Статьи
|
Быть хоббитом! Странно, вот уже скоро 15 лет мы играем в Хоббитские игрища (или даже так - ХОББИТСКИЕ игрища). И никто, ни разу не задумывался о том, что же такое хоббиты. Начнем с того, что на трети игр вообще обошлись без них: или эпоха была другая (конечно, объективное оправдание) или заявок практически не было (что и заставляет публиковать данные размышления). На другой трети игр участие хоббитов ограничивалось созданием кабака "Гарцующий пони". И лишь на трети игр хоббиты так или иначе присутствовали в игре.
Последние годы все предыгровое обсуждение переместилось с электронную сеть, ранее протекало больше на конах или просто на встречах старых друзей. Однако ни тогда, ни сейчас я не помню, чтобы где-то ломались копья и сажались в надсадном крике голоса по поводу того, какими должны быть настоящие хоббиты, и правильно или неправильно отобразили хоббитов в очередном году такие-то команды. По поводу эльфов или орков, нуменорцев или роханцев, даже троллей и пауков всяких лихолесских сколько угодно. Вот и в этом году зайдите на форум и посмотрите из-за чего народ чуть не по жизни готов вцепиться друг другу в волоса и бороды - все из-за того же: эльфийские уши, орочьи хари, гондорские гордые профили и многочисленные виды и разновидности оружия, а также способы, как можно более эффективного или болезненного лишения противника жизни.
И мы продолжаем делать Хоббитские (ХОББИТСКИЕ) игрища!!! В чем же причина?
Да все очень просто! Каждому из нас хочется быть героем. Ну арагорном там или на худой конец леголасом. Назгулом тоже неплохо, тот же герой, только вид сбоку, а зло и черноту давно уже научились подавать как этакий бон тон. Еще можно троллем, потому что хитов много и не убивается никак, а потому ходи по игре свободно, тусуйся везде - страсть ведь как интересно везде побывать, всех посмотреть, себя показать, да еще чтоб не убили. Девушкам конечно сложнее - слишком мало арвен и галадриэлей - но тоже выход найден давно: шлёндры всякие или там менестрельки неумелые, а также просто дивновато-убогие, которых-то и не трогают, чтоб вони и психозов поменьше было. А результат один - много ли вы видели настоящих хоббитов на играх?
Мы давно научились эстетизировать героизм! Да ведь за этим-то и едем по сути: быть неделю, или хоть даже и меньше, гордым рыцарем без страха и упрека, на любой плевок в свою сторону обнажать длиннющий клинок и нести добро (зло, правду, порядок, справедливость, истинный свет - нужное подчеркнуть). Герой лишь тот, кто завалил назгула (тролля, леголаса, дэнетора, балрога, арагорна - нужное подчеркнуть), кто первым взбежал по лестнице или засадил стрелу (копье, меч, топор) прямо в щель доспеха.
Послушайте наши песни (не толкиновские, а наши - сочиненные на Хоббитских игрищах). Найдите хоть одну, где не было бы о войне. Если и есть такая, чтоб о любви и мире, то обязательно после того как всех врагов разделали на фарш или непосредственно перед тем, как на позиции девушек провожали бойцы.
А куда заявляются "молодые" команды? Обязательно чтоб народ был повоинственней и места в истории занимал побольше.
Вот и выходит, что команда хоббитов формируется по остаточному принципу, из одиночек, не знающих куда приткнуться или уж очень упрошенных мастерами.
Да, мир Толкина - это мир европейского средневекового понимания история, то есть хронология. Сильмариллион - хроника жизни и деяний королей прошлого, отцов основателей династий, и потому лишь мифологизированная, приукрашенная, очищенная от подробностей, с приданием деяниям огранки, подобающей величине предков (чем дальше от нас, тем величественней).
Далее идут просто хроники. Причем редко упоминающие о культуре или социальном устройстве народов, но зато обязательно перечисляющие все имена королей и правителей, с указанием их родословных древ. А недостаток деяний заменяется стандартными фразами: "в его правление народ возвысился, росло могущество" или "тень начала сгущаться над народом и все стало не так как раньше". Хроники снабжены краткими описаниями народов, похожими на записки путешественника, проезжавшего в карете мимо, да от безделья записавшего что-то в блокнот или на манжетах. И обязательно приводится рассказ о возникновении власти. Стандартный: было у народа три правителя. Первый был умный, но с ним братвы было немного, они потом составили элиту. Третьих было хоть пруд пруди, большинство из них где-то потерялись по дороге. Ну а из вторых вышел вождь (всем рубакам рубака, и в схватке рукопашной один он стоил двух) и стал королем. (Ха, на всего Толкина только одна демократия, да и те энты.)
Ну и наконец, Трилогия - эпос, где каждое следующее деяние героев сложнее, и с каждым следующим шагом страшнее и сильнее и умнее враги, но и герой становится все круче и толще, так что под конец где мечом махнет, там улица, где булаву взметнет - переулочек.
И нигде нет место просто жизни. Без войны, без деяний, без больших бед и потрясений. Бесцветной такой, простой, что ли, жизни. Разве что в Шире. Да и то, автор норовит оттуда убежать сейчас же, с самыми непоседливыми (а на самом деле самыми беспутными бездельниками, охламонами и оболтусами).
Так что же ХОББИТСКИЕ без хоббитов? Может быть, действительно они не нужны. Зачем героям и воякам мирный народец, который и завоевывать-то не пойдешь.
А может быть взглянуть на мир несколько иначе? (О, ни в коей мере не претендую на знание Толкина и отражение его собственных мыслей, всего лишь мысли о Хоббитских игрищах.)
Ведь помимо Дел и Свершений, Поступков и Выборов есть еще просто Хлеб и Очаг, Работа и Отдых, где соседи добродушны и незлопамятны, где поля тучны, а кладовые полны. Помимо эпоса и саги, мифа и хроники героев есть еще сказка, просто сказка для самых маленьких, где все бывает хорошо и неизменно хороший конец, где самая страшная беда - это подгоревший хлеб или утонувший мячик из-за непослушания и непоседливости малышни. И самое большое счастье рано поутру выйти на работу в поле или мастерскую, в полдень сделать сиесту, хорошо перекусить. А вечерком собраться всей деревней у почему-то поколениями назад облюбованной завалинки. На завалинке сидят старики и бабки. Бабки сплетничают, а старики бают сказки малышне, пристроившейся тут же. На дорожке стоят девицы и, хихикая о чем-то своем в платочки, пускают глазками в парней, опершихся на плетень и заломивших новые фуражки. Рядом мужики ведут неторопливую беседу о видах на урожай, рыбалке и охоте (под легкое местное пиво), а может быть и с редким гостем общаются (тут уж не обойтись без бутылочки), проезжающим случайно мимо, выясняя подробности жизни за морем или за лесом (ой, не по-нашему живут, не правильно, но что ж попишешь, известно - заречане-зелесяне).
Но это конечно не для нас. Мы ведь приезжаем побегать по полигону, обязательно увидеть и поучаствовать во всех штурмах и обрядах. Иначе, какая же это игра. Это какая-то жизнь получается. А жизни нам и в жизни хватает. Так будем же героями!..
И все же нет интереснее игры, чем быть хоббитом! Как спросите вы? Да очень просто! Ведь в маленьком и таком спокойном обществе таится столько небольших радостей и огорчений, ссор и замирений, что успевай поворачиваться. Вот завтрак. Вот приглашение на обед. А когда завтрак давно кончился, а обед еще не думал начинаться, необходимо сделать сотни важных дел: сходить на прогулку, выпить чаю с кексами (желательно в гостях), написать приглашения на ужин и завернуть подарочки и сувениры, вымести нору, подстричь кусты в саду. Обед. И опять десятки дел: послеобеденный сон и выпечка пирога к ужину, починка инвентаря и протирание тарелок, заготовка компота на зиму и закладывание на холод мяса и рыбы. Ужин. И снова нет покоя. Проводить гостей и всем пожелать успеха и здоровья, убрать норку, проверить на месте ли все столовые приборы и не оставили ли гости какого-нибудь не нужно никому мусома. А потом ведь необходимо сходить в ближайший кабачок, а то вдруг сосед будет рассказывать историю о том, как его дед по отцовской линии, что из-за холмья поспорил с его дедом по материнской линии, да приврет чего-нибудь (опять же трубочку покурить да кружечку эля выпить). Да, совсем забыл. Ведь необходимо обязательно в воскресенье сходить на рыночную площадь, где будут состязаться в загадывании загадок. Кто же победит в этот раз? А то что-то соседи до того обнаглели, что почетную табличку с хвалой лучшему загадчику загадок прибили на въезде в деревню, когда полагается вешать на специальный крючок.
Жизнь во всех ее проявлениях, вот что такое быть хоббитом. И никто не понимает из героев, что проливают они реки крови вот именно из-за такой жизни. Для всех. Для всех, кроме самих героев, которым нет места на завалинке, потому что они давно забыли, как улыбаться, а не скалится, как подшучивать, а не подкалывать, как тешится кулачным боем, а не забивать насмерть…
Жизнь, в которой не надо бояться и прятаться, строить укрепления и замки. Жизнь, в которой жизнь дарят, будь то кусту роз или новому, маленькому хоббитёнку, а не отнимают… Жизнь, в которой есть все: вкусная еда и тяжелая работа, юношеская пылкая любовь и спокойные, дружные семьи, драки до крови и крепкая дружба. И для того, чтобы это стало понятно, никому здесь не надо проходить через лихие испытания и лишения. Все и так все понимают…
Вот только быть хоббитом сложно. Так и тянет привезти с собой кольчугу и меч, и шлем, и щит, и булаву, и лук, и топор, и засапожный нож и встать в строй. Так и хочется быть самой очаровательной и привлекательной, чтоб в твою честь слагали оды и песни, а мужчины гибли пачками лишь только уловить твою мимолетную улыбку. Не расстраивайтесь, ребята. Вы приехали сюда за этим - так вперед!
Хоббиты - это не для вас. Хоббиты - это для тех, кто уже намахался мечом и в жизни и в игре, кто уже накомандовался отрядами всласть, прорубая путь отцовским мечом, кто уже купил и продал на рынках игры и жизни все, что только продается и покупается и даже больше, кто уже наколдовал и в жизни и в игре такого, что уже включили в энциклопедии. Хоббиты - это для тех, кто больше не хочет быть героем, потому что герой всегда проигрывает. Хоббиты - это для тех, кто никогда не устает от будней и видит в них праздники.
Вы герои. Вы эльфы, гондорцы, гномы, орки. Вам еще предстоит взять свой Мордор и отбить Морию, сжечь Ривендейл и завалить своего назгула. Вперед! И я говорю это совершенно искренне.
Но придет время, и вы поймете, что главное - это не быть героем, а быть хоббитом. Быть тем, кто все горести и беды воспринимает со спокойной уверенностью, без паники, без страха, потому что нечего боятся, когда в кармане кусочек сахару, а в кладовой свежий кекс. А беды бывали и покруче (вот давеча дед рассказывал, как его дед…), так что была бы смекалка, да тяпка - выдюжим. Не распускать нюни, а просто трудиться и все обязательно получиться….
А когда вы поймете, что мало длинного "дрына" и плаща из занавески для хорошей игры, а хочется еще и десяток жилеток (ведь можно обсудить их покрой и расцветку модную в этом сезоне), хочется построить не крепость, а уютную просторную и сухую норку (вот простор для фантазии и дизайна), хочется, чтобы было справное хозяйство, тогда вам захочется стать хоббитом. Когда вы поймете, что роль лоточника, ремесленника, садовника не менее интересна, чем военачальника, вам захочется стать хоббитом.
Так что вряд ли стоить ехать хоббитом на свои первые Хоббитские игрища. Может быть вы набегаетесь и навоюетесь уже ко своей второй ХИ, а может быть к пятой. И тогда перед вами откроется все многообразие игры.
Для многих из вас придет время СТАТЬ хоббитом.
И тогда для вас начнутся совсем другие ХОББИТСКИЕ игрища. Для нас они уже начались.
Алексей Яцына (Коровка)
Оригиналы статей: "Быть хоббитом!" (доигровая статья) - http://naymit.igry.ru/game/project/02.htm "Стать хоббитом!" (послеигровая статья) - http://www.alexander6.ru/alexander6/105199
Сайты: Сайт ХИ-2003 - http://hi2003.boom.ru/ Сайт команды "Наёмники" - http://naymit.igry.ru/ Сайт клуба "Варяг" - http://drakkar.varyag.ru/ О ХИ-2003 на "Александре-6" - http://www.alexander6.ru/alexander6/41429
|
|