Став взрослым, по-иному осмысливаешь сказки Пушкина.
Начнём со “Сказки о Золотом петушке” (1834). На первый взгляд мораль сей сказки такова: дал слово -- держи, уговор дороже денег. И всё же, почему царь Дадон не сдержал своего царского слова? Потому что “старый друг его” мудрец и звездочёт был скопцом. Пушкин три раза на это обращает внимание.
Так то же такие эти скопцы? Вот что о них написано в популярной газете “СПИД-инфо” (№5, 1995):
| …Скопчество возникло двести лет назад не на пустом месте—оно было органично вплетено в историю русской церковной смуты… Сколько веков прошло, а и сегодня ещё жутко читать о радениях галлов-скопцов; они кружатся в неистовой пляске, бичуются до крови, пока не упадут измождённые. Многие, пришедшие только взглянуть на зрелище, заражаются безумием, вдруг сами пускаются в пляс и, хватая один из лежащих тут же наготове мечей, оскопляются… Скопцы считают, что оскопление, иначе кастрация, даёт человеку ангельскую сущность. Кастрированная женщина превращается из “пегой кукушки” в “белую голубку”. “Малую печать Господа” получают при отрезании сосков, “большую печать” — при полном удалении груди. У мужчин вначале отрезают мошонку (“ключи ада”). Пройти эту стадию — сесть на “пегого коня”. Чтобы сесть на “белого коня”, надо удалить “ключ бездны” — ствол. В прошлом веке мужские органы отсекались раскалённым прутом (огневое крещение). В мочеиспускательном канале, чтобы не зарастал, носили свинцовый гвоздик или кусочек другого неокисляющегося металла…
В России влияние скопцов было удивительным, а отношение к ним иначе как странным не назовёшь. Правда, отец-основатель секты Кондратий Селиванов за то, что имел смелость предложить “это” самому императору Павлу, был посажен в сумасшедший дом. Но в начале 19-го века, в эпоху конгрессов, Сперанского(1772—1839), Аракчеева (1769—1834), когда не могла дрогнуть “не по закону” ни одна былинка, в Петербурге проходят тысячные собрания скопцов. Директор департамента народного просвещения, призванный “накрыть” секту, сам становится скопцом… |
Итак, царь Дадон не выполнил своего обещания, чтобы Шамаханская царица не стала неотразимым орудием завлечения в секту скопцов новых невинных жертв и, конечно, чтобы спасти её женскую красоту от уродств. И более того, Дадон под удобным предлогом “замочил” “грешника”.
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде”.
Чтобы были понятны поступки персонажей и их мотивация, расскажу и объясню начало сказки своими словами.
На дальних границах одного государства шла жестокая война. Наступило Рождество, и, воспользовавшись временным затишьем в боевых действиях, царь Салтан спешит в столицу. В карете его гложет дума: "Я не женат, наследника нет, да и сердце ни к кому не благосклонно… А вдруг убьют, и царство останется без меня и без наследника…Что делать?" В ранней ночи уж виден Кремль, но царю нет мочи терпеть. Ему надо по малой нужде. Он останавливает карету, бежит к ближайшему забору и становится свидетелем известного диалога трёх сестёр. ”Речь последней по всему полюбилася ему”. Не сама девушка, которую он, вероятно, не разглядел, понравилась Салтану. Девушка всего лишь невольно высказала спасительный ответ на терзавшую царя думу.
Возникает вопрос: почему именно у третьей сестрицы вдруг появилось желание родить? Если после венчания новоявленная царица в первую брачную ночь “понесла”, т.е. забеременела, то у неё в этот вечер произошла овуляция. Женская физиология определила желание. Возможно, столь мощное женское начало стало причиной того, что родился богатырь ростом в аршин (71 см). Недавно в Иркутске родился ребёнок, рост которого был 65 см, так что сын в аршин звучит правдоподобно.
Почему Пушкин сделал начало сказки таким куцым, почему завязка грешит непоследовательностью изложения, какой-то непонятной и подозрительной недосказанностью, как будто поэт хочет что-то скрыть от читателя? Ответ станет очевидным, если поймём главное, почему ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой хотят извести и погубить царицу и её сына. Я пришёл к следующему выводу. Женских персонажей Пушкин позаимствовал из сказки “Золушка”: Бабариха—властная, способная на изощрённые интриги мачеха, две её родные дочери, ставшими ткачихой и поварихой, и падчерица, которую взял в жёны царь. Можно добавить, что фея—царевна Лебедь. Данное предположение всё ставит на свои места. Теперь понятны и мотивы, и сами поступки Бабарихи и двух её родных дочерей в сказке. Замечу, это какую же надо было придумать отмазку, скольких свидетелей погубить, чтобы царь Салтан поверил в невиновность сватьи (тёщи) и двух её дочерей? Или государю тоже было выгодно исчезновение незнатной супруги и сына?
Кстати, полный сборник сказок Шарля Перро (1628—1703) в 1704 году в Париже стал бестселлером.
Итак, разобрались с мирской жизнью персонажей, теперь проанализируем волшебство. Опять же сразу выскажу свою версию: царевна Лебедь — дочь Золотой рыбки. Но начну с бочки, что по морю плывет, и которую нередко рисуют дети. Современного читателя, знающего про бермудский треугольник, пожалуй, не удивит тот факт, что ребёнок рос ”не по дням, а по часам”. Но вот как объяснить удлинение шелкового шнура с крестом на растущей шейке младенца? Всё просто и без магии. Внимательная и заботливая мамочка надела на сынка свой шелковый шнурок, который и пошёл на тетиву.
Вернусь к главной гипотезе.
Вот доказательства того, что царевна Лебедь из рыб будет: "Эти витязи морские мне ведь братья все родные", "Тяжек воздух нам земли", "В чешуе златой горя", "княгиня—диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит". Золотая рыбка сначала научилась делать из рыб ихтиандров-витязей, а затем, взяв глубоководную рыбу со светящимися частями тела, сотворила Лебедь. Уже потом из водоплавающей птицы получился человек. Отсутствием магических знаний, пожалуй, можно объяснить и отказ старухе из “Сказки о рыбаке и рыбке” жить в Окиане-море. Золотая рыбка умеет перемещать предметы, строения, людей и животных на расстояния, владеет гипнозом, она с помощью волшебства превращает один предмет в другой, но магия с человеком слабовата. Наверное, поэтому и создана была царевна—Лебедь, которая уже могла превращать человека в насекомое.
“Сказка о попе и о работнике его Балде”.
Думаю, современная психиатрия диагностировала действия Балды как садизм обыкновенный. Возможны, разумеется, нюансы. Поп пришёл на базар, чтоб найти служителя не слишком дорогого, и вовсе он не гнался за дешевизной. Расчёт Балды был прост: кто ж откажется от его дешёвых услуг. Ради утоления садистских наслаждений Балда готов целый год работать только за еду. Итак, поп стал жертвой расчётливого садиста. Но кто в детстве жалел священника? Все радовались находчивости работника.
Напоследок, “Руслан и Людмила”.
“Избушка там на курьих ножках / Стоит без окон, без дверей”. Ясное дело, что хата Яги имела оконные и дверной проёмы. А вот где сами оконные рамы и дверь? Помните, как в сказках Баба-Яга с ненавистью произносила: русским духом пахнет. Так вот русский мужик и спёр у престарелой старушки и рамы и дверь. Поэт тонко подметил русскую народную традицию: уносить с собой то, что осталось без присмотра.
Конечно, вы вправе возразить, опровергнуть или дополнить автора этих строк. Буду рад узнать ваше мнение, особенно Ужасной Ехидины.
Армия У.
Обсуждение текста - http://www.nnov.ru/forum/strelka/read.php?f=47&t=38738
|