Статьи
|
Достоевский и Пустота | Я знаю – ничего уже не будет, Но, как свечу, несу свою мечту, А мимо, торопясь, проходят люди Со взглядом, устремлённым в пустоту… |
Помнится, кто-то когда-то сказал мне, что роман Виктора Пелевина «Generation “П”» был написан в определённый период истории России, и по прошествии этого периода утратил свою актуальность. Я берусь опровергнуть это утверждение. Более того, я берусь доказать, что идеи, изложенные в «Generation “П”», известным образом коррелируются с «Легендой о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы»). А в общем, я просто перетасовала несколько цитат.
Что происходит с этим миром? «Ваш мир сгорает в огне потребления», - ответил бы сирруф. Наши души, господа, за редким исключением, давно проданы дьяволу. Вы не поверите, но мы живём в эпоху торжества марксизма. Это не значит, на всей земле коммунизм наступил, а мы и не заметили. Просто марксизм – те очки, через которые человечество ныне смотрит на мир. Имеется в виду не столько теория о классовой борьбе и смене формаций, сколько философская основа современного мировосприятия. Исходя из этого, я не собираюсь здесь критиковать марксизм как науку, тем более, что это сделали до меня на высочайшем уровне (см., в частности: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Гл.2: Экономический материализм).
Маркс, как никто другой, утвердил и обосновал принадлежность человека всецело к миру материального. Сразу определимся с понятиями: материя – это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая… отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 131). Мы с вами находимся «в плену необходимости» (С.Н.Булгаков), обречены добывать себе хлеб насущный. Общественное сознание определяется общественным бытиём (базовая установка материализма), а движущей силой сознательной деятельности людей является потребность в жизненных благах.
Вам не случалось содрогаться, читая Маркса, чувствовать себя бабочкой, насаженной на булавку? Или нет – бусиной на невидимой нити: «Люди решили, что они бусины» (сирруф, «Generation “П”»). «Коренное зло истории заключается в неправильном соотношении с ней между целью и средствами: человеческая личность, признанная только средством, бросается к подножию возводимого здания цивилизации…» (В.В.Розанов). Человек брошен в топку производства и потребления, но чем тут возразить? Ну кушать хочется, что теперь поделаешь. Как в песенке из «Трёхгрошовой оперы» Брехта: «Сначала дайте нам пожрать немного, а уж потом учите честно жить!» Чем возразить вот на это: «Люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершается производство и обмен» (Ф.Энгельс). Или, например, на это: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще» (В.И. Ленин).
Возражения, однако, найдутся всегда. Стоит только отстраниться и взглянуть со стороны. Или, ещё лучше, – попытаться дойти до конца по дорожке, указанной Марксом и К°.
«У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе… Провозгласил мир свободу… , и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! …Понимая свободу как приумножение и скорее утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок… А потому в мире всё более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдёт сей невольник, если столь привык утолять бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? …И достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше». Достоевский, «Generation “П”». Ой, простите, «Братья Карамазовы». Но, ей-богу, почти то же самое – если отбросить пелевинский интеллектуальный стёб – выдал Че Гевара Татарскому, когда тот спросил у него о сущности рекламы: «Субъект номер один верит, что реальность – это материальный мир. А субъект номер два верит, что реальность – это материальный мир, который показывают по телевизору. …Экономикой называется псевдонаука, рассматривающая иллюзорные отношения субъектов первого и второго рода в связи с галлюцинаторным процессом их воображаемого обогащения».
Вещи, которыми мы упорно окружаем себя, образуют пустоту identity. Человек сводится к набору вещей. «…Можно дать множество разных определений identity, но это совершенно бессмысленно, поскольку реально её всё равно не существует» («Generation “П”»).
И вот, барахтаясь «в плену необходимости» удовлетворения своих насущных потребностей, прорубаясь сквозь полчища классовых врагов, мы неуклонно движемся к счастью – через тернии к звёздам, что называется. «Вперёд идти нельзя, не идя к социализму» (В.И. Ленин). Невольно вспоминаются слова роботов из х/ф «Москва-Кассиопея»: «Мы сделаем вас счастливыми… сделаем вас счастливыми…» Что, нечем возразить?
Здравствуйте, Николай Александрович. «Принудить человечество насильственно к счастью, создать добрую гармонию путём злого антагонизма, вражды, ненависти и распадения человечества на части, наделив людей лишь необходимой свободой – в этом весь пафос Маркса. В его личности и в духе его писаний явственно видны черты мрачного демонизма, вытекающего из… привязанности к бытию временному и бессмысленному и жажды сделать это бытие сильным, божественно мощным… О, конечно, в социализме есть и великая правда… и менее всего можно признать всякий социализм просто искушением дьявола; но в атмосфере социализма не нейтрального и не подчинённого религии, а претендующего быть религией, рождается это искушение и ведёт не в нейтральному добру, а к конечному злу» (Н.А. Бердяев).
Светлые головы, русские философы XIX-начала XX веков, христиане, осмыслившие марксизм с момента его становления и докопавшиеся до самых его основ, ваши мысли не вошли ни в один учебник… Нам не было предложено альтернативы. Альтернативу, будьте добры, ищите сами. Если возникнет желание. Хотя, кто знает, может, оно и к лучшему.
“Свобода человека в том, что кроме царства Кесаря существует ещё царство Духа. … Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его” (Н.А. Бердяев). Альтернатива.
У Розанова есть своё обоснование альтернативного взгляда: «История не закончена; и между тем, она должна закончиться, именно этого ищут народы в своей жажде найти предмет общего и согласного поклонения. Они и истребляют друг друга для того, чтобы, хотя путём гибели многих непримирённых, наконец соединёнными остаться. [(Под «предметом поклонения» Василий Васильевич вряд ли подразумевает Христа или Аллаха, или кого-то в этом роде, - скорее, речь идёт просто о неких высших ценностях. Фио)] Христианство не ответило на эти потребности человеческого сердца, предоставив всё индивидуальному решению… Ещё лучше ответило бы на эти потребности… уже совсем грубое средство – «земные хлебы», закрытие от глаз человека всего небесного. Нипитав его, оно усыпило бы тревоги его совести…
Здесь разумеется один страшный, но действительно мощный исход из исторических противоречий: это – понижение психического уровня в человеке. Погасить в нём всё неопределённое, тревожное, мучительное, упростить его природу до ясности коротких желаний, понудить его в миру знать, в миру чувствовать, в миру желать – вот средство удовлетворить его, наконец, и успокоить…» «Отсюда и знакомое любому чувство, что всё упирается в деньги.» Стоп. Это уже Че Гевара…
«И действительно – всё упирается в деньги – потому что деньги давно упёрлись сами в себя, а остальное запрещено. Орально-анальные всплески становятся единственной разрешённой психической реакцией. Вся остальная деятельность ума оказывается заблокированной» («Generation “П”»).
Тут и начинается Легенда. И наша с вами реальность. И куча поводов впасть в паранойю. Злобный некто занимается целенаправленным «понижением психического уровня в человеке».
Достоевский ввёл прекрасный в своей возвышенности художественный образ – образ Великого Инквизитора. В нашей с вами реальности, где-то в глубине Средневековья Иисус, вновь явившийся к людям, попадает в руки инквизиции. С креста на костёр. Накануне аутодафе в темницу к Христу приходит Инквизитор – высказаться. И излагает замечательный способ облегчить жизнь людей, сделать их счастливыми, отдав бремя свободного выбора избранному меньшинству – служителям католической церкви: «Самые мучительные тайны их совести, - всё, всё понесут они нам, и мы всё разрешим, и они поверят решению нашему с радостью, потому что оно избавит их от великой заботы и страшных теперешних мук решения личного и свободного» («Братья Карамазовы»). Взамен всех этих мук – «мираж эмпирического мира» (Н.А. Бердяев).
Пелевин постебался и ввёл понятие identity, которой реально не существует. Когда герой «Generation “П”» Татарский задался вопросом, «кто за всем этим стоит», ему посоветовали просто избавляться от таких мыслей любыми средствами, чтоб не свихнуться.
Можно долго и плодотворно рассуждать о том, кто ныне выступает в роли Великого Инквизитора. Даже версию Фёдора Михайловича не стоит отбрасывать. Хе-хе. К сожалению, у меня нет информации по поводу действительного влияния католической церкви, так что судить не берусь.
Или, может, «за всем этим» стоит Запад? А что! Наше время – время господства капитализма (которое не только не противоречит, но и неизбежно сопровождается мировоззренческой победой марксизма). Паранойя так паранойя… Сегодняшнее миропонимание диктуют Америка и Западная Европа, которые культивируют повсеместный и безграничный рост потребления. Распространяемая ими (порой насильно) либеральная система ценностей основана на антропоцентризме – человек понимается как венец творения, призванный властвовать над всем и вся. «Провозгласил мир свободу…» А в этом мире нет места Человеку. Зато есть место identity. «Когда я отрываю себя от универсального бытия, …себя обоготворяю, себя признаю единственным, - я переживаю пустоту, я ощущаю наступление небытия…» (Н.А. Бердяев).
И получается примерно вот что: «Цивилизация, построенная на западных ценностях, поддерживает «огонь потребления», более того, она задохнётся без этого пламени, а на растопку идут наши души…» Дальше ещё интереснее: «Кому выгоден рост потребления? Кому, как не злобным капиталистам – ТНК, финансово-промышленным группировкам и им подобным».
Паранойя. Мир неуправляем.
Всё гораздо проще.
«Люди поверили, что они станут свободными, когда признают себя продуктом необходимости» (Н.А. Бердяев). И обратились к пустоте.
Фио
P.S. “Вы видите не руки, которые устали, не ноги, которым холодно, не желудки, которые пусты. Вы видите перед собой миллионы человеческих душ, и когда вздумаете, что их нужно только согреть, накормить и успокоить, - вспомните, как забыли вы теперь о сне и пище, которые вас ожидают. Я сказал всё.” Ф.М. Достоевский
P.P.S. Спор возможен только там и тогда, где и когда нельзя прийти к окончательному, единственно правильному решению.
Цитировались (помимо указанных сочинений): “Великий Инквизитор: Достоевский и последующие”; Энгельс Ф. “Анти-Дюринг”; Ленин В.И. “Материалистическое понимание истории”; Бердяев Н.А. “Царство Духа и царство кесаря”.
|
|