Статьи
|
Гражданин В.В.Четырнадцать
В этом году Чебоксары (по-чувашски Шупашкар – так и хочется погладить по мягкой шёрстке) встретили нас так же, как и проводил Нижний – моросящим дождиком и холодным ветром, но к счастью, ближе к концу феста, солнышко таки порадовало нас своим присутствием, даря всем журналистам творческое настроение. Сбор участников был организован в фотостудии «Миг». Делегации, что приехали раньше, побывали в Театре Оперы и Балета на спектакле про Али-Бабу и сорок разбойников. Некоторые журналисты попали на пресс-конференцию и концерт Дельфина. Счастливцы приехали в лагерь ночью и ещё долго делились впечатлениями с другими.
Фестиваль, начавшийся пасмурно, набирал обороты.
Одна часть участников «ВВ» жила в «Звездочке», которая располагалась в республике Марий-Эл, что, как ни странно, не очень далеко от столицы Чувашии, другая (многие руководители делегаций) – в «Надежде», но это не помешало общению и плодотворной работе. Нынешние «Встречи» оказались на редкость многонациональными. Из почти трехсот человек большинство, конечно, были русскими, но были и гости из разных республик РФ, Украины и даже Польши, а вот из Ганы (это такое государство в Африке) не приехали, хотя и собирались, - погода, видимо, нелетная. Но не будем о грустном.
27 апреля 2003 г. журналистский фестиваль «Волжские встречи» стал полноправным гражданином Российской Федерации. Четырнадцатилетнее детище Евгения Суховенко даже получило «Паспорт», выданный 1 мая делегациями г.Камышлова и г.Абакана. Так что уже немолодое (по меркам фестивалей) мероприятие теперь имеет полное право собирать толпы начжуров и учить их уму-разуму, чем и занимается всю свою жизнь (спасибо старине Суху).
У участников практически не было свободного времени. Каждый день начинался с завтрака (столовая «Земляничка» - тема для отдельного репортажа: кормили вкусно, часто и помногу, а сметана, потребляемая трижды в день, уже вызывала множество разнообразных откликов. Наверно, Суховей хочет, чтобы было много новых журналистов).
Далее, обычно круглые столы по студенческой, детской, школьной прессе, молодежным TV и радиопередачам. Знакомились, обсуждали проблемы, делились опытом и новостями.
Потом обед – место паломничества всех фестивальщиков. Воистину, нужно было пройти множество инстанций, прежде чем поднос с вожделенной едой окажется на столе: для начала нужно было сбегать в свой корпус и взять талончик, без которого в столовую не пускали, что было не совсем легко, т.к. здания располагались очень странным образом, но имели милые названия («Гномик», «Дельфин», «Капелька» …), после пайков нужно было прорваться сквозь нестройные ряды начжуров, спешащих туда же и охраняющих «святое место» координаторов, но это еще не всё, предстояло отстоять длинную очередь и донести тяжелую ношу; путаясь, обойти еще ждущих «священного мига». Часового перерыва обычно не хватало, и приходилось спешить на различные тренинги, семинары и мастер-классы, где на протяжении всех дней фестиваля профессионалы делились опытом, а юнкоры узнавали много нового и участвовали в различных играх.
Суховей сказал свою знаменитую фразу: «Объявляю фестиваль открытым»! После этого всё остальное можно было не говорить. А на мнение делегации представили свои газеты, радио и телепередачи. Конечно, не все сценки были супер, но ребята старались, и это чувствовалось.
Ночью начжуры тоже не спали. Обычно в это время устраивались дискотеки, просмотры интересных фильмов и ролевые игры (правда, после загруженного фестивального дня хочется спать, а не думать над ролью). А днем опять ни минуты свободного времени, и молодые журналисты - кто с блокнотом и ручкой, кто с диктофоном, кто с фотоаппаратом или камерой, устремлялись на очередные мероприятия.
Уже давно стали традиционными и творческие командировки на фестивале. 29 апреля жизнерадостные журналисты распределились по пяти автобусам, чтобы отправиться в дом печати, на чувашское радио, телевидение, по маршруту журфак ЧГУ – театр кукол – Дом правительства – село Шоршелки, в музей космонавтики и в школу, где есть пионерская организация «Ростки Сеспеля» ну и, наконец, в Новочебоксарск, на завод пивоварения (кстати, в этом году на фесте был «сухой закон» - во всяком случае, официально). К сожалению, мы попали только на одну оперу, а об остальных маршрутах можно было прочитать в фестивальных газетах. Главной из них уже в который раз был «БОМЖ» (Братское Общество Юных Журналистов). Каждый желающий мог поучаствовать в выпуске этой или сделать свою газету, так что на «Встречах» не только учились и развлекались.
Вряд ли где-нибудь можно увидеть такое огромное количество журналистов, снующих туда-сюда, берущих друг у друга интервью и пишущих. А о чем писать - было всегда. Все самое интересное происходило обычно вечером. Например, конференции со спонсорами, во время которых за лучшие вопросы выдавали призы.
Действительно, интересным получилось уже традиционное на фесте «Тандем-шоу». Участники разделились на пары, и ведущий давал задание, а «тандемцы» - пары, должны были изобразить ситуацию. Например, девочка – даун и Мальвина, вода в унитазе, Петя и стул… В каждом туре выбывало несколько пар, которые, по мнению жюри, выступили не так хорошо, пока в результате не осталась одна пара победителей.
А теперь вопрос, который волновал многих участников «Волжских встреч»-14: «кто такая Элис»?
30 апреля в актовом зале прошел концерт питерской группы «Башаков-Бэнд». У группы есть два состава: электрический и акустический; во главе, конечно, бессменный солист группы Михаил Башаков (автор песни про Элис).
В тот вечер на сцене были еще и Митя Масемачев и Настя Макарова. Больше всего зрителей порадовало, что в песне про Элис появилось два новых куплета и Михаил таки сочинил ответ на мучающий всех вопрос. Так что если вам интересно, ищите записи этой группы. Солнечная, светлая музыка, приправленная питерской интеллигентностью, вдумчивостью и такой классной скоморошьей дудкой (в некоторых моментах) никого не оставит равнодушным. А вокал, а кепочка…Мыррр…
Как вы уже поняли, на «Встречах» множество традиций, и одна из них - «Журналистская мафия». Она более жесткая, чем обычная: там нет шерифа, мафий две и их выбирает ведущий, они не знают друг друга и «убийство» происходит сначала по воле первого, пока суд жителей не отправит его на казнь (кого осудили - тоже неизвестно до конца игры). Каждую «ночь» назначается принцип по которому «убирают» неугодных сейчас: например, самый неопрятный, неприятный, ненужный (скажу честно, мафией быть сложно), редко положительные качества – самый талантливый, общительный. Самое сложное, когда осталось три игрока – непонятно сколько «злодеев» перед тобой и есть ли шанс спастись. У нас, к сожалению, «зло» всегда оставалось в живых.
Еще есть интересная игра «Журналистский марафон». Задача команд - получить разрешение на выпуск своей газеты. В первом туре начжуры отвечают на вопросы. Во втором - бегают по различным комиссиям (коммунистическая, бюрократическая, сексуальная, шаманская, оптимистическая и террористическая) и выполняют их задания. Каждый пункт надо еще отыскать и убедить их в своей значимости, упорстве, артистичности и политподготовке. До самой провоцирующей станции мы так и не добрались (интересно, что придумал самый любвеобильный член фестиваля Александр Бочнев). По лесам мы побегали славно, но, к сожалению, не успели доиграть - настало время и других, не менее интересных, мероприятий.
И вот, наконец «садомазохистское» шоу, ставшее для многих кульминацией – «Голая правда»; действо, на котором Кирилл Кирьянов дает оценку представленным на фесте изданиям. Обычно - честно и без прикрас, правда, с оговоркой: «Это мое личное, субъективное мнение». Уже бывалые журналисты говорили, что в этом году всё было очень мягко, но всё равно с нетерпением ждали обсуждения. Оказалось – сейчас много посредственных газет. Кстати, он очень похвалил «Молодёжную Стрелку».
Вот, очень быстро пролетели четыре денечка, впереди пятый день – последний… Рано утром 1 мая мы проснулись под звуки гимна СССР и отправились на обещанную зарядку и демонстрацию - без особенного энтузиазма (первая мысль: уж лучше в железный душ). Представляющееся нам совершенно нудным, действо произвело отличное впечатление. Спасибо за это Ленарчику – главному коммунисту четырнадцатых «Встреч». Коммунистическая зарядка плавно переросла в коммунистическую дискотеку, а потом в демонстрацию, на которой всех желающих посвятили в пионеры и комсомольцы. Процедура выглядела так: сначала выдавали значок, потом жали руку, дальше предстояло поцеловать знамя, ну и наконец новоиспеченного собрата кто-то целовал, и еще кто-то, и снова кто-то: «Эй, это тоже входит в процедуру посвящения»?!! Ожидающие тоже не скучали. Теперь уже без руководства глав.ком феста отрывались на полную катушку. А над лагерем звучали всем известные песенки (про орлят, которые учатся летать, про пионеров), умело перемешанные с попсовыми песенками, над которыми народ просто угорал, и перепетыми песнями из старых мультфильмов и фильмов! В общем, весь день был коммунистический и, несмотря на то, что был последний, прошел весело.
Совершенно незаметно наступил вечер и с ним закрытие фестиваля, на котором было сказано много теплых слов, объявлены лучшие проекты этого года и традиционная ночная рефлексия, где ведущим был все тот же Карелин. В ходе обсуждения были заданы три вопроса:
С чем ассоциируются «В.В. 14»? Открыл ли ты для себя чего-нибудь нового на этом фестивале? Что стало для тебя кульминацией?
Конечно же, впечатления у всех были разные: информация, друзья, газеты, журналисты, спать хочется… постель. Да и открытия у всех были свои: кто-то заново узнал своих старых знакомых, кто-то новых, с кем успел пообщаться. А для меня им стал Евгений Суковерко, я в него почти влюбилась: добрый, милый, очень скромный, как ни странно, до сих пор не болеющий звездной болезнью, вечно куда-то спешащий, главный журналист и организатор «Волжских». Спасибо тебе, Женечка!
Странно, но кульминация у каждого была своя. Это тот самый риск, которого все подсознательно ждали, - и он свершился. Значит, фестиваль прошел не зря, оставив кучу воспоминаний, новых друзей и знаний.
Грустно… 2 мая. Теплоход. Чебоксары. Фонтаны. Залив. Памятник какой-то матери… Неужели мы не увидимся целый год? Нежное прощание с Чебоксарскими ребятами. Трасса…
|
|