Статьи
|
Нижегородские кельтыСправка: «The Racoons», они же «Еноты» (от английского «racoon» - енот) — единственная нижегородская группа, работающая в жанре кельтского фолка. Коллектив сложился в 1997 году. А с 2001 года группа активно начала осваивать кельтскую сцену обеих столиц. В составе группы: Михаил Сауткин — гитара, вокал, tin whistle, блок-флейта, губная гармошка; Антон Гурьев — соло-гитара, вокал; Максим Севериновский — скрипка; Алексей Шеянов — бас-гитара; Дмитрий Иванов—барабаны. В августе прошлого года группа записала альбом «Ticket to Dublin».
Над Ирландией садится солнце, где-то в маленькой деревушке играет волынка, пиликает скрипка и тонко высвистывает дудочка… В пабе стучат кружки и каблуки подвыпивших танцоров. Звучат песни. Как всегда о любви, о родной Ирландии и о том, что у соседа O`Дейли порвались штаны... Но хватит мечтать о далекой Ирландии, кельтский фолк можно послушать и в Нижнем. Для этого мы пригласили в гости группу «The Racoons».
Рассказывает Михаил Сауткин.
— Вообще, изначально мы битломаны. С момента основания группы года три играли кавер-версии известных и подзабытых «шестидесятников» – «Rolling Stones», «Kinks», «The Who», ну и, конечно, «The Beatles». Кстати, наше название также говорит о битломанском прошлом: «Rocky Racoon» - это песня с «Белого Альбома». А в 2001 году мы решили заняться кельтским фолком, взяли в коллектив скрипача Максима Севериновского и стали делать фолк-роковую программу. Вообще кельтской культурой и ирландской музыкой я увлекся году так в 1996, еще когда учился в инязе. Но тогда и не мечтал о том, что когда-нибудь сам буду играть эту музыку.
— Почему из многочисленных музыкальных направлений вы выбрали именно фолк-рок? Это сегодня популярно?
— Если бы мы выбирали то, что популярно на сегодняшний день в этой стране, то, наверное, играли бы в стиле «Руки Вверх!» (Ха-ха…). Но вообще, я бы не сказал, что мы занимаемся чем-то сверхоригинальным. Кельтская музыка безумно популярна во всем мире еще с 60-х годов, а в начале 90-х случилась вторая волна увлечения кельтами. Появилось танцевальное шоу Riverdance Майкла Флэтли, сняли «Храброе сердце». В кельтском фолке на самом деле уже много попсовых штампов. Но мы играем кельтский фолк так, как сами его чувствуем, и делаем это через призму той музыки, на которой выросли - музыке 60-х. Поэтому «The Racoons» — это фолк-рок.
— Быть в гордом провинциальном одиночестве не скучно? Да и чем отличается столичная кельтская тусовка?
— Нужно сказать, что в наших столицах группам намного легче поведать миру о своем существовании, поскольку в Нижнем Новгороде кельтской тусовки как таковой не существует. А в Москве и Питере много исполнителей, много концертных площадок. К тому же люди занимаются ирландскими танцами — в одной Москве 3 школы ирландского степа. Кроме того, в столицах все завязано на коммерции, и это так или иначе стимулирует музыкантов к профессиональному росту. В Москве люди зарабатывают на концертах вполне приличные деньги. Питерцы обвиняют москвичей в их коммерциализации. Тем временем сами, отыграв «для души» в родных кабаках, едут в Финляндию, и там зарабатывают уже в твердой валюте. У нас, конечно, никакими заработками пока не пахнет. Так, на пиво хватает и ладно…
— Какие музыкальные инструменты отличают ваш фолк?
— Наш нынешний саунд, безусловно, многим обязан скрипке (fiddle), которая присутствует практически во всей нашей музыке. У нашего скрипача классическое образование, но он неплохо постепенно осваивает фолковую манеру игры. Дудочка tin whistle, к сожалению, звучит реже, поскольку играю на ней я один, а на мне еще вокал и ритм-гитара. Обычно в команде на висле и волынке играет отдельный музыкант. Тин висл — инструмент необычный, но и простой до ужаса. Свой висл я купил себе пару лет назад в Германии за 14 марок. А у нас этот копеечный инструмент почему-то не продается. Чтобы научиться на нем играть так же, как, например, мой кумир флейтистка Мэри Бергин, нужно потратить годы. Но зато висл подкупает своим неповторимым звуком: еще ничего толком играть не умеешь, а звучишь уже как «настоящий»!
— Скрипка, тин висл… А где волынка?
— Волынка нам, безусловно, не помешала бы, но настоящая ирландская волынка uillean pipes стоит бешеных денег, а дешевые мастеровые галисийские волынки, которые продают в Москве и Питере за 300-500$, не всегда представляют собой солидный инструмент. Может, со временем я и прикуплю себе что-нибудь подобное. А вообще мне странно, когда говорят, что без волынки — это не кельтская музыка. В кельтской традиции море других инструментов, «помладше» волынки, которые давно и твердо заняли в ней свое место. Скрипка в их числе. И потом, мы же не играем народную музыку в чистом виде. Мы играем фолк-рок и к аутентичному звучанию особо не стремимся. Мы просто фантазируем на кельтскую тематику.
— Вы играете чужую музыку, нет желания «дофантазироваться» до чего-то своего?
— Кельтская музыка специфична тем, что здесь нет понятия «чужая». Народная музыка - она и общая, и ничья одновременно. Ведь существуют сотни песен и сотни мелодий, которые один и тот же музыкант не сыграет два раза одинаково. Каждая группа ориентируется на какие-то стандарты, но так или иначе делает что-то свое. Вообще, кельтский фолк – огромный и многожанровый пласт музыки, сопоставимый по степени влияния разве что с джазом. И, на мой взгляд, в нем есть простор для эклектики, для эксперимента. А что касается нас, до поворота в фолк мы писали свои песни. В новом направлении мы пока этим похвастаться не можем. Просто пока ищем свой звук, а когда найдем его, то подберем и слова.
— На каких языках вы поете?
— Поем в основном на английском. Во-первых, большинство нашего ирландского репертуара на английском, а во-вторых, мы привыкли к нему еще в рок-н-ролльные времена. Бретонские песни я пою по-французски. Москвичи и питерцы часто исполняют свои песни на кельтских языках. Это, конечно стильно, но я, например, не знаю ни ирландского, ни бретонского, а как можно петь, не понимая, о чем ты поешь?
— И о будущем…
— Пока мы выступаем в «Домике Петра» и «Берлоге». Иногда выбираемся на гастроли в Москву и Питер — там нас уже знают. Чего хотим? Во-первых, хочется найти хорошего менеджера, поскольку самим заниматься собственной раскруткой весьма проблематично. А во-вторых, хочется в Европу… Кельтские тусовки есть во Франции, в Германии, Италии, Чехии, Польше, да по всей Европе, и поиграть для тамошней публики было бы весьма заманчиво.
|
|