Статьи
|
Cuncti simus contanentes! Маленький зал пушкинского музея вмещает не больше 30-40 человек, и слушатели рассаживаются всего в три-четыре ряда: так, чтобы видеть лица музыкантов и стать соучастником происходящего на сцене действа… Стоп! Сцены как таковой в музее тоже нет, и от этого музыка и сами участники "Universalia" очень быстро становятся немного родными. Может быть, таким же близким становился в средневековом доме почетный гость - странствующий музыкант – жонглер, хуглар, менестрель, когда садился у камина, где собирались любопытные до музыки домашние и соседи.
Новая большей частью программа концерта была подготовлена специально для Тартусского фестиваля средневековой музыки. В нее вошли вокальные и инструментальные произведения средневековой Италии, Испании, Англии и - впервые - России. По словам руководителя "Universalia in Re" Данила Рябчикова это связано с намерением ансамбля показать русскую древнюю музыку в необычном для слушателя контексте – в концерте русские произведения как бы окружены западноевропейскими, звучат наряду вместе с ними. В 11-13 веках Русь была частью общей музыкальной Европы, поэтому воссоздание музыки русского средневековья идет не только на основе нот древних распевов или открытий новгородских археологов, но и на основе знаний о средневековой европейской традиции исполнительства.
Помимо музыки на концерте прозвучала баллада "Вавило и скоморохи", повествующая о странной магии скоморошьей музыки: людям, которые с уважением относятся к странным (странствующим) музыкантам, она помогает, тем же, кто говорит о скоморохах с презрением, несет скорую погибель или горе. Как рассказал слушателям Данил, отношение былины к скоморохам как к святым или, по крайней мере, как к существам, наделенным необычной силой ("...Это люди шли да не простые, не простые люди, а святые") важно для "Universalia". Подобным образом относились во времена средневековья к музыкантам и на Западе - так русское фольклорное произведение перекликается с западноевропейскими, традиционными вещами ансамбля -– произведения западноевропейских композиторов XII-XIV веков и составляют основной репертуар ансамбля.
Как обычно, Данил делился со слушателями своими знаниями по истории средневековой музыки. В каждом музыкальном произведении очень хорошо отражается мировоззрение людей того времени. Например, в «Totentanz» - «Танце мертвых» (Германия, XIII век) мрачное содержание (Пара строчек в переводе звучит примерно как «Все мы умрем, и это случится раньше, чем мы надеемся») не соответствует живой, веселой музыке. Но «Танец мертвых» - это по сути призыв к жизни («Радуйтесь жизни, только тогда вы попадете к Богу»), выраженый в жутковатом сочетании мрачного текста и музыки, при звуках которой ноги так и просятся в пляс.
А еще, по словам Данила, музыкальные произведения на Руси вполне могли исполняться и под инструменты, схожие с такими инструментами "Universalia", как рубаб и аль-уд (настоящий средневековый предок ренессансной лютни), не только потому что Киев и Новгород, судя по историческим свидетельствам, принимали европейских менестрелей. Открытия новгородских археологов говорят о весьма своеобразно звучащем средневековом инструментарии. Для наших ушей звучание древних русских инструментов показалось бы восточным, странным, азиатским.
Древние музыкальные инструменты, которые используют "Universalia in Re" (помимо звуков рубаба и аль-уда, на их концертах можно услышать бендир и дойру), требуют особого, почтительного и внимательного к ним отношения. В холодных или душных помещениях они могут "изменять" музыкантам: у рубаба спускают струны, а кожа дойры становится влажной, от чего звук ее получается глухим. Поэтому приходится рубаб подстраивать, а дойру и бендир прогревать с помощью лампы (средневековые музыканты, судя по дошедшим до нас сведениям, грели их на свече). Впрочем, небольшие экскурсы в музыкальную историю и увлекательные рассказы Данила о музыкальных произведениях из концертной программы, делают незаметными эти "налаживания аппаратуры".
В программе "Universalia in Re" есть и произведения собственного сочинения его участников. В программу прошедшего концерта вошло произведение «Un’ ponte scorrevole» (авторы – Данил Рябчиков, Юлия Рябчикова).
«Все мы пилигримы, бредущие через неизвестность во тьму ужасающую Наш мир –это только мост разводной, не строй на нем себе дома Всякая плоть как трава и всякая слава как цвет на траве, Засохла трава – и цвет ее опал Наш мир –это только мост разводной, не строй на нем себе дома...»
Это покаянный текст с почти точной цитатой из Псалтиря во втором куплете с типично средневековой мелодикой и ритмикой. Не сказал бы Данил, что «Un’ ponte scorrevole» - творение его и его жены – никто и не отличил бы. У "Universalia" есть еще пять-шесть собственных произведений, но на фестивале в Тарту из своих сочинений они исполнят только это. Важно ведь не только «себя показать», но и «на других посмотреть»...
Удачи вам, "Universalia"!
Илина
P.S. Следующий концерт "Universalia in Re" состоится ориентировочно в конце октября, а в конце декабря – в январе состоится представление мистериальной драмы «Ludus Danielis» («Действа о Данииле») – первое со времен постановки Hortus Musicus в 70-хх не только в Нижнем Новгороде, но и в России.
Сайт группы "Universalia in Re" - http://www.universalia.nnov.ru/
|
|