Статьи
|
Без кнопок, без колёс, зато летаетПоложение человека, чья деятельность связана с информационными технологиями, мало изменилось со времён царя Хаммурапи: всё та же скрюченная поза, однообразные движения и взгляд, направленный в одну точку.
Администратору допотопных баз данных требовались всего две вещи - глиняная табличка и костяная палочка, а в наше время разнообразие офисной техники заметно увеличилось.
Электроника на столе, под столом, в карманах... Даже на голову и то надеты наушники. Одна рука на клавиатуре, другая держит мышь, взгляд устремлён в экран... Вокруг провода; надо помнить, что стул лучше не двигать - модем сшибёшь. Звонок! То ли телефон (неосторожно дёрнешь рукой - падает на пол), то ли пейджер в кармане, то ли мультик про Масяню на соседнем компе...
Кажется, что техника готова поглотить человека и остаётся только одна надежда - если когда-то глиняные таблички сменились лёгким и гибким папирусом, то, может, и сейчас придумают что-нибудь поудобнее. Само собой, если раньше мониторы были в основном с диагональю 14 дюймов, потом 17, то скоро появятся и 30-дюймовые, "но уже дороже". Техника не отвергает прямолинейного развития. Наверняка где-нибудь лежит гранитная плита 50 на 50 метров с Большой Шумерской Энциклопедией, но люди уже 5000 лет предпочитают другие носители.
Вот и сейчас - провода всем надоели и от них пытаются избавиться. С момента изобретения радио всё больше информации передаётся без кабеля, а с удешевлением сотовых телефонов процесс заметно ускорился. В компьютерное железо беспроводные технологии тоже постепенно проникают. Наиболее продвинутые мышки уже года три назад были без хвостов, зато на батарейках; с радионаушниками сейчас можно спокойно ходить по квартире, не опасаясь сдёрнуть музыкальный центр с полки, а комп - со стола. Если так дело пойдёт и дальше, то достаточно будет просто поместить компоненты компьютера в одну квартиру, и они сами договорятся, кто из них системный блок, кто принтер, кто клавиатура, а кто холодильник.
Именно холодильник, я не оговорился. Любой бытовой автомат, выпущенный в этом веке, имеет логическое устройство, а в некоторых, вроде телевизора, стоит не один процессор - и помощнее того, который в конце шестидесятых управлял посадкой "Аполлонов" на Луну. Уже сейчас выпускаются стиральные машины и холодильники, которыми можно управлять по интернету, а через несколько лет их станет так много, что человечество даже заранее к этому приготовилось, перейдя на шестибайтовую систему интернет-адресов вместо старой четырёхбайтовой.
Но вернёмся к компьютерам. Им больше всего не везёт с прогнозами - уж больно быстро они развиваются. Даже когда появились первые ноутбуки (чемоданы весом в 12 килограммов), фантасты всё ещё снаряжали свои космические линкоры компьютерами на перфолентах. Нынче, если посмотреть любой боевик, мы увидим, что и в 22-м, и в 23-м веке компьютерная клавиатура не изменится. А она уже изменилась. Стандартные 103 клавиши уходят в историю вместе с костяной палочкой и перфоратором. На смену им приходит нечто компактное, вроде небольших клавиатур органайзеров или сотовых, да и способ ввода меняется. Роль клавиатуры всё больше берут на себя другие устройства: появляются программы рукописного и голосового ввода; в элементарном случае - клавиатура просто рисуется где-нибудь в уголке экрана.
С голосовым вводом пока не всё гладко. Простейшие звуковые команды компьютеры научились распознавать ещё в конце шестидесятых, но на этом всё и остановилось. Программы далеки от совершенства, и добиться приемлемого результата от них может только обладатель безупречного оксфордского произношения или же недюжинного терпения, необходимого для натаскивания родной железки на особенности собственной речи. Дело в том, что для того, чтобы правильно понять команду, надо правильно понять человеческую речь, а для этого компьютер должен стать человеком. К счастью, до полноценных мозгов процессоры ещё не доросли.
Остаётся монитор. А почему, собственно, он должен стоять на столе? Почему бы самому столу не стать экраном? К тому сейчас и идёт наука, причём тремя путями. Во-первых, можно сделать проектор, выводящий изображение на любую поверхность. Можно обойтись и вовсе без поверхности, создавая трёхмерное изображение в воздухе перед глазами пользователя. Во-вторых, можно наоборот приблизить монитор к глазу, как это уже реализовано во всевозможных виртуальных шлемах и очках. Можно даже наложить изображение той же клавиатуры и мышки на обычный стол: человек орудует видимыми только ему виртуальными устройствами, хотя на самом деле нажимает и двигает пустое место, а датчики, отслеживая перемещения рук, передают сигналы обычным драйверам мыши и клавиатуры. В-третьих, можно просто сделать очень большой монитор и положить его экраном кверху - всё равно они все сверхплоские. Таким образом, рабочий стол операционной системы и обычный рабочий стол снова сделаются одним понятием.
Что-то появляется, а что-то отмирает. Первым, скорее всего, станет сканер. Обладателю цифрового фотоаппарата он уже не нужен - больно медленный. А с распространением цифровых видеокамер и с улучшением программ распознавания текста (в отличие от речи, здесь в последние два года прогресс заметный) сканирование станет совсем ненужным. За сканером уйдут в историю дисководы с дискетами 1.44 дюйма: файлы становятся больше. Некоторые модели компьютеров Apple уже заменили дисковод на CD-RW. Следом отправятся, как ни горько с ними расставаться бывалым компьютерщикам, клавиатура и мышь. Потом исчезнут стационарный телефон и модем, сменившись своими мобильными собратьями или просто интегрировавшись в системный блок. Сам системный блок, скорее всего, уменьшится со временем до размеров наручных часов, а значит, и место ему будет на руке или - в виде украшения - на шее.
Вот мы и дошли до человека будущего. На руке - системный блок, в ушах - наушники, на глазах - очки виртуальной реальности, оснащённые встроенными видеокамерой, проектором и небольшой антенной (для связи с внешним миром), по карманам распиханы дополнительные модули памяти. Энергии эти устройства требуют так мало, что способны подзаряжаться от тепла человеческого тела или от солнечных батарей (как нынешние калькуляторы). И - никаких проводов! Разве что переходники для сопряжения с немобильными устройствами.
Проблема апгрейда будет решаться двумя способами: дешёвые устройства, скорее всего, будут разовыми, а дорогие - способными на некоторое самоусовершенствование. Уже сейчас все материнские платы могут обновлять прошивку BIOS, а некоторые модели процессоров способны вносить изменения в свою логическую структуру. Если для какой-то задачи машине не будет хватать ресурсов, её операционная система будет способна позаимствовать их у соседних компьютеров (если, конечно, хозяева разрешат) и организовать распределённые вычисления...
Хакеры, читая предыдущий абзац, наверняка не раз потёрли руки в предвкушении богатой добычи. Но не стоит забывать, что и программы на месте стоять не будут. Просто война троянов и файрволлов, а также вирусов и антивирусов, перейдёт на новый этап.
А в это время в секретных (и не очень) лабораториях уже ведутся жутко дорогие эксперименты, результатом которых станет создание квантового компьютера. Дело в том, что сейчас производительность процессоров каждый год увеличивается вдвое. Закономерность эту обнаружил в 1965-м Гордон Мур, поэтому называется она законом Мура. Рост производительности сейчас идёт за счёт увеличения тактовой частоты процессоров (больше частота - больше вычислений в единицу времени) и усложнения архитектуры (процессор сейчас не просто считает, он ещё и пытается предугадать, что ему придётся делать в дальнейшем, и, если можно, делает это заранее). С архитектурой пока никаких осложнений не предвидится - мозги разработчиков непрерывно разрождаются новыми идеями, а вот на пути увеличения частоты то и дело встают законы природы, которые приходится как-то обходить. Пока - успешно, но вот барьер в миллион гигагерц (частота атомных переходов) перескочить не удастся. Путём несложных вычислений получаем, что при нынешних темпах до миллиона мы доберёмся лет за 20, а дальше придётся делать компьютеры не из атомов, а из чего-нибудь другого, что побыстрее. Вот квантовый компьютер, к примеру, из одних электронов сделан. Пока удалось создать компьютер только из семи электронов, и единственное, что он умеет - это разлагать число 15 на множители - 5 и 3, зато делает он это мгновенно. Два десятка лет на доделку - и будем гонять квантовых монстров!
Правда, к тому времени частота, возможно, станет таким же устаревшим параметром, как нынче количество транзисторов в прцессоре, а крутизну тачки мерять будут в чём-нибудь другом - в килоспинах электронов, например.
Но это - уже из области предположений.
***
А вообще-то - с компьютеpами может пpоизойти то же самое, что и с освоением космоса.
Там тоже все пpекpасно сначала было, даже на Лyнy слетали. А потом - не то технология дошла до своего пpедела, не то все, кто это делал, на пенсию yшли - и все остановилось. Конечно, пpогpесс какой-то есть: связь там всякая, телевидение спyтниковое... Hо где постоянные поселения на Лyне? Где яблони на Маpсе? Где витавший в воздyхе пpоект изменения атмосфеpы Венеpы на пpигоднyю для дыхания человека? Где, в конечном итоге, космические энеpгосистемы?
Hетy.
То же и с компьютеpами. В космосе на скоpость света напоpолись и на инеpцию, так что и в слyчае с компьютеpами может вылезти какой-нибyдь хитpый закон пpиpоды и сказать: "Всё. Дальше - нельзя!".
И остановимся снова на половине пyти. А фантасты еще лет двадцать бyдyт кибеpпанк писать. И бyдет там всемиpно-бесплатная Сеть и наpyчные компы y каждого бомжа, и бyдyт схватки боевые (да говоpят, еще какие)...
Александр Виноградов
Впервые опубликовано в газете "Интернет-лоцман" - http://www.birzhaplus.sandy.ru/i-locman/bl70247.htm.
|
|