11 сентября 2004 года в алматинской школе № 18 состоялась презентация программы Молодёжного Факультета Журналистики.
Программа включает три блока:
- основы профессионального журналистского мастерства,
- верстка и дизайн печатного издания,
- технология эффективного общения.
Для проведения некоторых тренингов и лекций будут приглашены журналисты, менеджеры, режиссеры, операторы, телеведущие, директора программ алматинских СМИ Кроме того, планируется приглашение зарубежных репортеров и представителей международных организаций, работающих со СМИ.
Студенты - а ими станут старшеклассники Южной столицы Казахстана – смогут посетить редакции ведущих газет, радио- и телеканалов Алматы.
На презентации программы Молодежного Факультета Журналистики присутствовали ученики 9-х, 10-х, и 11-х классов школы № 18, сотрудники досугового Цента «ASTEL», ставшие инициаторами данного проекта, и профессиональные журналисты.
В финале презентации присутствующим был задан ряд вопросов, имеющих отношение к молодежным СМИ и молодежной журналистике Казахстана. Ответы мы предлагаем Вашему вниманию.
Вопрос
Какие молодежные казахстанские СМИ вам известны?
После того, как прозвучал этот вопрос «раздалась тишина»! И раздавалась все шире и глубже. Ее можно было сравнить с минутой молчания, которой присутствующие почтили несуществующие молодежные казахстанские СМИ.
Тем не менее, в итоге были названы молодежные газеты «Время молодых» и «Teenager».
Что касается электронных медиа, то...
"Очень трудно сейчас судить о молодежном телевидении, радио, как оно развивается и будет ли развиваться дальше." (Аля Маринина, ученица школы №18, 10А)
Вопрос
Нужна ли сейчас в Казахстане молодежная журналистика и молодежные СМИ?
"Да, да, да и еще раз ДА! Поскольку, я считаю, молодежи нужно иметь возможность высказываться, нужно, чтобы взрослые знали наше мнение. Это очень важно – слушать всех. Печатные издания, молодежное радио помогают высказаться и общенародно объявить свое мнение." (Аля Маринина, ученица школы №18, 10А)
"Вообще, проблемы, с которыми сталкивается молодежь, очень актуальны, и молодые нуждаются в советах, помощи, которые не всегда могут дать родители, учителя. Это очень важно, и поэтому наша молодежная журналистика должна подниматься и развиваться." (Марина Жир-Лебедь, ученица школы №18)
"Я хочу сказать, что молодые журналисты, когда они еще учатся в школе, хотят как-то развиваться в плане журналистики, потом поступать в институты. Это помогает, как мне кажется, лучше развиваться." (Лена Ефимова, ученица школы №18)
"Очень интересно бывает иногда читать мысли молодых. Когда читаешь, что молодой человек какой-нибудь говорит «Убил бы я их всех в этой школе!» и думаешь «Да, а в самом деле, есть за что?!» Поэтому, когда высказываются молодые, и эти газеты доходят до более взрослого поколения – думается, это полезно. Интересно, когда молодежь высказывает свое мнение. Сейчас мы уже видим, что не каждый это может, не каждому это дано! И взрослому, и молодому тоже." (Татьяна Эмировна, преподаватель немецкого языка, школа № 18, Досуговый центр «ASTEL»)
"Я бы хотел сказать вне контекста, нужны ли молодежные издания или нет. Сейчас необходимо гораздо интегрированней и профессиональней готовить журналистов. На личном опыте я убедился, что сейчас от 20 до 25 где-то лет в журналистике идет полный провал. Кадров нет. Что касается печатных СМИ, электронных СМИ, радио, телевидение - нет достойных! Это сейчас проблема огромная. Открывается любая программа, любая газета и, прежде всего, встает вопрос кадров, причем, кадров не руководящих, а пишущих журналистов, ведущих, тележурналистов. То есть полный провал! Если после 25 лет - я не знаю, как так получилось, - люди талантливые, способные были, может, это отголоски советской эпохи, то сейчас огромная дыра! // Поэтому необходима профессиональная подготовка и на курсах, и на факультетах журналистики. Что касается интегрированности, то я имел в виду то, что не может вариться журналистика в собственном котле, именно только казахстанская. Надо изучать зарубежный опыт, для этого есть интернет, масса изданий. Надо готовиться сейчас не в университете, а до университета. И, прежде всего, надо надеяться даже не на тренинги, а на себя, на самообразование. Только тогда мы ликвидируем эту досадный провал." (Адиль Джалилов, журналист, директор международного центра журналистики Media Net)
"Я приведу один пример. Когда я был примерно в вашем возрасте, была такая газета «Ленинская смена» (ныне «Экспресс К», прим. ред), газета «Горизонт», обе были такие продвинутые. И из этих газет вышли хорошие очень журналисты, известные. Это были молодые журналисты, и молодежные газеты самые прогрессивные были, пожалуй, в то время в Казахстане. Я хочу сказать, что молодежные СМИ, они как раз самые живые и с самым большим потенциалом. То есть именно там зарождается вся журналистика. То, что такие СМИ необходимы - это факт. Ни одна страна не обойдется без молодежных СМИ. Другое дело, читают ли их? Нужны ли они читателям? У меня такое ощущение, что большая часть молодежи ограничивается тем, что смотрит MTV. Это объективный процесс. Но молодежная журналистика нужна в любом случае." (Игорь Братцев, режиссер, редактор, сценарист, КТК, «Хабар».)
Вопрос
Какие темы должны освещать молодежные СМИ, чтобы быть востребованными?
"Надо писать о том, что любит молодежь. На сегодняшний день, это – музыка, книги, диджеи, виджеи. В каком-то из номеров может быть Гость Номера, может быть, это будет известный музыкант. Или это будет биография известного писателя. Ну, у каждого свои интересы. Мне кажется, что газета должна быть органичной, разносторонней. То есть, она не должна быть посвящена только музыке или только культуре. Должна быть и культура, и музыка, и какие-то школьные проблемы, например, шпаргалки. Это же очень актуально! Может быть, советы психолога…" (Марина Жир-Лебедь, ученица школы №18)
"Молодежные газеты и журналы должны публиковать материалы о спорте и о музыке.
Еще можно рассказывать о новых компьютерных играх. Статьи из интернета можно размещать в журналах, потому что не все имеют возможность лазить по интернету." (Александр Дмитриев, ученик школы №18)
"Я считаю, что в журналах нужно писать о казахстанских клубах. Это тоже очень интересно. По крайней мере, мои друзья, в возрасте 14-19 лет, все ходят в клубы, и многие не знают, где лучше, где хуже." (Света Журбина, ученица школы № 18)
"Я обычно покупаю газеты или журналы, где описываются проблемы молодежи и решения. Проблемы психологические, моральные. Проблемы общения. Как общаться правильно, как найти общий язык с другими." (Дана Кобзарь, ученица школы №18, 11 класс)
"Мне интересно читать про фильмы, про то, что происходит в мире кино, в мире музыки." (Лена Ефимова, ученица школы №18)
"В возрасте «от 12 и старше» иногда ребята испытывают некоторые комплексы, о которым им стыдно признаться даже самим себе. Если в газете о каком-то детском, подростковом комплексе написано, и прочитав эту статью, человек узнает, что «я не один такой придурок на Земле», и, оказывается, это нормально – то насколько же ему легче станет. К примеру, девочка первый раз пошла на свидание. Что и как, и где, и почему??? То же самое и к мальчику относится. Бывают темы, о которых даже с близкими друзьями не поговоришь. И если человек найдет для себя в газете необходимую информацию, которая поможет ему… я думаю, это большой плюс. // Или тема самореализации. К моменту окончания школы многие задают себе вопрос «куда пойти?», и это очень важный вопрос. Сделав неверный выбор, ты можешь загубить свою жизнь или часть ее. // Возможна какая-то форма психологических тестов на определение свойств твоей личности или твоих профессиональных возможностей: журналист ты или бухгалтер?" (Татьяна Самусенко, центр «ASTEL»)
"Когда я был в вашем возрасте меня интересовала… это называется гражданская позиция. Мне кажется, воспитание гражданской позиции должно быть уже с этого возраста. Вот сейчас выборы в стране. Не секрет, что многое заставляют делать, листовки, там, клеить… Это есть! Но к этому должно быть собственное отношение, своя позиция. Берет учитель взятки. Надо не бояться об этом сказать. Каждый человек должен уметь смотреть на реальность и вырабатывать честную позицию. Пусть учителя, директора знают, что их воспринимают критически. Это не просто дети, которые играют в игру под названием «журналистика», а люди, которые имеют свое зрелое мнение. // Я бы хотел еще добавить, что такое журналистика. Я очень рад этой инициативе, тому, что зарождается такой факультет. Я думаю, профессия журналиста, это, наверное, самая лучшая профессия, которая может быть. Первое, это – гарантированный хороший заработок. Второе, вы - свободны абсолютно, вам не надо протирать штаны с 9 до 6, сидеть в конторе и ждать, когда ваш начальник скажет, что можно уходить. Журналистика - это возможность постоянно ездить, узнавать новые места, с кем-то знакомиться и, самое главное, проявить себя!" (Адиль Джалилов, журналист, директор международного центра журналистики Media Net)
Приятно удивило, что народ не хотел расходиться после окончания презентации и клятвенно божился прийти в среду, на первое занятие.
Светлана Познякова,
Татьяна Еникеева
© Teenager
[email protected]
http://www.almateen.freenet.kz