Статьи
|
Пролетарии всех стран во имя Отца, Сына и Святого Духа: снимается кино!Никогда не думала, что меня после четырехлетнего отдыха от студенческих лет можно затащить на лекцию. Да еще по журналистике, от которой я на работе слегка устаю. Вдобавок по духовной публицистике (это меня-то, пантеистку!). И потом не вытянешь за уши, там ведь интересно оказалось. А дело было так: иду я как-то утром по коридору клуба лагеря "Чайка" и натыкаюсь на кабинет, где Туманов - зам. декана журфака Казанского государственного университета собирается эту самую лекцию давать. Причем, при моральной поддержке представительницы тульской газеты "Благодатный отрок Варфоломей", которая похвалила нижегородскую газету "Утя" за духовную рубрику посреди светских страниц.
Изучение духовной публицистики - совершенно новая дисциплина, но, как выяснилось, самая основная для понимания истории журналистики в целом, и этим сейчас занимается Санкт-петербургский университет. Даже готовится соответствующий учебник. А началась все в незапамятные времена, и первыми публицистами были ученики Христа, несущие его Слово в мир. Но с тех пор утекло немало воды.
Собственно, духовная публицистика предназначена для нас, светских людей - она объясняет всяческие церковные нормы и догматы. А есть еще и религиозная, как бы для внутреннего пользования служителей культа. Все произошло еще в Древней Руси от двух жанров - логоса и гомилии. К первому относятся всевозможные документы, содержащие духовные догматы или анализирующие какие-нибудь общественные проблемы. Сюда же относится слово - произведение, построенное на "плетении словес" и призванное отразить красоту Бога, мира. Например, "Слово о законе и благодати" Иллариона, где автор размышляет о том, каким должен быть государь, чтобы его подопечные удостоились благодати, или "Слово о молении Даниила Заточника".
Гомилия - передача безыскусной, простой беседы на заданную тему. Именно из нее впоследствии выйдет публицистика в чистом виде.
Примерно в 10-11 веках из этих двух направлений рождается целая система жанров:
Личный уклад жизни - в ней автор, вероятно, не страдающий скромностью, своим примером показывает, каким замечательным нужно быть, как жертвовать собой во имя высоких идей. А уж отдельные уклады образовывали агиографии.
Послание (о, ликуй, сорокоман!) - главный московский иерарх рассылал по местам, областям и весям разные мысли и указания. Жаль, что они не додумались еще тогда параллельно переписываться между собой - первый номер МС вышел бы на тыщу лет раньше!
Поучения - за четвертой чашей на пиру вставал священник, приглашенный в дом и высказывал всяческие пожелания хозяевам и самому дому.
Нравоучительная повесть (что-то типа Макса Фрая, "Гарри Поттера", ВК) - в развлекательной форме, любителям легкого чтива и легких мыслей, предлагались всякие истории, изобилующие положительными и отрицательными примерами из жизни. Например, "Повесть о Петре и Февронии", где говорится, кажется, о том, что женщины должны быть бдительны, а то придет какой-нибудь змий в образе мужа и как соблазнит! (Это случайно не сюжет "Чужих" или Олдей каких-нибудь?).
Гомилия для неграмотных - то есть, иконы. То же своего рода тексты - читать не умеешь, смотри, просвещайся. Говорят, сильный эффект производило на простой народ изображение варящегося в адовом котле... Льва Толстого.
Конечно, тут нельзя не упомянуть знаменитую "Троицу" Андрея Рублева. Она построена на принципиальном переосмыслении церковных канонов и обращается сразу к двум традициям символического изображения Святой Троицы - трех ангелов, навестивших дом Авраама и Крещению Господню в водах Иордана. Когда смотришь на эту икону или ее репродукцию, создается ощущение замкнутого круга. Этот неспроста, ведь круг - символ вечности. За плечами каждого ангела - аллегорическое изображение, указующее, на то, кого именно представляет ангел. Дом, строение символизирует Бога-отца, дерево - жизнь, Бога-сына, гора - Святого Духа.
Идея этого шедевра - объединение раздробленной Руси, за которое так ратовал Сергий Радонежский. Кстати, именно от него пошла традиция встречать гостей хлебом и солью, хлеб - тело Христово, соль - суть Учения. А полотенце, на которых они подаются, как бы защищает их от всего низменного и нечистого.
Вот и получается, что соответствующее воздействие оказывалось на разные по социальным, интеллектуальным и прочим критериям слои населения. Из трех основных функций публицистики - воздействия, общения и сообщения, превосходно себя чувствовала первая, объясняя человеку устройство мира и Церкви, насаждая церковную догматику, поддерживая патриотизм.
Также мы услышали оригинальную версию крещения Руси. Оказывается, князь Владимир, закоренелый язычник, очень любил приносить богам человеческие жертвы. И, к тому же, имел пять официальных жен и триста наложниц. Это невероятно сложно себе представить, но еще менее на правду похоже следующее: одной из наложниц князя стала девушка-христианка, от нее-то якобы Владимир и научился всему хорошему. Но больше это похоже на легенду или сюжет псевдоисторического фильма в стиле "Дракулы" Стокера, только наоборот.
Первоначально на новокрещенной Руси центрами духовной публицистики были монастыри, и она была призвана донести до язычника понятие греха, вообще отсутствующее в его мировоззрении. Но дальше все пошло и поехало по совершенно непохожему ни на что сценарию с местным колоритом. Стало хорошим тоном заводить собственную церковь при боярском доме.
Квалифицированных священников, умеющих грамотно вести службу и понимающих смысл обрядов, катастрофически не хватало. Поэтому первого попавшегося холопа назначали священником - он честно пытался вести, как понимал, а понимал зачастую не очень. Вот так и возникали "толоконные лбы".
В результате всех этих самоуправств Русь отходит от греческих канонов, христианская традиция причудливо мешается с языческой, что ныне мы видим в именах народных святых, всевозможных суевериях и праздниках. Высокая публицистика же в это время занималась различными догматическими вопросами, вроде, считать ли Христа Богом и тому подобным.
При Алексее Тишайшем очень активно проявили себя два священника из Нижегородской губернии. Они решили, что церковь должна управлять государством, а царь - подчиняться высшему духовному лицу - патриарху, за которым закрепляется титул государя. Никон создан Новоиерусалимский монастырь на реке Истра. Задумывался он чуть ли не как центр вселенской церкви, которой подчиняются все остальные. Церковь имела пять престолов, центральный из которых Никон, конечно, прочил себе. Остальные четыре партиарха должны были съезжаться к нему на службу. Также Никон призывал произвести большую сверку русских церковных книг с греческими, не учтя того факта, что первоисточники который раз переписаны и сами уже отличаются от оригинала. Протопоп Аввакум возглавил несогласных со всем этим, но пошел еще дальше, выдвинув свою кандидатуру в качестве святого еще при жизни, то есть, намекнул, что неплохо его было бы канонизировать (учись, Коммандер, у земляка!), написав свое собственное житие, что вообще-то было принято посмертно и от третьего лица.
Но потом пришел Петр I и навел порядок, отделив церковь от государства. Есть интересный исторический факт: Емельян Пугачев сотоварищи молился в одной церкви, чтобы буквально тут же разграбить другую. И отмазка у него была подходящей: мол, де это церковь была неправильной, нетрадиционной.
Отделение церкви от государства привело к падению уровня и авторитета священников в обществе. Зато на свет родилась светская публицистика и заполнила нишу духовной. Начались относительно спокойные годы без патриархов.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого веков философские искания как-то вплотную подошли к богословию. Происходят странные вещи. По сюжету всплывает фигура отца Введенского и его последователей, которые усмотрели идентичность в Библии и... манифесте коммунистической партии. Христу, конечно же, отводилась скромная роль первого коммуниста на Земле (если вспоминать недавнюю историю, кем только бедного Учителя не считали - и первым хиппи, и первым негром!). Но народ оказался не дураком, и эти пиарровские штучки не прошли.
Хотя...
Если вдуматься. Ну, чем Маркс, Энгельс и Ленин - не суррогат Троицы? А как вам такой посыл: "Как учит коммунистическая партия, газы при нагревании расширяются", - это пример процитировал Туманов из какой-то старинной книги.
То, что было с религиозной жизнью в этой стране после семнадцатого года - просто не лезет ни в какие ворота. В 1930 году на взрыв храма Христа Спасителя распространяются пригласительные билеты! Как будто бы он не строился в прошлом веке на народные деньги в честь победы русских над Наполеоном. А все потому что храм имел при себе публичную библиотеку, певческие школы и школы философской догматики, обучал людей грамотности. Разве могло Учение Партии терпеть под боком такого конкурента!
Правда, для Сталина уроки семинарии не прошли совсем даром. Говорят, он строил свои обращения к народу на основе гомилетики и тем добивался успеха и действенности. Например, в трудную для страны минуту он начинал воззвания со слов "Братья и сестры", а не какие-нибудь там "товарищи", которые еще и тамбовские волки.
В 1943 году вождь решает... восстановить патриаршество. Видимо, причину следует искать в бремени военного времени, реликтах юношеского образования со смесью остатков веры или, скорее, здоровом прагматизме. И в видении одного сербского духовного лица, Епископа Ливанских гор, согласно которому Бог покарает Россию за безбожие. Видение было получено во время длительного поста под землей.
Сталин вызывает к себе трех митрополитов, с которыми ведет тайную ночную беседу. На роль главы церкви, призванной цементировать коммунистический строй, избран Сергий.
Есть свидетельства чудес того времени. Говорят, что на фронтах лицезрели образ Богоматери. А Ленинград не был взят еще и потому, что город обнесли иконой.
Как это ни странно, при Гитлере в Германии в два раза увеличилось количество церквей, кроме того, он спонсировал строительство православных храмов для русских эмигрантов. Некоторые русские священники до сих пор его помнят, даже молятся о душе. На территории России, выборочно, вроде, там, где не свирепствовали партизаны, тоже открывал храмы. А местные жители встречали немецкие войска как освободителей, с иконами. И все были довольны. И можно было бы ко всему только что перечисленному отнестись как к изящной исторической версии... Но тут прямо в кабинете отыскался очевидец. Дядя лет сорока-пятидесяти на вид из Нелидова, который утверждал, что в войну было ему три года, и все так и было. Он хорошо помнит! Он же утверждал, что в этом городе бывший секретарь выпускает религиозное издание, которое по объему превышает районную газету. И пишется там исключительно о Сталине.
Храмы при Сталине подчинялись непосредственно коммунистической партии. Совет по делам религии регламентировал проповеди, призывающие, в основном, приходить на выборы или не холить в лес в пожароопасное время. В специальных журналах публиковались готовые тексты проповедей, и некоторые священники даже нем утруждали себя заучиванием рекомендуемого текста, шпаря его прямо по бумажке. Кроме того, в сан священников, как правило, не рукополагались те, кто не соглашался в принципе, в дальнейшем сотрудничать с КГБ. Интересно, что после перестройки священники, получившие "красную рекомендацию" по-прежнему оставались на своих местах!
Этого маразма избегают, конечно, русская церковь за рубежом, катакомбная, неофициальная церковь и старцы, которые не признают авторитет партии.
Впрочем, расколы и противостояния - удел вовсе не одного только темного средневековья. Например, местная православная духовная и религиозная журналистика борется за сферы влияния с западной, якобы не учитывающей местную специфику.
И чтобы разобраться во всем этом, нужно иметь крепкую голову и твердую память.
Под конец же не обошлось без курьезов. Девушка из Канаша заявила представительнице "Отрока", что нельзя, по ее мнению, так называть газету, потому что из отрока Варфоломея делают кумира, на что девушке попытались объяснить, что не так, и она сама не вполне понимает, что несет.
Дискуссия вяло завершилась ничем, потому что каждый говорил на собственном языке лишь о понятных ему вещах, потом народ разошелся -приближался обед.
|
|