23 мая 2004г., клуб "Wizard". Презентация сайта "Zvuk вокруг". Выступали: "BFG", "Где ты Лаэм?", "40 градусов", "Негатив", "Бухта Радости", "Метампси", "Бритва Оккама", А. Кучеров, "Баобабы".
| Это ты, Лаэм? Приём... В 40 градусах на восток - бухта Радости. На глубине рубим бритвой Оккама баобабы, грузим метампси, а всех, кто распространяет негатив - добиваем из BFG! | | (радиоперехват) |
Если бы реальный Нижний Новгород испытал катаклизмы того же масштаба, что выпали за прошлый год на долю Нижнего виртуального, то выжили бы немногие. Падение форума сопоставимо небольшому землетрясению, а нинонет пережил по крайней мере ковровые бомбардировки миротворческой авиации с последующей оккупацией и народно-освободительной войной. В реальном мире жители, лишившиеся дома, надолго переходят в разряд беженцев, а виртуалу пофиг. Подумаешь, сайт стух! Другой забабахаем, а то и несколько...
В Сети катастрофическим бывает не только разрушение, но и созидание, и пока рунет выбирал Алёну Писклову в Мисс Мира, инженер Кузин уже заливал бетоном фундамент нового гиперпроекта, посвящённого музыкальным тусовкам Нижнего. "Досуг в Нижнем", "Культура и Отдых", "Студгородок" и музыкальные разделы порталов nnov.ru и nn.ru ещё не слышали о коварных планах японского ёжика, а планы эти уже начинали осуществляться. Так что когда услышали - было уже поздно. "Zvuk вокруг" появился на свет и стал постепенно обрастать фоторепортажами Yamamoto и комментариями Иллюзии, Белой Ласточки и Алисы.
В начале мая сайт заработал, а в середине - оба плана нижегородской реальности оказались заклеены чёрно-оранжевыми афишами. В обычном мире афиши висели на столбах и заборах, а в виртуальном - на всех музыкальных и тусовочных сайтах. Афиши сообщали о том, что 23 мая 2004 года сайт "Zvuk вокруг" должен официально родиться.
О погоде
Пятничный интернетовский прогноз обещал на день +8°С, дождь и северный ветер - самое то, чтобы забраться в тёплый клуб и попрыгать под музыку. Субботний прогноз смилостивился до +12°С, но дождь просто обязан был залить всю Нижегородскую область. Я запасся миядзаковскими полнометражками, чтобы провести воскресный день в мире аниме, а к вечеру - выбраться на концерт.
В субботу стало ясно, что погода будет гораздо лучше, и все, кто не успел вернуться в лоно природы, спешно покидали город. Потом обнаружилось, что Эранд в воскресенье проводит в Рекшино игру "Слово Склепов 2", и почти все читатели "Стрелки" уже получили роли.
В городе остались только студенты, абитуриенты и школьники. Студенты - потому что сессия на носу, абитуриенты - потому что поступать надо, а школьники - потому что тоже как бы экзамены (родители требуют, чтобы дети к ним готовились; школьникам влом, а никуда не денешься). Ещё в Нижнем остались организаторы и участники "грандиозного пятичасового фестиваля неформатной музыки", а также их друзья и знакомые - общим числом более двух сотен, включая музыкантов и их инструменты.
С утра в виртуальном мире светило солнышко, цвела сакура, а японские школьницы признавались в любви японским школьникам. В реальном мире происходило примерно то же, включая лепестки, опадающие с покрытых цветами деревьев. Столица Приволжского Федерального Округа была тиха и пустынна, и лишь самые отъявленные без... то есть любители неформатной музыки спешили на фестиваль.
Клуб
К половине шестого "Wizard" был наполнен школьниками. Основной контингент - 8-9-10-й классы, чуть-чуть самых смелых представителей отряда семиклассников и ещё меньше - взрослых дяденек и тётенек из одиннадцатых классов. Судя по обрывкам разговоров, для многих это был вообще первое посещение рок-концерта.
Получив VIP-проходку от самого владельца сайта (почему-то после того, как я перестал писать о концертах, проблемы с добычей проходок отпали сами собой :) ), я миновал охранников.
Внутри я понял, что без магических манипуляций с пространством здесь не обошось - клуб с изнанки оказался больше, чем то здание, в котором он находится, и был отлично приспособлен для того, чтобы отрываться под музыку: круглый танцпол в центре (находящийся ниже уровня земли), справа и слева от входа окруженный балконом со столиками, напротив входа - сцена, напротив сцены - бар.
Перед сценой отрывалось подрастающее поколение, старшее чинно сидело за столиками, а на сцене играла "BFG". Группа существует с 1999 года, постоянно меняя музыкантов и меняясь участниками с проектами похожего направления. Нынешний её состав (Иван (V) Игнатов - гитара, Дмитрий (Timon) Худяков - вокал, Сергей (Claus) Рябиничев - гитара, Александр (San) Иванов - барабаны, Михаил (Кареецъ) Емельянов - бас) отличается от состава времён фестиваля "Мишень", на котором о группе впервые узнали в масштабе Нижнего, а музыка с тех пор стала ещё мощнее: завести народ с первых же песен не каждой группе под силу. Выступление "BFG" было одним из лучших в этот день, - "музыканты действительно выложились" ((с) Epic); "то, как нас приняли 23го - просто улёт!" ((с) BFG). Группа около часа не сходила со сцены, поддерживая напряжение, и могла бы ещё повыступать, да не дали - другим командам тоже надо было показаться на люди. И под программный лозунг "Рок-музыка в опасности, а всем пох.!", участники "BFG" освободили площадку.
Формат
О следующей группе мне ничего не было известно. "Где ты, Лаэм?" - совершенно новый проект, и даже в афишах их сначала не было. Но как только они вышли и заиграли, я решил, что фестиваль всё-таки вписывается в определённый формат - примерно как ночные передачи Артёма Троицкого на "Эхе Москвы". Сами себя участники группы (Олег Мустафин - вокал, Вячеслав Адушкин и Александр Артамонов - гитары, Денис Акулов - бас, бэк-вокал, Вадим Лубнин - барабаны) позиционируют, как брит-поп, но если у бриттов это и в самом деле считается попом, то в российских условиях вполне сойдёт за рок. Вот вам и формат фестиваля - рок, местами утяжелённый, местами припанкованный, местами переходящий в альтернативу, но остающийся самим собой. Я эту группу пока никак не выделяю, а народ на форуме пишет, что перспективы у неё есть. Главное, чтобы они на время выступлений группы "Смальта" отпускали поиграть позаимствованного у "Смальты" ударника.
Градусы
В начале концерта звук был, вроде бы, настроен и всё отлично работало. Потом одни группы просили что-то прибавить, другие - что-то убавить, и с каждым следующим выходом звук становился всё хуже. Началось же всё как раз с "40 градусов". Группа, по словам очевидцев (Epic, А Нас Рать, MonitoR), вышла на сцену уже под градусом (но им по статусу положено - см. историю группы (http://www.40.nnov.ru/read/history_bad.html)), и отыграла "офигительный сет" ((с) Epic).
Примерно на выступление "40 градусов" приходился и пик численности населения клуба "Wizard". Всего на концерте было порядка 250 человек, из которых 150 - с билетами (таким образом, идеи Великой Халявы восторжествовали).
Группа ушла, оставив на сцене гитариста, который взял на себя роль модератора... ну, то есть, ведущего. Началось всё случайно - когда "градусы" ещё не ушли, а "Негатив" ещё не пришёл, между группами завязалась дискуссия на общефилософские темы, каждая сентенция которой завершалась типичным для "Негатива" выводом: "Потому что идиоты!". Дискуссия всем понравилась, и до самого окончания концерта Стас Бабушкин (если я не ошибаюсь) в промежутках между выступлениями выходил на сцену и прикалывался.
Фотографы
"Негатив" открыл несерьёзный блок концерта. Мне понравилось (а вот форум на "звуке" отрицательно отзывается: "ничего особенного, как-то скучно и мутно" ((с) Epic), "на этом концерте для себя я выделил: [...] негатив как скучных, но не понимающих, что им самим это не нужно" ((с) А Нас Рать)). Скучно, не было, потому что народ никуда не разбегался. В основном звучали старые проверенные хиты, так что выступление было в общем удачным, просто не особенно выделяющимся.
И ещё одно наблюдение - выступление "Негатива" почти никто не фотографировал. А вот у других команд было заснято чуть ли не каждое движение, и сейчас фоторепортажи вывешиваются в Сеть один за другим. Ссылки на те, которые я нашёл - см. в конце статьи.
Санкции
Долго ли, коротко, а дошло дело и до хэдлайнеров, первым из коих вышла "Бухта Радости", играющая "интеллигентный столичный ню-металл". М-да... ну и названия пошли нынче у музыкальных стилей. То ли дело раньше - попса, джаз, диско, блюз, регги, рок - всё просто и понятно, одного слова хватало для описания всего многообразия. Нонешние же названия похожи на хитроумные приёмы шаолиньских монахов - что "разъярённый тигр выкусывает блоху", что "ранняя птичка выпивает рюмку на Фонтанке" - а смысл один - кто не достиг просветления, тому бамбуковой палкой по кумполу.
Палкой мне получать как-то не хочется, поэтому я приобрёл для исследования все диски, имевшиеся у организаторов в продаже. Дисков оказалось три - альбом "Зверь" от "Бухты Радости", альбом "Ком" от "Бритвы Оккама" и альбом "I.F.K." от группы "I.F.K.", которая в концерте не участвовала. Последний диск продавался, видимо, тоже в целях дзен-буддистского просветления.
В коробке с компактом "Бухты Радости" были компакт и постер, а на коробке - странная надпись, смысл которой помог мне в организации крышемоста Земля-Нирвана. Предупреждаю - эта надпись приводится только в образовательных целях, может повлиять на неокрепшую психику, и слабонервным читать её строго запрещено законами вселенского равновесия. Надпись гласила: "(с) 2003. Все права производителя и владельца защищены. Несанкционированное использование этого компакт-диска запрещены.". Именно так, во множественном числе последнего слова.
Для тех, кто ещё не достиг полного просветления, дам несколько пояснений. С одной стороны, все комитеты по защите каких бы то ни было прав отныне упраздняются за ненадобностью: достаточно стать владельцем компакта, и все твои права - уже защищены. С другой стороны - не так всё просто, потому что магическое действие проявляется только после получения санкции, а без санкции использовать компакт-диск для защиты всех своих прав запрещается. Всё понятно? Теперь - медитируйте над множественным числом. Если два несанкционированных использования этого компакт-диска могут быть запрещены, то как могут быть запрещены одно несанкционированное использование этого компакт-диска?
После получасовой медитации можно продолжить чтение статьи.
То, что звучало в клубе, мало совпадало с содержимым компакта. Живьём у группы всё получалось гораздо лучше. Кроме ню-металла звучали мегахиты группы "Тату", песни из лесов Уганды и из пустынь Анголы, две трансово-клубные композиции, синтезированные без участия синтезатора, а также один бессмертный хит "Boney M" с незначительной поправочкой в тексте. Впрочем, это надо было слышать. И видеть.
Ярлычок
Музыканты - люди достаточно известные, их любят и знают в лицо. Но тех, кто знает в лицо, всё-таки меньше тех, кто любит, поскольку большинству интересее то, что играют, а не те, кто играет. Именно поэтому во время концертов с участием большого количества групп люди в зале часто начинают спрашивать друг друга - "а кто это сейчас играет?..", "а перед ними кто был?.." и т.д. Так вот, во время выступления "Бухты Радости" таких вопросов ни у кого не возникало, потому что на заднем плане висела большая простыня с названием группы. Полезная вещь, ведь название с простыни остаётся не только в памяти слушающих, но и на всех фотографиях.
Форум
"Сейчас у вас было много позитива, а мы вам негатива добавим." Именно с этих слов началось выступление "Метампси". И они сдержали своё обещание - к концу их выступления зал практически опустел. Снова цитирую форум: "рубиться под них тоже не всегда просто - не успеешь поймать один размер и начать под него [прыгать / трясти конечностями / толкать соседей], как понимаешь, что надо ловить другой ...барабанщику метампсишному мега-респект, я грешным делом мешуггу даже вспоминал местами... так что, вполне вероятно, что уже подуставший народ оказался не готов к чуть более сложной музыке и стал помаленьку рассасываться" ((с) CSSO) А что это я всё время форум цитирую? Да просто зашёл посмотреть, что там другие люди пишут, а как посмотрел - оказалось, что и отчёт мне писать незачем - уже и так всё написали, что и как там было. Вот и цитирую. Полная версия - круглые сутки в прямом эфире, ссылки - см. внизу.
Другой причиной, из-за которой в зале к концу выступления "Метампси" осталось 15 человек, был возраст основного контингента зрителей. Вечером родители приходят домой - и ребёнку снова нужно готовиться к экзаменам или, по крайней мере, изображать активную подготовку. Вот народ и потянулся по домам.
...И снова цитата, на этот раз уже из визитной карточки группы: "Метампси - это маленький отважный цветок, пробившийся через груду обломков человеческих судеб, кровоточащий всей невыплаканной опустошающей скорбью мира. Он растет в каждом из нас цветком вечной опустошенности. И в каждом из нас он рождает песню. Песню тоски. Бесконечную... Она бьет в тебя стрелой и вынимает сердце из груди. Слышишь ли ты?.."
Слэм
Если в толпе активных слушателей начинается слэм, значит - концерт удался. Настоящий слэм возникает всегда стихийно, и не от недостатка места, а от избытка эмоций. Случайные столкновения переходят в броуновское движение, и через секунду - толкается уже человек 10-20. Разбежаться, нырнуть в толпу и суметь оттуда выбраться, рискуя быть опрокинутым и получить синяк - не потому, что кто-то зол на тебя, а потому что так уж получилось и ты подвернулся под руку. В слэме не бывает обид - иначе он перерастёт в драку. В слэме не бывает обиженных - сунулся, значит сам виноват. Не хочешь - не толкайся.
"Бритва Оккама" сумела не только вернуть народ на танцпол, но и довести эмоции до рождения слэма. Металлюг мощной комплекции в зале не было, так что толкучка получилась вполне безопасной - кому-то попали в глаз, мне - заехали в челюсть (правда, вскользь), и всё. Зато участие было массовым - слэмились даже музыканты. Да и просто посмотреть на выступление было приятно. Особенно на басистку. Елена Холматова - рулез. :)
Когда время подошло к десяти, школьников в зале почти не осталось. А студентов и людей более старшего возраста с самого начала было немного.
После выступления "Бритвы Оккама" в руках тусующегося у сцены народа было замечено несколько оранжевого цвета компактов с альбомом "Ком". Надписи там тоже были, но не такие мистические, как на "Зверях" от "Бухты Радости". Первая выражала кредо группы: "Бритва Оккама - философский принцип, не приумножай сущностей сверх необходимости, или, другими словами, решение задачи должно быть проще самой задачи (самое простое решение - самое верное), но человек настолько разнообразен, что порой способен вместить в себя весь мир и у каждого из нас должна быть своя собственная бритва Оккама". Вторая надпись отдавала дань американской традиции копирайта - "Копирование, сдача в прокат, внаём, в аренду, публичное исполнение, передача в эфир или по кабелю настоящего CD без надлежащего разрешения запрещается". Выходит, что этот диск даже послушать нельзя, не нарушив вышеприведённый запрет, ведь при проигрывании данные с компакта передаются по кабелю, идущему от сидюка к звуковой карточке, а далее - по кабелю, соединяющему компьютер или проигрыватель с колонками или наушниками (а если наушники беспроводные - так и вовсе передаётся в эфир).
Глубина
"А пока настраиваются "Баобабы", Александр Кучеров споёт нам пару хитов в акустике...," - так Стас прокомментировал происходившее на сцене, и добавил: "...сам, бля, без ансамбля". И действительно, вышел Кельт и спел две новые песни.
Баобабы
Настраивались "Баобабы" недолго - к тому времени отрубился не только звук, но и звукооператор, и его место занял Vook.
Для меня это было первое знакомство с их музыкой. Зрительный образ сложился сразу же: "Карма", 1996-97 год. Да и солистка на Алёну похожа - не внешне, а по зрительному образу, и, возможно, под влиянием образа группы.
Первые песни звучали со сцены, но потом Анастасия Постникова (вокал, авторство песен) спустилась в зал. Туда же подтянулись и все оставшиеся в клубе, включая музыкантов других групп, прессу и организаторов. А те, кто свалил раньше времени и выступления "Баобабов" не слышал - сами себе злобные обломщики, ибо группа была хедлайнером не только по афише, но и фактически. Колбаситься под это невозможно, а вот слушать - обязательно. Стиль, в котором играет группа, на их собственном сайте определён со слов критика: "ни на кого не похожи и не привязаны к каким бы то ни было стилистическим рамкам. Ска, арт-кор, альтернатива, эмо и пр. мирно уживаются вместе". Жаль, что компакта не было в продаже - придётся по сети тянуть, благо, музыка выложена на сайте группы без каких бы то ни было грозных предупреждений и требований. Играли "Баобабы" довольно долго, чуть меньше "BFG", потом ещё было исходившее от гитариста "40°" предложение устроить джем-сейшн, отклонённое по причине отсутствия достаточного количества народа.
Вот такой получился концерт, в результате чего родился не только новый сайт, но и новая команда организаторов. Надеюсь, они не разочаровались, и отныне будут не только освещать, но и творить историю нижегородских музыкальных тусовок.
Commander Хэлл
Фото: Екатерина Васильева и Олег Арзамасов
Обсуждение
http://www.zvuk.nnov.ru/forum/index.php?showtopic=130
http://www.nnov.ru/forum/socium/read.php?f=10&i=17497&t=17497
http://www.nnov.ru/forum/strelka/read.php?f=47&i=31820&t=31820
Отчёт
http://students.nino.ru/?id=29884
Фоторепортаж
Общий 1 - http://students.nino.ru/?id=29680
Общий 2 - http://www.zvuk.nnov.ru/photo/thumbnails.php?album=38
"Баобабы" - http://www.zvuk.nnov.ru/photo/thumbnails.php?album=37
"Бритва Оккама" в Нижнем - http://www.zvuk.nnov.ru/photo/thumbnails.php?album=35
Сайты команд
"BFG" - http://www.bfg.nm.ru
"40 градусов" - http://www.40.nnov.ru/main.html
"Негатив" - http://www.negative.nnov.ru/main.html
"Бухта Радости" - http://www.buhtar.ru
"Метампси" - http://www.metampsi.nnov.ru/
"Бритва Оккама" - http://www.britvaokkama.com/
"Глубина" - http://www.glubina.nnov.ru/
"Баобабы" - http://baobabs.spb.ru/muzz.shtml
Афиша
http://www.zvuk.nnov.ru/23/
http://students.nino.ru/?id=29140
http://www.zvuk.nnov.ru/afisha/view_entry.php?id=198&date=20040523
|