Молодёжная стрелка
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоСледуй за белым кроликом, 30-11-08, Мангры::ФотоAnimal Джаz, 15-11-08, Юпитер::ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото
Молодёжная стрелка

http://munich-medical.de dixion healthcare лечение позвоночника в германии. **

Молодёжная стрелка

Статьи  |  Проклятие Нижнего Новгорода



На высоком берегу Волги, у того места, где в неё впадает Ока, на Дятловых Горах, стоит нижегородский Кремль. Вокруг - деловая часть города с самыми дорогими квартирами, с узкими улочками, заставленными иномарками последних моделей и мусорными баками времён позднего застоя. Улицы застроены домами конца 19 и начала 21-го века, в которых каждая дверь - вход в какой-нибудь солидный офис. Рядом, за фасадами зданий - дома ветхие, охраняемые государством (и время от времени сгорающие по неустановленной причине или рушащиеся от старости). В каждом из домов когда-то жил какой-нибудь классик или революционер, а сейчас обитают пенсионеры, которые борются за место под солнцем с теми, кто желает занять эти помещения под склады. Центр тусовочной жизни - Большая Покровка. Это пешеходная улица, по сравнению с которой московский Арбат - жалкий тупичок. Здесь живут главные городские начальники, старые хиппи, потомки предыдущего градоначальства во втором-третьем поколении, артисты (уже спившиеся, ещё нет и уже бросившие) и прочие антиобщественные, но очень в обществе уважаемые элементы. В самом центре улицы, среди казино, ночных клубов, театров, кинозалов, ресторанов и модных магазинов, стоит забор: красивая чугунная решётка. На заборе каждый день вывешивают для продажи картины, перед ним - торгуют талисманами, предсказывают судьбу и рисуют портреты, а за забором, отгородившись от главной улицы яблочным садом, стоит несколько зданий университета, в которых размещены филфак, журфак, юрфак и ещё много чего. Если обойти забор слева и подать немного вперёд, можно попасть в то самое место, где по легенде укрыта до поры погибель Нижнего Новгорода и всех его обитателей.

В Почайнском овраге студенты-геодезисты обучаются своему ремеслу, а ролевики - проводят иногда турниры. Это очень странное место. Находится в центре города - а застроена только та его часть, которая примыкает к Кремлю и к реке. Остальное - пустует. Возможно - потому что градоначальникам всё-же знакома эта легенда и обстоятельства, которые заставили меня (а по прочтении этого опуса - вероятно и вас) поверить в её правдивость...

Когда-то здесь протекала река. Живущие в Кремле брали воду из ключей, бивших за стенами (один из них жив до сих пор), а посадские жители - пили из Почайны. И первая легенда, берущая начало ещё в те времена, когда рекам поклонялись наравне с богами, - это рассказ о том, как Почайну обидели.

"Невелика была нижегородская речка Почайна, что протекала по оврагу возле кремлёвского холма, но полезна местным людям, и не только своею водой. Если она чернела, предвещала нашествие врагов, и город, заранее подготовившись, не раз разбивал у стен противника, отражал его набеги. Когда же наступило спокойствие [...], народ стал славить прежние победы, называя при этом и Волгу, и Оку, и Днепр, и Дон - только не Почайну. Огорчилась та и давай плакать: "Уж я ль не на страже была!.. Велика Волга - и слава ей! А была ли ей заботушка о Руси, как мне, печалиться?". В ответ нижегородцы только усмехнулись, забыв, видно, про прошлую славу реки. Тогда Почайна пожаловалась Волге, прося её заступиться за свою дочку. Но обиженная матушка отказала в помощи: "Много люди лиха молвили про тебя, да ещё мало ста... Пожалею - всю изобидели?! Так почто же пришла с жалобой ко мне, хвасть-переметчица?!". Разбушевалась озлобленная Волга, понесла горы песку жёлтого, чтобы замкнуть путь Почайне. Не стало выхода ей, а вода с верховьев всё прибывала и прибывала. Вот она из берегов выступила и затопила прибрежные постройки гольтепы. Взмолились окрестные жители, и расступилась сыра земля, приняла в себя речку и опять сомкнулась."

Цитировал я сборник "Легенды и предания Волги-реки" Владимира Николаевича Морохина, краеведа, проведшего 50 лет в фольклорных экспедициях. Оттуда же будут и почти все остальные истории.

Итак, Почайна ушла под землю, и нижегородцам (а точнее - нижегородкам) пришлось ходить за водой к Волге. Да и до этого ежедневный спуск к Почайне и подъём по крутым склонам с полными вёдрами требовал богатырской мощи. Видимо, постоянные тренировки и сделали наших женщин настолько сильными, что когда однажды утром к городу подошёл монгольский отряд, бабы, вышедшие за водой, сумели его разгромить самостоятельно, пользуясь одними только коромыслами. Но сила эта и стала причиной проклятия, наложенного на город.

"Плыл святой Макарий вниз по реке Оке, плыл вниз до самого Нижнего и пристал здесь на речке Почайне. Вышел он на берег, но жители его не приняли. Не понравился почему-то Макарий нижегородским бабам, стиравшим здесь в ту пору бельё, и прогнали они его от Нижнего руготнёю да вальками. "Будь же проклят этот город, - сказал Макарий, - пусть эта речка во время светопредставления станет большой рекой и потопит город!""

Кого же на этот раз обидели наши предки? Святой Макарий - реальный исторический персонаж, основатель Макарьевского монастыря (1435) и кучи других обителей. Умер он 25 июля (7 августа по новому стилю) 1444 года в Унженске в возрасте 95 лет. Как при жизни, так и после смерти прославился в качестве целителя и чудотворца. В официальные жития факт проклятия Нижнего Новгорода не включен, зато там есть другой эпизод. Когда в 1522 году татары осадили и подожгли Унженск, горожане взмолились своему небесному покровителю. "Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих. Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск; многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи. Тут же открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили. Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими." Ещё один факт, свидетельствующий о том, что водная стихия была подвластна старцу - в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой до сих пор не иссяк колодец, лично им выкопанный.

Можно верить или не верить в православного бога, но проклятия таких людей, как Макарий, обычно сбываются, какую бы веру они не исповедовали. Мы пока не знаем, когда сбудется наше. Знаем лишь, при каких обстоятельствах.

"Есть в Нижнем Новгороде подле крепости маленький ручеёк; он течёт по оврагам и близ Никольской церкви впадает в Волгу. Зовут его Почайной и, говорят, что Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, назвал так этот ручей, будучи поражён сходством местоположения нижегородского с местоположением киевским. В том месте, где Почайна берёт своё начало, есть большой камень, на котором прежде было что-то написано, но теперь уже стёрлось. От этого камня зависит судьба Нижнего Новгорода: в последнее время он сдвинется с места; из-под него выступит вода и потопит весь Нижний."

Владимирский князь Юрий Всеволодович (1188—1238), второй сын Всеволода Большое Гнездо, тоже фигура весьма примечательная. Князь не выиграл ни одного крупного сражения: все его победы происходили только при значительном перевесе в силах, который использовался для устрашения; в бою же на равных Юрий Всеволодович всегда оказывался бит. Он не был отважным воеводой, зато был гением в экономике и в дипломатии. Территория княжества в его правление сильно выросла и городов новых основалось много. Погиб Юрий Всеволодович, собирая на реке Сить (Ярославская обл.) войска, оставшиеся после взятия Рязани Батыем. Войска соединиться так и не успели, зато память о себе он оставил добрую. Даже в летописях, составленных врагами князя, о нём отзываются уважительно, а о его знакомстве с некими тайными знаниями свидетельствует четвёртая легенда.

"Старики из мордвы, узнав о прибытии русского князя, послали ему с молодыми людьми говядины и пива. Молодые же люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю принесли земли да воды. Князь-мурза обрадовался этому дару, принял его в знак покорности мордовского племени и поплыл далее по Волге-реке. Где кинет на берег горсть подаренной ему недогадливой мордовской молодёжью земли - там быть городу, где бросит щепотку - там быть селу..."

***

Теперь вернёмся в наше время и посмотрим на современную карту области. Карта должна быть достаточно подробной, чтобы было видно главное - реки.

Северо-восток, низкий берег Волги - "леса", ровное пространство, когда-то покрытое тайгой (да и сейчас, после всех пожаров и нашествия садоводов, участки старого леса иногда видны даже недалеко от трассы). Где нет тайги - болота (Светлояр как раз в такой местности). Дорога, оставленная без присмотра, разрушается через несколько лет. Глухомань. Недаром в эти места бежали прятаться от всех властей, а языческую традицию не смогли прервать ни Пётр, ни Ленин. Даже среди славянского населения массовое язычество сохранялось (по Мельникову-Печерскому) до начала 19-го века, а знахарки - практикуют (по моему личному опыту) и по сей день.

Юг, высокий берег Волги - "горы". Холмистая местность; леса к югу постепенно сходят на нет, уступая лугам, а болота остаются. И везде - реки, речки, ручьи, родники. Область насыщена водой, сухих мест достаточно мало. На западе, в известняковых почвах, есть пещеры. Иногда почва внезапно уходит вниз, и на месте провала, заполняющегося подземными водами, образуется идеально круглое карстовое озеро.

Иногда под воду внезапно уходят целые города. Самая известная легенда - об озере Светлояр, на месте которого располагался Китеж. Озеро расположено недалеко от нынешнего села Владимирского, и на Ивана Купалу туда уже лет 300 съезжаются искатели тайн и эзотерики. Сейчас их стало чересчур много - от излишка купающихся кристально-чистая вода Светлояра к концу паломничества становится мутной жижей.

Похожая легенда об уходе под воду города связана и с озером Нестияр, описаны также случаи погружения нескольких чувашских сёл. Ближайший к железной дороге провал - озеро Круглое (платформа Озеро на кировском направлении), но с ним никаких историй не связано (по крайней мере, мне они неизвестны).

По данным геологов, практически вся территория области - один большой резервуар. Под нашими ногами - целое подземное море. Почти весь юг и восток области берут воду от артезианских скважин; вода, набранная там из обычной колонки, не портится, даже если налита в обычную полторашку. К тому же, в последнее время пробурены более глубокие скважины и область экспортирует минералку, полученную с глубин. Ещё ниже - лежат целебные грязи. В общем, не область, а огромный ковчег.

***

Люди, знающие воду и умеющие общаться с ней, были раньше в каждой деревне. Они искали место, где лучше вырыть колодец, говорили, где стоит строить дом, дабы его не снесло наводнением, так что знание о возможности опускания местности под воду также вполне могло у них быть. Равно как и умение заговорить реку.

"В Узолу, что течёт по Городецкому району, с правой стороны впадает маленькая речка Чудка. Она то появится, то на иное лето совсем пересохнет. Говорят, это у неё от проклятия. На берегу реки когда-то жил поп с попадьёй. И сынишка у них был. А река была большая, полноводная. И вот сынишка этот как-то пошёл купаться на эту речку и утонул. Мать плакала-плакала да эту речку и прокляла в сердцах. И тут случилось чудо - в верховьях реки закрылись ключи и она стала пересыхать. [...] Но, говорят, у этого проклятия есть срок. Пройдёт несколько веков, и ключи снова откроются, будет Чудка большой и всё в округе зальёт."

Если сложить вместе все факты, проклятие святого Макария перестаёт быть легендой. Сторонники рационального подхода ко всему на свете могут пропустить следующий абзац, а для тех, кому интересно, приведу мои размышления. Это только версия, попытка связать факты воедино; на самом же деле всё могло быть иначе.

 Юрий Всеволодович в 1221 году решает основать крепость в очень выгодном с экономической точки зрения месте. Небольшой на первых порах военный гарнизон и кучка переселенцев благодаря дипломатическому таланту князя находят радушный приём у местного населения (эрзя, мокша, марийцев и чувашей), и князь, предупреждённый ими о нестабильности места, проводит некий обряд, укрепляющий основание города (память о нём сохранилась в легенде о дарении земли). В месте силы у начала Почайны устанавливается камень - ключ к заклятью, а горожан князь обязывает проводить стабилизирующие обряды (благодарить реку). Юрий Всеволодович погибает - и сразу что-то разлаживается: под воду одновременно уходят Китеж и монастырь озера Нестияр. В самом Нижнем в течение двух веков заклятье держится и даже, возможно, выполняет некоторые иные функции (легенда о предупреждающей об опасности реке). Тут появляется святой Макарий, наши предки его обижают и он проклинает город. Но с чего вдруг бабы набросились на старика? А давайте вспомним поведение христианских святых. Обнаружив объект поклонения, они первым делом стремятся его уничтожить. А Макарий обнаруживает не просто идола, а что-то непонятное и действительно мощное - камень-ключ стабилизирующего заклятья! Представьте себе картину - женщины полощут бельё, появляется какой-то старик... А край кишит разбойниками, ордынскими и московскими шпионами, только и мечтающими уничтожить Нижегородское Княжество (бывшее суверенным государством с 1341 по 1392, с 1411 по 1414 и в 40-е годы 15-го века)... Старик подходит к камню и начинает, изрыгая проклятия, лупить посохом (монашеский посох того времени - небольшой такой железный ломик) по главной святыне горожан, без которой они не выживут! Были бы стиравшие бельё слабым полом, убежали бы с визгом в город, Макарий разбил бы камень, наложил бы собственное слово и всё бы обошлось. Но они оказались из тех, что слона на скаку остановят и хобот ему оторвут, так что старика прогоняют, оставляя жизнь лишь из уважения к монашеской одежде, а тот продолжает призывать кары небесные на головы нехристей и язычников. Бабы не отстают. Слово за слово, обида растёт, Макарий решается - и делает нечто. Из города спешит подмога... поздно. Понимающие люди в ужасе - кто крестится, кто призывает Рода со Сварогом, а Почайна уже выходит из берегов. С каждым днём вода прибывает, затапливая дома бедноты. Горожане срочно организуют общее моление, жрецы соседних племён приносят жертвы своим богам - и происходит чудо. Мать Сыра Земля милостиво прощает своих правнуков, уводя Почайну вглубь, но заклятье с тех пор теряет стабильность. Горожане маскируют камень, стирая с него священные символы и решают сохранить тайну, передавая её из поколения в поколение. Правда открывается только человеку, пришедшему к власти в Нижнем; неважно кому - своему, ордынцу или московиту...


Возможно, всё было и не так, но камень-ключ до сих пор лежит где-то в Почайнском овраге, не давая Нижнему Новгороду испытать участь Китежа. Коли сдвинуть этот камень с места - вмиг рухнет заветное слово, сбудется проклятье святого Макария и город опустится под воду.

Commander Хэлл


Литература:

1) В.Н.Морохин "Легенды и предания Волги-реки", Нижний Новгород, "Книги", 2002г.
2) "Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский", http://www.prilutsk.mrezha.ru/zitie/makarii_zeltovod.htm
3) "Юрий Всеволодович, великий князь Владимирский, Георгий II Всеволодович", статья в словаре Брокгауза и Ефрона (энциклопедия Yandex)
4) В.А.Кучкин "Суздальско-Нижегородское княжество", статья в Большой Советской Энциклопедии (энциклопедия Yandex)
5) П.П.Мельников (Андрей Печерский) "В Лесах", "На Горах", Горький, "Волго-Вятское Книжное Издательство", 1977-79гг.
6) "Светлояр-96, нормальные герои всегда идут в обход", Нижний Новгород, газета "Молодёжная Стрелка" N°7-1996, стр.4-5
7) "История Русской Церкви", издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991г.

Вход


Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail
Молодёжная стрелка© 2003-2006 Молодёжная стрелка