На вопрос: «Какое преступление сейчас наиболее распространено среди подростков?» - тинэйджеры отвечают не задумываясь: «Кража соток!» После чего следуют многочисленные экспрессивные повествования о похищении мобильных телефонов. Сотку украли в раздевалке или прямо в классе; отняли в подъезде; пригрозили ножом в переулке; просто сорвали с шеи; попросили позвонить и убежали; средь бела дня ударили на улице и отняли телефон; вытащили в маршрутке... Жертвой оказывается или сам рассказчик, или его знакомые.
Остановить поток историй весьма непросто, однако по ходу разговора выясняется, что немало подростков знают людей, торгующих с рук супердешевыми б/у сотками. Или непосредственно воров. Однако в милицию никто не бежит... до тех пор, пока не лишится любимого мобильника.
Почему жертвами и исполнителями преступлений, связанных с похищением сотовых телефонов, становятся по большей части подростки и молодые люди? Какова уголовная ответственность за это преступление? Есть ли выход из создавшегося положения? Поговорим?!
ФАКТЫ
Не выходя из школы
* * *
...Это было в прошлом году. Мы писали контрольную по алгебре, и я решала ее с помощью калькулятора на сотке. Только я никак не могла понять, каким способом нужно решать один из примеров. Тогда я решилась подойти и спросить это у учительницы. Сотку я подложила под дневник. Потом я вернулась на место, но телефона на столе не было.
Лера
* * *
...После урока физкультуры подруга попросила трубу послушать музыку: в моей модели было радио и куча других интересных наворотов. Я полезла в сумку за соткой и обнаружила только наушники в том карманчике, где держу сотку. Я спросила, не давала ли кому-нибудь свою сотку. Оказывается, никто её не видел и никто не брал. Я побежала в спортзал и спросила девчонок из параллели, не находили ли они трубу? Никто ничего не видел. Моя одноклассница Инна позвонила на мой номер и услышала: «Данный абонент отключён». Я-то прекрасно помню, что только прошлой ночью подзаряжала своё сокровище. И поняла, что у меня её украли.
Как это подло! У меня нет записной книжки, все номера телефонов записаны на сотке. Теперь я лишилась связи с внешним миром. Нужно восстанавливать «золотой фонд телефонов», а их было очень много, все они были важные, были адреса зарубежных друзей. Есть и такие, которые уже, наверное, никогда не восстановишь. Обидно!
Ещё я потеряла, наверное, самое весомое преимущество сотки. Я уже не могу находиться, где хочу, до какого времени хочу: домой нужно возвращаться в определённый час. Раньше, если я где-то задерживаюсь - звоню родителям и сообщаю, что всё в порядке, или прошу, чтобы они меня забрали с такой-то улицы, и все дела. Чувствуешь себя спокойно и свободно, если твои родители не волнуются.
Но что теперь жалеть: я привыкаю обходиться без этой маленькой вещицы, такой нужной и незаменимой. Меня многие успокаивали, говорили, что «Бог отвел», отменяя более серьёзную беду, сотка - это всего лишь вещь, у меня могли забрать здоровье. Я верю в это.
Все равно, этих подлых низких людей, которые воруют вещи, нужно наказывать. А чтобы это сделать, нужно их найти. Это сложно, потому что ни я, ни мои друзья до сих пор не понимают, как у нас в школе пропадают сотки. Они как будто сами исчезают, испаряются. И ни на кого не скажешь: «Это ты сделал». Не пойман не вор, и люди этим пользуются, продолжают бессовестно красть.
Динара, 16 лет
* * *
...Да просто оставил в классе, в рюкзаке. Сам пошел в столовую. Вернулся, а сотки нет.
Канат.
Считалочка В произвольно выбранном классе 105 лингвистической гимназии г.Алматы. Всего учащихся – 26 Владельцев соток – 18 Пострадавших от кражи - 11
В произвольно выбранном классе 54 гимназии г.Алматы. Всего учащихся – 31 Владельцев соток – 17 Пострадавших от кражи - 5
В произвольно выбранном классе школы № 90 г.Алматы. Всего учащихся – 27 Владельцев соток – 10 Пострадавших от кражи – 3
В произвольно выбранном классе школы № 95 г.Алматы. Всего учащихся – 23 Владельцев соток – 16 Пострадавших от кражи – 3
Из разговора с похитителем сотовых телефоном, 17-летним учеником одной из Алматинских школ.
– Как давно ты воруешь сотки?
– Около 2 лет
– Почему ты идёшь на кражу соток?
– Потому что денег нет. Это моя работа. Для других - это путь к поднятию авторитета.
– Знаешь ли ты, что тебе грозит за твою «работу»?
– Да от трёх до семи лет, по-моему.
– И не боишься?
– Нет... Я как-то не задумывался. Наверное, боюсь немножко.
– А родители знают? И если узнают, то…?
– Они не знают. А если узнают, то поорут-поорут, и всё.
– Тебе хотелось бы иметь другую постоянную работу?
– Конечно! Только её трудно найти. Вот прошлым летом я работал официантом, и довольно успешно.
– На что ты тратишь деньги, продав сотку?
– Мне родители карманных денег не дают, так что доход с сотки я растягиваю на 1- 2 месяца.
– Как сбываются сотки?
– Через знакомых, в которых уверен.
– Почём продаешь сотки?
– По разному. Nokia 3310 – от 5000 до 7000 тенге. С цветным дисплеем, в зависимости от модели, от 100 до 150 долларов.
– Есть карманники, кидалы и люди, занимающиеся разбоем. К кому относишься ты?
– К карманникам. То есть, достал, что тебе надо и убежал.
– Кто такой кидала?
– Это те, которые воруют, лохуя. То есть обманул, взял и убежал.
– Человек, занимающийся разбоем, кто он?
– Я опишу это так: ударил, отнял и убежал.
– Кто становится твоей жертвой?
– Каждый, кто засветил сотку. В большинстве, это женщины и девчонки с их дамскими сумочками.
– Дашь какие-нибудь советы, чтобы сберечь сотку?
– Совет один. Свети ей поменьше.
– Тебе жалко людей, у которых ты украл сотку?
– Это мелочи жизни. Сильно расстраиваться не стоит, я думаю.
– Было ли так, что тебя ловили владельцы сотки?
– Было два раза. Первый раз я убежал, во второй – развел деньгами.
– Какой процент краденых соток у тебя в классе?
– Почти все. Есть два человека, которые купили сотку в магазине.
– Где найти тех, кто продаёт палёные сотки?
– Везде. Таких как я, в каждой школе по две штуки.
Консультация юриста
Все преступления, касающиеся похищения соток, относятся к преступлениям против собственности и включаются в особый раздел уголовного кодекса. Есть три статьи, которые наиболее распространены в отношении дел, где несовершеннолетние похищают сотки. Это - кража, это - грабеж и это - разбой. Три эти состава преступления между собой в чем-то похожи, но есть определенные отличия.
Кража - это тайное хищение чужого имущества, когда потерпевшее лицо не видит, как у него похищают, предположим, сотку. Например, в классе потерпевший не видит, когда у него из сумочки, из кармана вытаскивают сотку. И он не знает, кто это сделал.
Уголовная ответственность за кражу предусмотрена в виде лишения свободы, сроком до трех лет, статья 175, часть первая. [(Здесь и далее - по УК Казахстана - CX)]
Если так случилось, что мысль взять сотку у кого-то родилась у двух ребят и они это сделали, либо один стоял рядом и видел момент кражи, либо разговаривал и отвлекал потерпевшего, пока другой в это время похищал сотку, это уже отягощенный состав, квалифицирующийся как более опасный. И это уже вторая часть статьи 175, которая предусматривает ответственность за кражу «группой лиц по предварительному сговору». И наказывается лишением свободы от двух до пяти лет.
Грабеж - это открытое хищение, этим оно отличается от кражи. Потерпевшее лицо видит того, кто забирает его имущество. То есть сотку забирают из рук, со стола. Наказывается это лишением свободы на срок до четырех лет.
Есть также отягощенный состав. Это часть вторая статьи 178 – грабеж, совершенный с применением насилия неопасного для жизни и здоровья потерпевшего, либо угрозой применения такого насилия. Насилие неопасное для жизни и здоровья - это и толчок в плечо, и удар в лицо. В принципе, это любое прикосновение к потерпевшему для того, чтобы забрать у него сотовый телефон. Или достаточно показать кулак, грозно посмотреть, пообещать применить насилие, то есть показать, что если человек не отдаст сотку, то для него будут негативные последствия. Такой грабеж, как более опасный, будет наказываться лишением свободы от трех до семи лет.
Разбой – это нападение, с целью хищения чужого имущества, соединенный с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, либо с угрозой применить такое насилие. Если кто-то вытащил нож, даже не вытащил, а сказал, «у меня есть нож» - это квалифицируется как разбой. Если потерпевшего ударили, побили, и у него остались синяки, царапины – это тоже квалифицируется как разбой. Это очень тяжелый состав. Первая часть статьи 179, срок: от трех до семи лет. Опять же, если этот разбой был совершен группой лиц по предварительному сговору… Надо знать, что «предварительный сговор» - это очень условное обозначение. Достаточно просто стоять рядом, даже молча стоять. Суд исходит из того, если ты был не с ними, надо было уйти или воспрепятствовать разбою. А если ты стоял рядом, значит, оказывал психологическое воздействие на потерпевшего. То есть тот понимал, он не против одного, а против двух или трех. И ты подавлял его сопротивление. Так что, если один отбирает, а двое стоят рядом – все трое будут привлекаться к ответственности. Наказание – от пяти до двенадцати лет.
Еще есть один состав преступления, о котором несовершеннолетние могут не подозревать: это мошенничество - хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Конкретный пример из нашей практики: мальчик попросил у знакомого в присутствии целой компании сотовый телефон. Сказал, что позвонит и через десять минут вернет. А сам зашел в школу, вышел через другой ход и отправился домой. Телефон он вернул только на другой день по просьбе завуча. Полиция этот поступок квалифицировала как мошенничество, поскольку подросток завладел чужим имуществом путем обмана. Мошенничество, по статье 177, часть первая, наказывается лишением свободы до трех лет.
Если мошенничество произведено группой лиц по предварительному сговору, то наказание будет больше: от двух до пяти лет. Светлана Владимировна Витковская, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов, руководитель группы защиты по проекту «Ювенальная юстиция в Казахстане».
На улице
* * *
После тренировки я возвращалась домой в переполненном автобусе. На одной остановке зашли двое парней и встали рядом со мной. Моя сотка была во внутреннем кармане и закрыта на замок, но её шнурок, как я потом вспомнила, был наружу, я просто этого не заметила. Выходя из автобуса, я обратила внимание, что карман у меня открыт, а сотка отсутствует. Я была в растерянности: бежать ли мне в автобус или стоять спокойно и смотреть, как уезжает какой-то гад с моей соткой.
Конечно, я расстроилась, а когда пришла домой, расплакалась перед мамой. После этого случая я таскаю сотку в сумке или в кармане и постоянно проверяю на месте ли она. А если еду в автобусе, то вообще не вынимаю руку из кармана, где находится сотка. Саша, 16 лет
* * *
...Сотки я лишился самым простецким образом. Стоял перед школой, вдруг парнишка подошел, увидел у меня сотку на ремне и позвонить попросил. Так умолял, уверял, что маму в больницу увозят, и он просто обязан позвонить. А потом, когда взял телефон, сделал испуганное лицо и напряженно стал смотреть на что-то за моей спиной. Я обернулся, а он быстро побежал. Пытался его догнать, но на дороге его уже ждали на мопеде. И они уехали.
Андрей
* * *
...Однажды мы пошли погулять с моей бывшей подругой. Сумки у меня с собой не было, и незадолго до этого я потеряла чехол от сотки. Тогда она предложила мне положить телефон в ее сумочку, чтобы я не устала его нести. Я согласилась. Потом мы еще немного погуляли, и вдруг она вспомнила, что скоро ее мама вернется домой и у нее нет ключей, поэтому она (подруга) должна срочно бежать домой, чтобы мама не осталась на улице. Она быстро убежала, и только потом я вспомнила, что у нее остался мой сотовый. Она жила где-то на краю города в микрах, и у нее не было телефона. Зато мой она знала, но она не позвонила, и больше я ее не видела.
Айгерим.
МНЕНИЕ психолога
Я думаю, можно назвать несколько причин похищения сотовых телефонов подростками.
Одной из них может быть то, что для подросткового возраста характерно ложное чувство взрослости. То есть они уже себя воспринимают взрослыми людьми и пытаются внешне демонстрировать это. И все атрибуты взрослого успешного человека для них являются манящими. А сотовый телефон это как раз такой атрибут, который показывает, что человек взрослый, самостоятельный, у него есть определенный финансовый уровень, у него есть вес. Вот один из мотивов. Из него естественно вытекает второй мотив.
Когда мы смотрим на рекламу сотовых телефонов, кто там снимается? Молодые, успешные, они стоят на вышках нефтяных, они ездят на модных машинах. Естественно, это кумиры. Подростку необходимы кумиры как эталон, как ориентир для подражания. Как минимум, они хотят иметь сотовый телефон, такой же, как у кумира.
Можно сказать, что общение – это одна из самых важных потребностей подростка. Сотовый телефон – это возможность общаться независимо от того, дома ты находишься или где-то еще. То есть мобильник как бы подкрепляет их основную потребность в этот момент.
Еще одна причина - обостренное чувство справедливости и равенства. Почему у тебя есть, а у меня нет? Я тоже хочу! То есть отобрать вещь, которая как бы возвышает одного над другим, это не то чтобы вполне приемлемо, но не является таким уж страшным табу, как у взрослых.
У подростков в сознании нет четкой взаимосвязи между сегодняшним поступком и завтрашними последствиями. Взрослый человек может четко просчитать: сделаю это - получу то. У подростков в связи с особенностями их развития и мышления несколько по-другому. Гораздо важнее - день сегодняшний, а день завтрашний им прогнозировать пока сложно.
Добавим сюда гормональные бури. Эмоции, гормоны бушуют. Они больше подвержены импульсу, нежели взрослые. Он просто шел, он ни у кого ничего не хотел отбирать. Но тут… чего он выпендривается этой соткой! Это не продуманное решение: подойти и отобрать, это импульс.
Естественно нельзя исключать материальные мотивы. Действительно, подростки не могут сами зарабатывать сегодня, это очень сложно – найти нормальную работу с нормальной оплатой труда. Я знаю подростков, которые сутками на СТО работают и за день получают 200-300 тенге после тяжелого труда. Сравните энергозатраты и эффект! Для какой-то категории несовершеннолетних такая форма заработка покажется приемлемой. Однако, мне кажется, что материальный стимул из названных мною причин стоит не на первом месте, хотя я могу ошибаться.
Нельзя сказать, что какой-то фактор – главный, как правило, мотивация включает комплекс мотивов.
Галина Саринова, психолог-практик, руководитель группы социальных работников проекта «Ювенальная юстиция».
* * *
Что получается? Как правило, человек старается быть «не хуже других», то есть занять место повыше в социальной иерархии; обладать устойчивым материальным положением (чем материальнее – тем лучше); быть уважаемым в своем кругу, и за кругом тоже - обладать всеми атрибутами и возможностями успешного и уважаемого члена общества. У подростков это желание сильнее, чем у взрослых до степени «хочу быть круче, чем другие, самым крутым!» Дети не слепые и догадываются, каким путем конденсируются «большие капиталы» как минимум на начальном этапе. И других путей заработать деньги и авторитет многие из подростков просто не знают. И наиболее авантюрные (или наивные) начинают доказывать себе и окружающим, что они круче, идя на воровство, грабеж сверстников.
Почему не взрослых? Согласитесь, ребенка физически легче ограбить, запугать, обокрасть, обмануть. Что проще: сорвать сотку с шеи девчонки или вытащить ее из кожаного чехла на поясе у крепкого мужика? Большинство краж происходит в учебных заведениях и в общественном транспорте, где самыми уязвимой категорией опять-таки становятся дети и подростки. И жертвами становятся не только потерпевшие, но и преступники. Только пока они не всегда это понимают.
Так что последствия создавшегося положения будем черпать полной ложкой еще довольно долго. До тех пор, пока не появится рынок рабочих мест для подростков; пока в магазины будут принимать по дешевке и без всякой проверки «паленые» сотки; пока те же подростки будут покупать мобильники с рук знакомых и малознакомых продавцов в два-три раза дешевле истинной цены; пока мобильный телефон будет оставаться символом успешности – на вопрос: «Какое преступление сейчас наиболее распространено среди подростков?» - тинэйджеры будут отвечать не задумываясь: «Кража соток!»
Светлана Познякова Даурен Иманбаев Ажар Султанова Анастасия Иванова
Для сведения
В настоящее время при содействии Фонда Сорос-Казхстан и Правовой Инициативы Института Открытого Общества реализуется проект «Ювенальная юстиция в Казахстане». Цель проекта – создание системы правосудия для несовершеннолетних.
© "Teenager" - http://www.almateen.freenet.kz/, http://www.almateen.os.kz/
|