Робот блистал хромом и пластиком. Многочисленные ножки и метелочки, высовывающиеся в самых неожиданных местах, а также присоски на длинных щупальцах, красноречиво говорили о том, что для него нет и не может быть недоступных мест: он довсюду доберется и произведет уборку надлежащим образом. Что он, собственно, только что и продемонстрировал: улица блистала чистотой.
Собравшиеся с восхищением смотрели на робота, а он скромно сиял в отсветах многочисленных вспышек и ничего не отвечал на задаваемые вопросы. Но не от скромности, а по причине отсутствия звукового тракта.
За него отдувался генеральный конструктор:
– Создав этого робота, мы осуществили вековечную мечту человечества: навсегда избавили его от тяжелого малоквалифицированного труда! Теперь человеку не надо будет ходить с метлой и тряпкой, подметая и вытирая пыль! И он сможет все свои силы направить на духовное развитие! — закончил генеральный конструктор.
Ситив молча стоял в сторонке. Его, как и любого малыша, привлекали блестящие вещи, и он не торопился расстаться с ними и после того, как вырос. Впрочем, не то ли самое делает каждый мужчина, любуясь своим новеньким сверкающим автомобилем?
Но не об этом думал Ситив, глядя на сверкающего металлом и глянцем робота. Ему было очень жалко свою мечту: стать дворником. Он понимал, что теперь осуществить ее не удастся: машины встанут на пути к мечте. И что останется на его долю? Космические перелеты требовали не так много народа, забираться под землю было страшно, воды он боялся с детства…
И что оставалось ему? Бесцельное слоняние по улицам да просиживание штанов в пабах и компьютерных салонах?
Ситив посмотрел на прислоненную к стене метлу и висящие на ней дворницкие рукавицы и фартук — кто-то из журналистов, желая ярче оттенить контрасты, принес и поставил эти старинные атрибуты рядом с роботом, как символ смены эпох.
А что, если? Быстро оглянувшись — никто не обращал на него внимания — Ситив подошел к метле, надел фартук и рукавицы и стал мести.
Шоркающих звук прутьев прервал клацанье фотоаппаратных затворов. А затем все объективы уставились на Ситива.
– Мальчик, что ты делаешь? — первый подскочивший к нему репортер задал первый вопрос.
– Мету, — спокойно ответил Ситив.
– Но зачем?
– Мне нравится работа дворника.
– Но… но сейчас же изобретен такой чудный робот!
– Ну и что? — Ситив остановился и повернул голову. — Мне нравится, как метла чиркает по тротуару.
– Но это же грязная и не престижная работа! Ведь разгружать пылесборник метлы приходится вручную! — вмешался главный конструктор.
– А робота кто будет разгружать? — парировал Ситив.
– Там предусмотрено автоматическое удаление, — снисходительно усмехаясь, пояснил главный конструктор.
– А мне нравится мести! — упрямо повторил Ситив.
– А как же насчет духовного развития?
– У меня будет масса свободного времени, — кивнул Ситив. — И потом: когда я мету, я ведь думаю.
– О чем? — иронически спросил главный конструктор. — О том, куда метешь?
– Обо всем, — просто ответил Ситив. — Почему взрываются звезды, как устроен атом? Я даже пишу об этом стихи!
– Гм… Да… Но почему для этого обязательно быть дворником?
Ситив промолчал. Ну как он мог объяснить репортерам, стершим до колен ноги в поисках сенсаций, как это важно: осуществить мечту?
Сергей Трищенко
Обсуждение текста - http://www.zvuk.nnov.ru/forum/index.php?showtopic=472
|