
рассматривать как первый актерский эксперимент Рота. И он был оценен по
достоинству: однажды шокированный экстравагантностью Тима полицейский просто
упек его за решетку («ОМ», 09/1997). С тех пор в характере Тима мало что изменилось.
Во всяком случае, «The Sex Pistols» по-прежнему его любимая
группа, и слово «fuck»
звучит в его речи в среднем полтора раза в минуту J.
Рот
уверяет, что ему было совершенно все равно, как прославиться, - лишь бы на него
обратили внимание девчонки. Он был самым маленьким и самым некрасивым парнем в
классе, к тому же без денег, без модных шмоток, без умения вписываться в
тусовку. Первым выступлением на сцене ужасно комплексовавшего насчет своей
внешности Тима была роль Дракулы в школьном мюзикле. Сразу вспоминаются статьи,
в которых Рота называют «символом нового Голливуда», а на следующей странице с
удовольствием описывают, как он обмочился во время своего дебютного монолога,
когда ему было 16.
Отдельного упоминания заслуживают политические взгляды
Тима, унаследованные им от отца. «Говорить о политике с ним сложно, - пишет Мак
Клеллан. – Такое впечатление, что перед тобой ярый левак середины 80-х».
Английский политический режим, методы правления Маргарет Тэтчер и саму «железную
леди» Тим описывает исключительно в нецензурных выражениях. Он не горит
желанием возвращаться на родину. «В Англии по-прежнему остается гнилая
атмосфера, - считает Тим. - Когда-то нам казалось, что с уходом Тэтчер все
изменится. Мы все ненавидели ее: «Мэгги Тэтчер отбирает молоко у детишек!» И
вот она изнасиловала всех и ушла – а что осталось?» Как мы увидим в дальнейшем,
на 80-е годы пришелся не самый легкий период в жизни Тима. Хотя, по мнению Мак
Клеллана, отношение Рота к обстановке в родной стране объясняется еще и складом
его характера: он предпочитает большую свободу, чем та, которая существует в
английском обществе, и вообще не выносит, когда ему указывают на место.
В номинации «Лучшее высказывание о
Тиме-которого-били-в-детстве» приз вручается web-журналу «Кинобар» за фразу:
«Тим был принят в Кэмбервильскую Школу Искусств» на отделение скульптуры и,
видимо, пошел бы по стопам Родена и Коненкова, если бы его – бритого наголо
20-тилетнего невротика – не встретил буквально посреди дороги режиссер Алан
Кларк…»
Легенда №2: В нужное время, в нужном месте
И действительно, ничто в жизни Тима не предвещало ему
удачной актерской карьеры – за исключением того, что уже в юном возрасте он мог
идеально имитировать любой акцент и перевоплощаться в любой персонаж J.
Виной всему было невероятное стечение обстоятельств. На фоне Гэри, который почти
каждую свою звездную роль завоевывал ценой настоящих жертв, Тим являет собой
замечательный образчик пофигизма.
Родители Тима с детства всячески старались привить ему
любовь к прекрасному: мама – к живописи и скульптуре, отец – к театру и музыке.
«Я ненавидел наши культпоходы, - признается Рот. – Но родители все впихивали и
впихивали в меня высокую культуру. Наверное, что-то все-таки задержалось внутри
– иначе я не стал бы актером» (здесь и далее использованы высказывания Тима в
интервью на movie.ru).
По настоянию матери Тим поступил в художественную школу и
даже успел сделать несколько скульптур, прежде чем его выгнали за хроническую
непосещаемость. Позже, по совету отца, он стал заниматься в молодежном театральном
кружке при театре Oval House, но после школы ему пришлось начать
работать. В стране нарастал экономический кризис, кино и театр хирели под
налоговым бременем. Все талантливые люди уезжали за океан, и молодежи
оставалось играть только в любительских постановках. К 21 году у Тима не было
машины. Работая рекламным агентом, он объезжал клиентов на велосипеде. Однажды,
когда он проезжал неподалеку от Oval House, у него спустила шина, и он
решил зайти к старым друзьям и попросить насос. Тим тогда ходил бритый наголо,
потому что играл в театральном кружке Кассио в «Отелло». В театре к нему кто-то
подошел и предложил попробоваться на роль скинхэда в телефильм «Сделано в
Британии» (1982) Алана Кларка. Тим Рот прошел пробы и вместо эпизодической роли
получил главную.
После съемок режиссер спросил, каковы планы Рота на
будущее. Тим ответил, что «хочет быть fucking actor». Кларк предложил ему зайти в
соседний павильон, где Майк Ли набирал актеров в фильм «Плохие времена». Рот
зашел в соседнюю дверь и через некоторое время вышел оттуда с главной ролью в
кармане. Следующим шагом была заявка на международный уровень: первоначально
Стивен Фрирс планировал снимать в «Стукаче» Джо Страммера из группы Clash, но из-за проблем в группе
Страммер отказался, и в результате «этот скинхэд» стал партнером таких звезд,
как Джон Херт и Теренс Стэмп.
В
течение 80-х Тим Рот продолжал сниматься в Англии. Из девяти картин того
периода стоит упомянуть «Винсента и Тео» (роль Ван Гога) и уже знакомого нам
«Розенкранца и Гильденстерна». Однако
проектов становилось все меньше, английское кино медленно умирало, и в 1990
году Рот не выдержал. Оставив в Лондоне спутницу жизни Лори Бейкер и сына
Джека, Тим перебрался в Голливуд. «Я не собирался продаваться, - уверяет он. –
Просто я видел, что в Америке есть возможность сниматься. А здесь эти чертовы
тори окончательно задушили все, что было интересного». Все получилось спонтанно.
Ему позвонил из Нью-Йорка режиссер Джефф Станцлер, который собирался снимать
фильм «Прыгать на кладбище». Тут же по телефону Тим сымпровизировал для него
кусок монолога и получил приглашение в США. Когда работа над фильмом была
завершена, Тим решил задержаться в Америке. Он поехал в Лос-Анджелес –
посмотреть, «нет ли там работенки для человека, который умеет говорить с любым
акцентом».
В Лос-Анджелесе Рот некоторое время бесцельно слонялся по
улицам и барам, пока судьба не подбросила ему встречу с продавцом видеомагазина
по имени Квентин Тарантино. Познакомились они, естественно, тоже в баре, за
стаканом «Джек Дэниелс». После третьей порции Тарантино признался, что видел
Тима в «Винсенте и Тео». После пятой он пригласил Рота сниматься в Reservoir Dogs – фильме, который «стал
прорывом, открывшим сезон наступления нового времени в Голливуде» (ОМ,
09/1997).
Тарантино и Рот долго спорили о том, кто кого будет
играть. Их обоих привлекала роль мистера Orange. «В конце концов Квентин
уступил мне эту роль и сыграл мистера Brown. …Мне очень повезло, что моим
первым американским режиссером стал человек, не боящийся риска». После выхода
«Бешеных псов» Тим не мог поверить, что это кино, снятое в полулюбительских
условиях, прославило его на весь мир. «В перерывах между дублями мы хохотали
над нашими репликами и мазали друг друга краской, изображавшей кровь, - говорил
он. – Мне было ужасно неудобно перед Квентином, но я не мог относиться к его проекту
всерьез».
Когда «Бешеные псы» появились в прокате, Рота пригласил к
себе сам Спилберг. «Я знал, что он всегда записывает беседы с актерами на пленку,
а потом просматривает их и ищет в них изюминку, - говорит Рот. – Я ничего не
имею против такой методики, но она не для меня. Первое, что я сказал Спилбергу,
войдя в его кабинет, чтобы он выключил камеру. Он нажал на какую-то кнопочку. Я
спрашиваю: «Вы точно ее выключили?» Он долго задумчиво на меня смотрел, потом
встал и отвернул камеру к стене. Затем спросил меня: «Вы можете говорить с
немецким акцентом?» - «С каким именно?» - «С немецким». - «Немецких акцентов
много, и все они разные. Есть баварский диалект, есть швабский, а есть,
например, классический берлинский». Он опять долго на меня смотрел, а потом
задал мне еще один вопрос: «А как вы относитесь к динозаврам?» - «К кому-кому?»
- «К динозаврам. Только не говорите мне, что все они разные!» В результате Рот
не попал ни в «Список Шиндлера», ни в «Парк юрского периода». Но зато он снова
поработал с Тарантино – снялся в «Криминальном чтиве», а затем и в «Четырех
комнатах».
Вот самые известные из ролей, от которых Тим в свое время
отказался: Джонни Роттен в «Сиде и Нэнси» (Тима, как поклонника «Sex Pistols», слишком глубоко затрагивала
история группы); главный герой «Прирожденных убийц» (сценарий писался Тарантино
специально под Рота, но Квентин вдребезги разругался с Оливером Стоуном, и для
Тима дружба оказалась важнее); профессор Северус Спэйп в экранизации «Гарри
Поттера» (Тим был занят на съемках «Планеты обезьян», и роль отдали Алану Рикману).
Тима также не обошла стороной судьба классического
киношного злодея. Хотя «злодейский цикл» Тима имеет свои особенности – он
окрашен в пафосные тона исторического романа. Судите сами: в «Робе Рое», «Вателе», «Мушкетере», «Убить
короля» Рот играет
сплошь вельможных мерзавцев и хладнокровных убийц. Одна фраза его великолепного
Фебре в «Мушкетере» чего стоит: «Что поделаешь, я испытываю просто физическую
потребность кого-нибудь убить». Исключение составляет футуристическая «Планета
обезьян», где Тима – генерала Тэйда – гримировали по три часа в день с ног до головы
(«Я горд тем, что играю самую агрессивную обезьяну в фильме, ха-ха!» (GALA-Radio)).
Легенда №3: О пианисте
«Блестящий, великолепный, невероятный Тим Рот!
Поразительное возрождение атмосферы первой трети 20-го века. Музыка Эннио
Морриконе. Поездка по кораблю на рояле». Этот отзыв, напоминающий выкрики безумного
газетчика, принадлежит поклоннику фильма Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте»
(Legend of the Pianist on the Ocean, The). Тим исполнил в нем роль
гениального музыканта, который родился, состарился и умер на борту океанского
лайнера, курсирующего между Европой и США. Младенца, найденного на корабле,
назвали «1900-й» - по году рождения. Никто никогда не обучал его нотной
грамоте, как и Тима – актерскому мастерству. В один прекрасный день он просто
сел за рояль и начал играть все, что ему вздумается. 1900-й ни разу не сошел на
берег. «Не кажется ли Роту, что это в некоторой степени метафора его нынешней
жизни «на два берега»? – спросила Тима Сюзен Хоуард. На что он с улыбкой
ответил, что все-таки считает себя европейцем.
И сам фильм получился европейским – высшей пробы. Хотя,
как заметила Алла Манн на сайте DVD-портал,
«вся разница между голливудским и неголливудским кино – в количестве
американских флагов на 1 метр пленки… Мы полфильма видим Америку, и ни разу
нигде не заколыхались на ветру полосочки и звездочки» J.
Легенда №4: «Зона военных действий»
Эпиграф
Гильденстерн. Мне показалось, вы называли себя актерами.
Актер. О, да, да,
конечно; мы актеры, именно, да. Но, знаете, когда спрос так невелик…
Гильденстерн. …Как насчет
какого-нибудь грека, а? Вы ведь знакомы с античными трагедиями?.. Все эти типы,
эдипы, оресты, инцесты, братья и сестры, лезущие друг на друга…
Том Стоппард. Розенкранц и Гильденстерн
мертвы /Перевод Иосифа Бродского
Первым кинопроектом, в котором Тим Рот выступил в качестве
режиссера, стала картина, посвященная теме насилия по отношению к детям. В ее
основу лег роман Александра Стюарта «Зона войны». «Мне давно хотелось снять
фильм о чем-то подобном, пусть даже его никто не будет смотреть. Там не будет
ни погонь на автомобилях, ни стрельбы. Это будет шокирующий фильм о детстве»
(«Арена»).
Герой фильма, юный Том, мается от безделья в деревенской
глуши. Его внимание привлекают странности в поведении сестры и отца, и он
начинает за ними следить. В конце концов Том догадывается, что сестра регулярно
отдается отцу – ибо матери не до секса (у нее только что родился ребенок), а
другой женщины в округе нет. Том выслеживает любовников и снимает на пленку акт
их совокупления. И тогда сестра, чтобы избежать позора, в качестве откупного
предлагает Тому себя. (movie.ru)
Премьера «Зоны военных действий», получившей награду
Европейской киноакадемии в номинации «Открытие года», состоялась в 1999 г. на
Фестивале независимых фильмов в Санденсе. Мнения участников фестиваля разделились:
кто-то аплодировал фильму за его честность, кто-то называл его грязным
продуктом извращенного ума. В Англии «ЗВД» долго не могла найти прокатчика;
только ближе к концу года фильм вышел в британский прокат, породив шлейф
скандальных статей, обвинений Тима Рота в растлении умов и сердец зрителей. Тим говорит, что
готов защищать свое детище до последнего вздоха: «Я не люблю игр со СМИ, но в
данном случае чувствую себя обязанным оградить моих юных актеров от нападок». 16-тилетняя
Лара Бельмонт и 17-итлетний Фредди Канлифф, играющие брата и сестру, никогда
раньше не снимались в кино. «Я страшно боялся, что их родители не дадут
согласия, - говорит Рот. – Лару мы нашли совершенно случайно на улице. Она и не
помышляла об актерской карьере. Она страшно стеснялась – даже не могла поднять
на меня глаза. Открыть такой талант – это все равно что открыть новую Ингрид
Бергман». Фредди пришел на пробы вместе с приятелем по объявлению в
еженедельнике Time Out: «Ищем молодых звезд для
современного фильма, который собирается ставить один мелкий грабитель из
«Криминального чтива». Фредди был уверен, что набирают статистов в массовку,
но, стоило Тиму его увидеть, как он решил, что этот парень будет играть главную
роль. (movie.ru) Интересно, что роль отца в
«ЗВД» исполняет Рэй Уинстон, до этого участвовавший в проекте Гэри «Не
глотать!» Вот пример классического амплуа английского лицедея J.
Актерам не очень сильно досталось от критиков; все
отравленные стрелы были пущены в постановщика. Рот пожимает плечами по поводу
обрушившегося на него шквала негодования и заявляет, что его целью было показать
правду без прикрас: «Мы работали вместе с моими друзьями, которые подвергались
насилию в детстве. Мы давали им читать сценарий по мере его эволюции, и они
говорили нам: «Дерьмо, дерьмо, дерьмо… Но все это чистая правда». Они были
нашими главными детекторами лжи».
Вместо эпилога: «Я снимался в этом фильме только
ради денег. Я так кривлялся перед камерой, что у меня самого это вызывало
страх. Я боялся, что меня уволят сразу же, как только посмотрят первые отснятые
сцены с моим участием». Тим Рот о фильме «Роб Рой», из
интервью Сюзен Хоуард на movie.ru
Фио
Легенда заключительная: «Let’s Do It»
Общаются ли по жизни Гэри Олдман и Тим Рот? Некоторые авторы
уверяют, что после съемок «Розенкранца и Гильденстерна» они лучшие друзья.
Правда, буквально через пару абзацев те же авторы записывают в друзья Гэри и
Тиму чуть ли не пол-Голливуда. И только одна легенда, найденная на фэн-сайте
Тима, подтверждается фактами.
Уже будучи знаменитыми, два актера какое-то время общались
друг с другом посредством фраз, написанных на различных частях своего тела. Однажды
в интервью Гэри назвал Тима в числе людей, которых он считает привлекательными.
Скоро Тим отреагировал, написав на своей руке: «Gary Oldman I think you’re sexy». В мае 1994 года на обложке
британского «Premiere»
Гэри появился с надписью на плече: «Tim Roth I think you are sexy too!». В апреле 1995-го журнал «Detour» опубликовал фотографию
Тима, на лбу у которого было выведено
маркером: «Gary Oldman Let’s Do It». На фэн-сайте эту историю
объяснили тем, что оба актера слишком заняты, чтобы общаться друг с другом
по-нормальному :).