Академия индийской музыки, июль 2003г., Тольятти.
Мне, выпускнице музыкальной школы, воспитанной на Бахе, Чайковском, Григе, индийская музыка сначала казалась дикой, негармоничной. Здесь нельзя было уложить всё в знакомые аккорды, сталкивались друг с другом, казалось бы, несочетаемые звуки.
Но однажды индийская музыка вдруг осозналась мною как созидающая. В европейской классике музыка выражает впечатления и чувства, полученные в процессе переживания, а индийская музыка способна создавать эту жизнь. Ощущение при ее прослушивании испытываешь такое, будто тебе показали кирпичик Вселенной. То, из чего она состоит и была создана. И европейская классика к индийской, неизмеримо более древней музыке, относится как отражение к отражаемому.
Мне захотелось глубже проникнуть в этот мир звуков и ритмов, столь непривычный европейскому уху. Этим летом я проучилась месяц в Академии индийской музыки, что находится под Тольятти. В ней преподают русские учителя сахаджа-йоги, имеющие классическое музыкальное образование и, кроме того, дополнительно обучавшиеся в Индии. К изучению предлагалось несколько курсов: игра на дхолоке и табла, игра баджанов (песен) и раг на индийской гармонике и вокал.
Я хотела изучать раги - это жанр, лежащий в основе индийской классической музыки, и выбрала вокальный курс и курс игры на гармонике.
Мы изучали утреннюю рагу Ахир Бхайрав и ночную рагу Кирвани. Утренними и ночными эти раги названы так потому, что музыка в Индии тесно связана с эмоциональным аспектом жизни. Раги пробуждают определённые настроения определённого дня и времени суток. Каждая четверть дня связана с определенной эмоцией, вот почему раги исполненные в определённое время, предназначенное для них, развиваются более естественно, и настроение может быть передано более выразительно. Для музыкального слуха рага, исполненная не в своё время, звучит очень странно. Есть раги, передающие состояние дождя и жаркие, огненные раги, зимние и летние. Интересно, что очень часто во время репетиций ночной раги Кирвани в доме начинали вдруг петь сверчки, которые обычно просыпались только к вечеру.
Кроме того, факультативно у нас были уроки хинди - языка, распространенного в Индии наравне с английским и марати. Эти занятия вела индийка. Кстати, когда я спросила ее, нравится ли ей что-нибудь из русской музыки, она назвала «Прогулки по воде» "Наутилуса Помпилиуса" и несколько песен "ДДТ".
После занятий всегда было время заняться чем-нибудь еще. Мы играли в волейбол и смотрели мультфильмы, а когда в доме обнаружилась гитара, то быстро выяснилось, что мои вполне бардовские песни очень хорошо звучат вместе с табла, ведь любая хорошая музыка ведёт к достижению духовного единства, духовной гармонии, духовному равновесию. И собственно в музыке не поднимается вопрос о величии, малости, или превосходстве: каждая музыка велика по-своему. Музыка является великой, если она даёт радость духу человека. Это главное, что я поняла, учась в Академии.
Валентина Попова
Словарик к статье
ГАРМОНИКА была завезена в Индию из Италии. Но хотя это и западный инструмент, она была приспособлена к индийской музыке. В большинстве своём гармоника используется как аккомпанемент в лёгкой классической музыке. На ней играют, сидя на полу, при этом правая рука - на клавиатуре, которая сильно напоминает фортепианную, а левая подкачивает меха. Звук похож на звук небольшого органчика. Этот инструмент очень разнообразен в интонационном плане, воздух в мехах позволяет достигать большой выразительности звучания.
ТАБЛА (в пер. с араб. барабан ) состоит из двух барабанов: маленького табла или даяна и большого дага или баяна. На даге играют левой рукой, на табле - правой. Дага может быть сделана из глины, меди, серебра или никеля. Табла изготавливается из полого куска дерева. Барабаны покрыты пергаментом, который крепится кожаными ремнями, используемыми для настройки, для чего под них подкладывают деревянные брусочки. Играют кончиками пальцев или раскрытой ладонью.
ДХОЛОК наиболее популярный в северной Индии двусторонний барабан из цельного куска дерева цилиндрической формы. Используется в основном для аккомпанемента в танцевальной музыке.
РАГА - это мелодичная система, которая развивается экспромтом, но согласно определенным правилам и композиции. Слово "рага" - производное от санскритского корня "ранджа" (доставлять удовольствие, быть согласным). Буквально все, что делает приятным, успокаивает ум, будет "рага". Технически это комбинация музыкальных тонов, идущих последовательно один за одним.
(c) "Утя" Печатается с разрешения редактора.
Оригинал статьи - http://info.sandy.ru/massmedia/papers/nnpapers/utya/numbers/N11_03/6.htm
|