Интервью с Ольгой Арефьевой, взятое нижегородскими журналистами и мной в т.ч. Живое, неструктурированное и практически не редактированное.
- Ольга, вы второй раз в Нижнем Новгороде. А как часто вы гастролируете?
- Мы куда-то выезжаем, когда появляются люди, которые хотят нас видеть. Здесь они есть.
- А вы помните прошлый концерт у нас в городе?
- Да. Я запоминаю каждый свой концерт, хотя даты мне ни о чем не говорят. В Нижнем Новгороде весной было хорошо.
- Где вы предпочитаете выступать: в концертных залах или в клубах?
- Залы мне ближе. В клубах мне не нравится сигаретный дым и присутствие грубой охраны.
- А как часты моменты театрализации в ваших выступлениях?
- Концертная программа, как правило, бывает очень земного плана, а театр – неземного. И «поженить» их невозможно. Хотя элементы театрализации на моих концертах есть почти всегда.
- У вас было много «Ковчегов». Какой из них вам ближе?
- «Рояль-ковчег». Это детище мое самое высокое… хотя не скажу, что самое любимое.
- С кем из музыкантов вы работаете дольше всего? С кем дружите?
- Друзей у меня мало. Друг – это высокое звание. А самый великий долгожитель моей группы – Петр Акимов. С Петрухой мы знакомы лет двенадцать. С ним у нас сложились нежные отношения: мы чувствуем, когда нам достаточно, а когда недостаточно друг друга. Ведь если превысить дозу общения, может и затошнить.
- Как у вас складываются отношения со слушателями?
- Музыкант должен находиться в диалоге с ними, но при этом идти на шаг впереди аудитории. Обычно бывает, что музыкант сделает что-то новое, а аудитория требует старое – то, что еще вчера не понимала. В творчестве же должно быть два духовных камертона: сам музыкант и Господь Бог. Если у Бога разногласия с аудиторией… что ж, нужно искать компромисс.
- Как вы относитесь к своим старым песням?
- Они тоже хорошие, как и новые. Но чтобы ощутить их внутреннюю правду, нужно от них отдохнуть. И настроиться перед концертом. Вообще я к каждому концерту готовлюсь, как первоклассник к первому сентября.
- Слышали ли вы свои песни в чужом исполнении?
- Да, бывает. Иногда это очень забавно, иногда смешно. Иногда хорошо. Однажды я шла по подземному переходу. Там стояла панкушка и пела. Почему-то она выбрала одну из самых длинных моих песен – «Черную флейту». Она длится девять минут. Количество аккордов девушка сильно сократила… В общем, подавали ей плохо…
- А положительные примеры есть?
- Я думаю, лучше меня мои песни не поет никто. Может, я слишком мало слышала их от других людей – наверное, они очень стесняются. Однажды только я стала свидетелем того, как «Джа пустит трамвай…» исполнялся на мотив лезгинки. Получился эдакий растаманский джаз. Это было очень забавно.
- Вы даете кому-то исполнять свои песни со сцены?
- Думаю, я еще не достойна трибьюта. Пока не все записи меня устраивают – в смысле качества. Когда будут устраивать – тогда пожалуйста. Зато я с огромным удовольствием пою чужие песни. Это все равно, что ходить к друзьям в гости вместо того, чтобы готовить свою еду. У меня было как-то даже два концерта из чужих песен. Я пела Умку, Силю. БГ как-то пригласил меня поучаствовать в трибьюте. Сейчас модно закладывать звезду имени себя. Так человек оставляет след в истории. А трибьют – это признание, уважение. В принципе, клево.
- Вы читаете свои стихи близким, друзьям?
- Не часто. Иногда мы по SMS стихами перебрасываемся. Мне пишут несколько строчек, а я отвечаю. Может, это не самые лучшие стихи, но получается интересно.
- Недавно у нас выступал один музыкант из Италии, играл на виоле да гамба. Перед концертом нас предупредили: «Выключите мобильные телефоны, а то музыкант забывает то, что играл и начинает импровизировать на мотив звонка сотового. А как вы относитесь к мобильникам, звонящим на концерте?
- Есть люди, которые не вытирают попу после туалета, а некоторые не выключают мобильники на концертах. Это неандертальская черта еще сильна в русских людях, но, надеюсь, это скоро излечится.
- Расскажите о ваших фотоработах.
- Фотографирование – моя внутренняя потребность. Если бы еще в нас была встроена видеокамера, и можно было бы отматывать пленку назад – было бы здорово… Недавно большая компания людей скинулась и купила мне крутой фотоаппарат. Хотя приступы фотографирования у меня бывают где-то раз в год. Я представляю картинку – и у меня начинается внутренний зуд. Не проблема найти модель, главное – найти место, где можно снимать.
- Кто становится вашими моделями?
- Знакомые люди. Что-то должно быть в человеке эдакое. В его лице.
- Вам хватает внимания публики?
- Да, я живу очень хорошо. Так жить – дай Бог каждому. Я не нахожусь в жесткой сетке гастролей. Я ненавижу давать интервью – и практически не делаю этого. Люблю ездить в метро, жить среди людей. К счастью, меня редко узнают. Иногда, правда, ко мне подходят, спрашивают: «Это вы Ольга Арефьева?» Я говорю: «Нет, вы ошиблись», и человек отходит. Малая популярность дает мне возможность фильтровать публику. У моего слушателя есть вкус, он ходит не на разрекламированного певца. Хотя идеальный слушатель моей музыки – это я.
- А как же внимание поклонников?
- Уровень популярности – это то количество внимания, которое ты можешь сдержать. Причем внимание не всегда бывает доброжелательным, оно бывает и вампирическим. И из-за этого ты не можешь выматериться, нужно ходить и улыбаться. Поклонники, конечно, есть. Это люди с добрым, аккуратным вниманием. Именно так чаще всего подходят ко мне. Внутренне красивые люди – это видно по выражению их лиц.
Вопросы задавала и записывала чужие Илина.
Концерт Ольги Арефьевой 8 октября 2004г., клуб Wizard, Н.Новгород.
Фоторепортаж
Обсуждение