Молодёжная стрелка
БГ и Аквариум, 06-06-2008, Юпитер::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоФото::Noize MC, 21-09-08, МатрицаСледуй за белым кроликом, 30-11-08, Мангры::Фото
Молодёжная стрелка

**

Молодёжная стрелка

Be yourself, no matter, what they say…  |  Part II: Tim

Part II: Tim

Но самый лучший – это Тим Рот в роли
холодного и циничного убийцы, любителя
наживы и женщин. Колоритный такой
тип, ходит все время в парике, красивых
одеждах, дерется на шпагах немного
пританцовывая, но все равно остается
очень злым и суровым.
Георгич, из обсуждения фильма
«Роб Рой» в Интернет

 

Полное имя: Timothy Simon Roth

Дата рождения: 14 мая 1961 года

Место рождения: Великобритания, Лондон

Семейное положение: женат на Никки Батлер (дети: сыновья Тимоти и Майкл)

Избранная фильмография: «Стукач» (1984), «Винсент и Тео» (1990), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990), «Бешеные псы» (1992), «Идеальный муж» (1992), «Криминальное чтиво» (1994), «Маленькая Одесса» (1994), «Роб Рой» (1995), «Четыре комнаты» (1995), «Звери» (1997), «Легенда о пианисте у океана» (1998), «Ватель» (2000), «Планета обезьян» (2001), «Мушкетер» (2001), «Убить короля» (2003), «Прекрасная страна» (2003)

Режиссерская работа: «Зона военных действий» («War Zone, The», 1999)

 

Легенда №1: Трудное детство. Деревянные игрушки, прибитые к полу…

Тим Рот предпочитает общаться с журналистами в неформальной обстановке, например, в пивных барах. По правде говоря, он предпочитает и вовсе с ними не общаться. Его можно понять: самый распространенный в интервью с Тимом вопрос – «откуда идет вся та злость и насилие, которыми полны характеры Ваших персонажей, и к каким последствиям для Вас это может привести в дальнейшем?..» Как и в случае с Гэри, журналисты всегда рады заняться психоанализом актера, известного своей эксцентричностью. «У критиков, - пишет критик Джим Мак Клеллан, - сложилось стандартное представление о Тиме Роте: он, мол, играет «крутых парней» еще и потому, что в детстве ему слишком часто доставалось от сверстников в школе и на улице» (журнал «Арена»).

Когда Тиму исполнилось три года, его родители развелись, сохранив при этом «либеральные отношения». Отец будущего актера симпатизировал коммунистам, он даже сменил свою фамилию «Смит» на «Рот». Стараниями Рота-старшего Тима отдали не в частный колледж, а в государственную школу. Он вспоминает о ней с неизменным отвращением, особенно когда речь заходит о школьных учителях: «Там было несколько козлов, которые не умели учить детей. Ублюдки, я до сих пор их ненавижу» («Арена»).

Из-за вздорного характера, повествует легенда, в школе у Тима не было ни одного друга, и только крепкие кулаки помогали ему отстаивать свою независимость. Единственными людьми, с которыми юному Тиму было интересно общаться, были веселые лондонские панки. В карнавальной компании панков Тим ощущал себя, как рыба в воде. Наверное, ранние панковские опыты вполне можно рассматривать как первый актерский эксперимент Рота. И он был оценен по достоинству: однажды шокированный экстравагантностью Тима полицейский просто упек его за решетку («ОМ», 09/1997). С тех пор в характере Тима мало что изменилось. Во всяком случае, «The Sex Pistols» по-прежнему его любимая группа, и слово «fuck» звучит в его речи в среднем полтора раза в минуту J.

Рот уверяет, что ему было совершенно все равно, как прославиться, - лишь бы на него обратили внимание девчонки. Он был самым маленьким и самым некрасивым парнем в классе, к тому же без денег, без модных шмоток, без умения вписываться в тусовку. Первым выступлением на сцене ужасно комплексовавшего насчет своей внешности Тима была роль Дракулы в школьном мюзикле. Сразу вспоминаются статьи, в которых Рота называют «символом нового Голливуда», а на следующей странице с удовольствием описывают, как он обмочился во время своего дебютного монолога, когда ему было 16.

Отдельного упоминания заслуживают политические взгляды Тима, унаследованные им от отца. «Говорить о политике с ним сложно, - пишет Мак Клеллан. – Такое впечатление, что перед тобой ярый левак середины 80-х». Английский политический режим, методы правления Маргарет Тэтчер и саму «железную леди» Тим описывает исключительно в нецензурных выражениях. Он не горит желанием возвращаться на родину. «В Англии по-прежнему остается гнилая атмосфера, - считает Тим. - Когда-то нам казалось, что с уходом Тэтчер все изменится. Мы все ненавидели ее: «Мэгги Тэтчер отбирает молоко у детишек!» И вот она изнасиловала всех и ушла – а что осталось?» Как мы увидим в дальнейшем, на 80-е годы пришелся не самый легкий период в жизни Тима. Хотя, по мнению Мак Клеллана, отношение Рота к обстановке в родной стране объясняется еще и складом его характера: он предпочитает большую свободу, чем та, которая существует в английском обществе, и вообще не выносит, когда ему указывают на место.

В номинации «Лучшее высказывание о Тиме-которого-били-в-детстве» приз вручается web-журналу «Кинобар» за фразу: «Тим был принят в Кэмбервильскую Школу Искусств» на отделение скульптуры и, видимо, пошел бы по стопам Родена и Коненкова, если бы его – бритого наголо 20-тилетнего невротика – не встретил буквально посреди дороги режиссер Алан Кларк…»

 

Легенда №2: В нужное время, в нужном месте

И действительно, ничто в жизни Тима не предвещало ему удачной актерской карьеры – за исключением того, что уже в юном возрасте он мог идеально имитировать любой акцент и перевоплощаться в любой персонаж J. Виной всему было невероятное стечение обстоятельств. На фоне Гэри, который почти каждую свою звездную роль завоевывал ценой настоящих жертв, Тим являет собой замечательный образчик пофигизма.

Родители Тима с детства всячески старались привить ему любовь к прекрасному: мама – к живописи и скульптуре, отец – к театру и музыке. «Я ненавидел наши культпоходы, - признается Рот. – Но родители все впихивали и впихивали в меня высокую культуру. Наверное, что-то все-таки задержалось внутри – иначе я не стал бы актером» (здесь и далее использованы высказывания Тима в интервью на movie.ru).

По настоянию матери Тим поступил в художественную школу и даже успел сделать несколько скульптур, прежде чем его выгнали за хроническую непосещаемость. Позже, по совету отца, он стал заниматься в молодежном театральном кружке при театре Oval House, но после школы ему пришлось начать работать. В стране нарастал экономический кризис, кино и театр хирели под налоговым бременем. Все талантливые люди уезжали за океан, и молодежи оставалось играть только в любительских постановках. К 21 году у Тима не было машины. Работая рекламным агентом, он объезжал клиентов на велосипеде. Однажды, когда он проезжал неподалеку от Oval House, у него спустила шина, и он решил зайти к старым друзьям и попросить насос. Тим тогда ходил бритый наголо, потому что играл в театральном кружке Кассио в «Отелло». В театре к нему кто-то подошел и предложил попробоваться на роль скинхэда в телефильм «Сделано в Британии» (1982) Алана Кларка. Тим Рот прошел пробы и вместо эпизодической роли получил главную.

После съемок режиссер спросил, каковы планы Рота на будущее. Тим ответил, что «хочет быть fucking actor». Кларк предложил ему зайти в соседний павильон, где Майк Ли набирал актеров в фильм «Плохие времена». Рот зашел в соседнюю дверь и через некоторое время вышел оттуда с главной ролью в кармане. Следующим шагом была заявка на международный уровень: первоначально Стивен Фрирс планировал снимать в «Стукаче» Джо Страммера из группы Clash, но из-за проблем в группе Страммер отказался, и в результате «этот скинхэд» стал партнером таких звезд, как Джон Херт и Теренс Стэмп.

В течение 80-х Тим Рот продолжал сниматься в Англии. Из девяти картин того периода стоит упомянуть «Винсента и Тео» (роль Ван Гога) и уже знакомого нам «Розенкранца и Гильденстерна». Однако проектов становилось все меньше, английское кино медленно умирало, и в 1990 году Рот не выдержал. Оставив в Лондоне спутницу жизни Лори Бейкер и сына Джека, Тим перебрался в Голливуд. «Я не собирался продаваться, - уверяет он. – Просто я видел, что в Америке есть возможность сниматься. А здесь эти чертовы тори окончательно задушили все, что было интересного». Все получилось спонтанно. Ему позвонил из Нью-Йорка режиссер Джефф Станцлер, который собирался снимать фильм «Прыгать на кладбище». Тут же по телефону Тим сымпровизировал для него кусок монолога и получил приглашение в США. Когда работа над фильмом была завершена, Тим решил задержаться в Америке. Он поехал в Лос-Анджелес – посмотреть, «нет ли там работенки для человека, который умеет говорить с любым акцентом».

В Лос-Анджелесе Рот некоторое время бесцельно слонялся по улицам и барам, пока судьба не подбросила ему встречу с продавцом видеомагазина по имени Квентин Тарантино. Познакомились они, естественно, тоже в баре, за стаканом «Джек Дэниелс». После третьей порции Тарантино признался, что видел Тима в «Винсенте и Тео». После пятой он пригласил Рота сниматься в Reservoir Dogs – фильме, который «стал прорывом, открывшим сезон наступления нового времени в Голливуде» (ОМ, 09/1997).

Тарантино и Рот долго спорили о том, кто кого будет играть. Их обоих привлекала роль мистера Orange. «В конце концов Квентин уступил мне эту роль и сыграл мистера Brown. …Мне очень повезло, что моим первым американским режиссером стал человек, не боящийся риска». После выхода «Бешеных псов» Тим не мог поверить, что это кино, снятое в полулюбительских условиях, прославило его на весь мир. «В перерывах между дублями мы хохотали над нашими репликами и мазали друг друга краской, изображавшей кровь, - говорил он. – Мне было ужасно неудобно перед Квентином, но я не мог относиться к его проекту всерьез».

Когда «Бешеные псы» появились в прокате, Рота пригласил к себе сам Спилберг. «Я знал, что он всегда записывает беседы с актерами на пленку, а потом просматривает их и ищет в них изюминку, - говорит Рот. – Я ничего не имею против такой методики, но она не для меня. Первое, что я сказал Спилбергу, войдя в его кабинет, чтобы он выключил камеру. Он нажал на какую-то кнопочку. Я спрашиваю: «Вы точно ее выключили?» Он долго задумчиво на меня смотрел, потом встал и отвернул камеру к стене. Затем спросил меня: «Вы можете говорить с немецким акцентом?» - «С каким именно?» - «С немецким». - «Немецких акцентов много, и все они разные. Есть баварский диалект, есть швабский, а есть, например, классический берлинский». Он опять долго на меня смотрел, а потом задал мне еще один вопрос: «А как вы относитесь к динозаврам?» - «К кому-кому?» - «К динозаврам. Только не говорите мне, что все они разные!» В результате Рот не попал ни в «Список Шиндлера», ни в «Парк юрского периода». Но зато он снова поработал с Тарантино – снялся в «Криминальном чтиве», а затем и в «Четырех комнатах».

Вот самые известные из ролей, от которых Тим в свое время отказался: Джонни Роттен в «Сиде и Нэнси» (Тима, как поклонника «Sex Pistols», слишком глубоко затрагивала история группы); главный герой «Прирожденных убийц» (сценарий писался Тарантино специально под Рота, но Квентин вдребезги разругался с Оливером Стоуном, и для Тима дружба оказалась важнее); профессор Северус Спэйп в экранизации «Гарри Поттера» (Тим был занят на съемках «Планеты обезьян», и роль отдали Алану Рикману).

Тима также не обошла стороной судьба классического киношного злодея. Хотя «злодейский цикл» Тима имеет свои особенности – он окрашен в пафосные тона исторического романа. Судите сами: в «Робе Рое», «Вателе», «Мушкетере», «Убить короля» Рот играет сплошь вельможных мерзавцев и хладнокровных убийц. Одна фраза его великолепного Фебре в «Мушкетере» чего стоит: «Что поделаешь, я испытываю просто физическую потребность кого-нибудь убить». Исключение составляет футуристическая «Планета обезьян», где Тима – генерала Тэйда – гримировали по три часа в день с ног до головы («Я горд тем, что играю самую агрессивную обезьяну в фильме, ха-ха!» (GALA-Radio)).  

 

Легенда №3: О пианисте

«Блестящий, великолепный, невероятный Тим Рот! Поразительное возрождение атмосферы первой трети 20-го века. Музыка Эннио Морриконе. Поездка по кораблю на рояле». Этот отзыв, напоминающий выкрики безумного газетчика, принадлежит поклоннику фильма Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте» (Legend of the Pianist on the Ocean, The). Тим исполнил в нем роль гениального музыканта, который родился, состарился и умер на борту океанского лайнера, курсирующего между Европой и США. Младенца, найденного на корабле, назвали «1900-й» - по году рождения. Никто никогда не обучал его нотной грамоте, как и Тима – актерскому мастерству. В один прекрасный день он просто сел за рояль и начал играть все, что ему вздумается. 1900-й ни разу не сошел на берег. «Не кажется ли Роту, что это в некоторой степени метафора его нынешней жизни «на два берега»? – спросила Тима Сюзен Хоуард. На что он с улыбкой ответил, что все-таки считает себя европейцем.

И сам фильм получился европейским – высшей пробы. Хотя, как заметила Алла Манн на сайте DVD-портал, «вся разница между голливудским и неголливудским кино – в количестве американских флагов на 1 метр пленки… Мы полфильма видим Америку, и ни разу нигде не заколыхались на ветру полосочки и звездочки» J.

 

Легенда №4: «Зона военных действий»

                                                      Эпиграф

Гильденстерн. Мне показалось, вы называли себя актерами.

Актер. О, да, да, конечно; мы актеры, именно, да. Но, знаете, когда спрос так невелик…

Гильденстерн. …Как насчет какого-нибудь грека, а? Вы ведь знакомы с античными трагедиями?.. Все эти типы, эдипы, оресты, инцесты, братья и сестры, лезущие друг на друга…

Том Стоппард. Розенкранц и Гильденстерн мертвы /Перевод Иосифа Бродского

 

Первым кинопроектом, в котором Тим Рот выступил в качестве режиссера, стала картина, посвященная теме насилия по отношению к детям. В ее основу лег роман Александра Стюарта «Зона войны». «Мне давно хотелось снять фильм о чем-то подобном, пусть даже его никто не будет смотреть. Там не будет ни погонь на автомобилях, ни стрельбы. Это будет шокирующий фильм о детстве» («Арена»).

Герой фильма, юный Том, мается от безделья в деревенской глуши. Его внимание привлекают странности в поведении сестры и отца, и он начинает за ними следить. В конце концов Том догадывается, что сестра регулярно отдается отцу – ибо матери не до секса (у нее только что родился ребенок), а другой женщины в округе нет. Том выслеживает любовников и снимает на пленку акт их совокупления. И тогда сестра, чтобы избежать позора, в качестве откупного предлагает Тому себя. (movie.ru)

Премьера «Зоны военных действий», получившей награду Европейской киноакадемии в номинации «Открытие года», состоялась в 1999 г. на Фестивале независимых фильмов в Санденсе. Мнения участников фестиваля разделились: кто-то аплодировал фильму за его честность, кто-то называл его грязным продуктом извращенного ума. В Англии «ЗВД» долго не могла найти прокатчика; только ближе к концу года фильм вышел в британский прокат, породив шлейф скандальных статей, обвинений Тима Рота в растлении умов и сердец зрителей. Тим говорит, что готов защищать свое детище до последнего вздоха: «Я не люблю игр со СМИ, но в данном случае чувствую себя обязанным оградить моих юных актеров от нападок». 16-тилетняя Лара Бельмонт и 17-итлетний Фредди Канлифф, играющие брата и сестру, никогда раньше не снимались в кино. «Я страшно боялся, что их родители не дадут согласия, - говорит Рот. – Лару мы нашли совершенно случайно на улице. Она и не помышляла об актерской карьере. Она страшно стеснялась – даже не могла поднять на меня глаза. Открыть такой талант – это все равно что открыть новую Ингрид Бергман». Фредди пришел на пробы вместе с приятелем по объявлению в еженедельнике Time Out: «Ищем молодых звезд для современного фильма, который собирается ставить один мелкий грабитель из «Криминального чтива». Фредди был уверен, что набирают статистов в массовку, но, стоило Тиму его увидеть, как он решил, что этот парень будет играть главную роль. (movie.ru) Интересно, что роль отца в «ЗВД» исполняет Рэй Уинстон, до этого участвовавший в проекте Гэри «Не глотать!» Вот пример классического амплуа английского лицедея J.

Актерам не очень сильно досталось от критиков; все отравленные стрелы были пущены в постановщика. Рот пожимает плечами по поводу обрушившегося на него шквала негодования и заявляет, что его целью было показать правду без прикрас: «Мы работали вместе с моими друзьями, которые подвергались насилию в детстве. Мы давали им читать сценарий по мере его эволюции, и они говорили нам: «Дерьмо, дерьмо, дерьмо… Но все это чистая правда». Они были нашими главными детекторами лжи».

 

Вместо эпилога: «Я снимался в этом фильме только ради денег. Я так кривлялся перед камерой, что у меня самого это вызывало страх. Я боялся, что меня уволят сразу же, как только посмотрят первые отснятые сцены с моим участием». Тим Рот о фильме «Роб Рой», из интервью Сюзен Хоуард на movie.ru

 

Фио

 

Легенда заключительная: «Lets Do It»

Общаются ли по жизни Гэри Олдман и Тим Рот? Некоторые авторы уверяют, что после съемок «Розенкранца и Гильденстерна» они лучшие друзья. Правда, буквально через пару абзацев те же авторы записывают в друзья Гэри и Тиму чуть ли не пол-Голливуда. И только одна легенда, найденная на фэн-сайте Тима, подтверждается фактами.

Уже будучи знаменитыми, два актера какое-то время общались друг с другом посредством фраз, написанных на различных частях своего тела. Однажды в интервью Гэри назвал Тима в числе людей, которых он считает привлекательными. Скоро Тим отреагировал, написав на своей руке: «Gary Oldman I think youre sexy». В мае 1994 года на обложке британского «Premiere» Гэри появился с надписью на плече: «Tim Roth I think you are sexy too!». В апреле 1995-го журнал «Detour» опубликовал фотографию Тима,  на лбу у которого было выведено маркером: «Gary Oldman Lets Do It». На фэн-сайте эту историю объяснили тем, что оба актера слишком заняты, чтобы общаться друг с другом по-нормальному :).

 

Вход


Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail
Молодёжная стрелка© 2003-2006 Молодёжная стрелка