Статьи
|
Колесницы богов 27 июля 2003 было воскресенье, и перед нами с Эхом как всегда встал вопрос: как бы нам сегодня оттянуться? Дилемма была следующей: либо поехать на конгресс Свидетелей Иеговы в Московский район и посмотреть на их прения с нижегородской милицией по приглашению одного из старейшин; либо отправиться в Сормовский парк на кришнаитский праздник (туда нас еще раньше пригласили наши местные кришнаиты). Мы немного посовещались и выбрали последний вариант. Но это только присказка, а сказка впереди.
В этот день в парке впервые в нашем городе проходил День Индийской культуры, веселый и яркий фестиваль, организованный Ассоциацией индусов в России при посольстве Индии. Информационную поддержку праздника осуществляли радио "Максимум" и компания "Экспресс". Мы не пожалели, что пришли.
К фестивалю был приурочен один из крупнейших кришнаитских праздников - Ратха-ятра, или Праздник Колесниц. С этим праздником связана красивая индийская легенда. В день Ратха-ятра Господь Кришна в образе Господа Джаганнатхи едет в сопровождении Господа Баларамы и Субхадры Деви по Джаганнатха Пури в Индии. На такой праздник в индийском храме допускаются только избранные, представители высших каст. Считается, что если прикоснуться к движущейся колеснице во время процессии, человек сразу же освобождается от всех кармических реакций и достигает высшего духовного блаженства. [(Кoмментарий Коммандера: объяснение терминов см. ниже. CX)]
Конечно, в Нижнем Новгороде праздник колесниц отличается от своего индийского аналога; отличалась и сама колесница, которая представляла собой богато и ярко украшенный прицеп для КАМАЗа, на который были водружены сами божества, а также была оборудована небольшая площадка для проповеди и непрерывного богослужения.
Фестиваль начался с исполнения традиционных индийских песен. Мы с Эхой немножко их послушали, стоя у входа в парк и ища знакомых. Парк был заполнен вайшнавами, сочувствующими и индусами. Девушки и юноши славянской внешности, облаченные в сари и дхоти выглядели среди обычных посетителей Сормовского парка весьма и весьма колоритно. Пока мы фотографировались на фоне колесницы, преданные подходили к божествам и падали перед ними ниц прямо на асфальт. Это очень удивило двух старушек, которые собирали пивные бутылки за молодыми людьми, облаченные в форму военного (или какого-то другого) флота (я в этом плохо разбираюсь). У представителей этого флота тоже в этот день был какой-то праздник. Старушки подошли к молодому человеку в вайшнавском монашеском одеянии, который занимался приведением колесницы в порядок и начали спрашивать, какой национальности преданные и почему, если они русские, то поклоняются идолам. "Мы русские, православные, в Боженьку верим и идолам не поклоняемся!" - торжественно заявили они. "Мы тоже не идолам поклоняемся, а нашему Господу Кришне в его эманациях" - обиженно ответил кришнаит, но, похоже, старушки не очень поняли, что он сказал, и между ними завязалась оживленная дискуссия на религиозные темы.
Тем временем Эхо прослышала, что в ДК сейчас будут давать прасад, и мы немедленно направились туда. В ДК мы наконец-то встретили наших знакомых и узнали от них дальнейшую программу фестиваля, потом отправились и покушали. Пообедав, вернее сказать, вкусив прасад, мы собрались уходить, но внезапно увидели этих самых двух благообразного вида старушек, сидящих у выхода и наворачивающих идоложертвенную пищу. Мы подошли к ним и поинтересовались, нравится ли им еда. "Вкусно", - радостно ответила одна из старушек. Я рассказала им, что до них вся еда была предложена тому самому идолу, Кришне, который так им не понравился, на что одна старушка в ответ промолчала, а вторая наивно посмотрела на нас и сказала: "Так я ж ее перекрестила!".
После прасада, который в программе значился как "дегустация традиционных индийских блюд" мы снова направились к входу в парк, где, взобравшись на колесницу, произносил проповедь какой-то индийский кришнаитский религиозный деятель (к сожалению, я их имена не очень выговариваю). Проповедь была очень содержательная и познавательная. В это время на сцене танцевальной площадки происходило торжественное открытие фестиваля представителями посольства Индии. Потом были классические индийские танцы, которые исполняли артисты московского театра танца "Джанкар". Мы же с Эхо отправились, чтобы посмотреть на шествие традиционной индийской праздничной колесницы с раздачей тропических фруктов. На самом деле это действо оказалось более прозаичным. К колеснице привязали два огромных каната, за которые люди тянули ее по кривым и узким дорожкам парка, по кустам и оврагам. Кому не досталось места у каната, просто бежали вслед за колесницей. Это шествие сопровождалась громким и радостным пением маха-мантры под стук традиционных индийских барабанов, тарелочек и звенелочек. На колеснице шло богослужение, а с кормы Лакшми Прийя кидала тропические фрукты (бананы, апельсины и мандарины) прямо на головы жаждущих. Мне попало по голове бананом и я сразу же почувствовала необычайную легкость во всем теле и духовное просветление. Со всех сторон колесницу штурмовали наглые юные сормовичи, которые к индийской культуре и религии не имели никакого отношения, но зато очень хотели фруктов. Эхо научила их исступленно выкрикивать маха-мантру, только тогда фрукты летели в их сторону, и они бежали за колесницей, прославляя Кришну и воспевая его имена. Через несколько километров такого шествия колесница неудачно повернулась и столкнула меня прямо в заросли шиповника, когда я оттуда вылезла, колесница была далеко впереди, и мне пришлось ее догонять. В хвосте колесницы я заметила двух знакомых старушек, которые вприпрыжку бежали за ней, и славили Господа Кришну. Это было незабываемое зрелище. Одна из них подняла над головой большой изодранный пакет, подобранный, вероятно, на ближайшей помойке и ловила в него падающие сверху тропические фрукты; заметив мой хитрющий и торжествующий взгляд одна из старушек начала оправдываться и лепетать что-то про плохое правительство, крошечную пенсию и голодных внуков. Вот что религия с людьми делает. Вернее сказать, жадность, любовь к великому русскому религиозно-философскому понятию - халява. Думаю, православным апологетам было бы интересно узнать, что заветы религии отцов можно вполне преступить за кило мандаринов. [Примечание Коммандера: религией отцов этих бабушек наверняка был марксизм-ленинизм. :) СХ]
Шествие вышло на набережную и стало более красивым и стройным. Впереди танцевали деви-даси, а изумленные загорающие и отдыхающие нижегородцы вылезали из Левинки и прямо в плавках и купальниках присоединялись к этой веселой и пестрой процессии.
Вскоре у меня устали ноги, и мы с Эхой отправились на танцевальную площадку, чтобы посмотреть индийский свадебный обряд и праздничную огненную церемонию. Церемония оказалась очень романтичной и живописной. Когда она закончилась, всем желающим стали раздавать двухсоткилограммовый свадебный торт. В образовавшейся давке из меня чуть не сделали ингридиент для этого торта. А один находчивых индийский проповедник, рассказывающий публике о сущности ведического брака, предложил давать по два куска торта тем, кто влезет на сцену и без запинки произнесет маха-мантру:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе (это специально для тех, кто не знает, как звучит маха-мантра).
На сцену полезли все: дети, старики и пьяные морпехи. Один из них так старался произнести эту самую мантру, что на его глазах выступили слезы и весь он покраснел, когда язык его заплелся настолько, что он забыл, что следует за первой строчкой. Тогда этот находчивый молодой человек завершил мантру более привычным и доступным ему набором матерных слов. Двух кусков торта ему, естественно, не дали.
Этим мероприятием фестиваль для мирян закончился, а преданных ждал еще прасад, лекция и даршан.
Мне праздник понравился, я еще долго выковыривала из волос цветы, а из одежды - колючки шиповника. Вся исцарапанная, грязная, но веселая и довольная я вернулась домой.
В заключение хочу сказать, что думаю, что нашему русскому народу нужны такие индийские праздники. Они помогают устранить межнациональные и межрелигиозные распри, непонимание, сдружить людей. Они дают людям правдивую информацию о религиях и их адептах, которая часто искажается представителями СМИ и православными священниками, чтобы устранить конкуренцию.
Кришнаиты в нашем городе очень многое делают для населения. Их нельзя назвать опасной или бесполезной сектой. Например, уже многие годы Общество Сознания Кришны проводит в нашем городе акцию "Пища жизни", обеспечивая вегетерианской пищей всех голодных и малоимущих, воспитанников детских домов, приемников-распределителей, стариков. Кришнаиты выступают за непричинение вреда живым существам, за мир во всем мире, за нравственное и духовное самосовершенствование личности.
Я считаю, что проведение в нашем городе культурных фестивалей представителей разных национальностей и религий поможет людям более внимательно, бережно и терпимее относится друг к другу.
Natalia
Примечания
1 Кришна - индусское божество, 8-е воплощение Вишну в традиционном индуизме и верховный Бог в кришнаидизме.
2 Джаганнатх (Господь Джаганнатхдев) - Господь Вселенной.
3 Баларама (Баладева) - первое полное распространение Господа, изначальный духовный учитель.
4 Согласно ведической системе общественного деления, высшими кастами считаются брахманы (самые разумные люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью) и кшатрии (воины или правители).
5 Кармические реакции - последствия материальной деятельности человека ради наслаждения ее плодами, как правило, тоже материальные, и, следовательно, негативные.
6 Прасад - ритуальная пища, особым образом освященная, приготовленная из специальных вегетарианских продуктов и раздаваемая всем участникам богослужения.
7 Деви-даси - женщины и девушки, танцующие и поющие в храмах, чтобы доставить наслаждение божеству.
8 Даршан (даршана) - буквально, "созерцание"; встреча; получение благословений от божеств, духовного учителя или возвышенной личности в их присутствии.
|
|