Ина Бризе возглавляет TestDaF-центр и представительство Германской службы
академических обменов (DAAD) в Н.Новгороде. Ина -
единственный человек в области, имеющий право принимать экзамен TestDаF (Test Deutsch
als Fremdsprache). Его
сдача является одним из условий поступления в немецкий ВУЗ. Ина
изучала русский язык и литературу в Магдебурском
университете и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, который успешно окончила. В настоящее
время преподаёт немецкий, занимается культурной работой, стипендиальными и
студенческими программами по обмену.
-Ина, в немецких университетах и Fachhochschule
признают российский аттестат о высшем образовании?
-По-разному. В Германии существует такое понятие,
как вузовская автономия. Это значит, что немецкие ВУЗы имеют право почти любой
вопрос решить самостоятельно. Например, если подать документы в десять разных
ВУЗов, то, скорее всего, будет десять разных ответов. Многие немецкие
университеты российские дипломы, как правило, не признают, ведь Россия не
является членом ЕС. В определённом смысле это хорошо: в таком случае есть шанс
получить высшее образование в Германии бесплатно, т.к. оно будет
рассматриваться в качестве первого. За второе, как правило, платят все.
-Что нужно
сделать для поступления в немецкий ВУЗ?
-Во-первых, необходимо выбрать специальность. Надо
знать, на пример, как постдипломное образование в ФРГ
будет связано с полученным в России образованием. Во-вторых, следует узнать,
что именно предлагают немецкие ВУЗы. Необходимо ознакомиться с условиями
поступления на сайте конкретного немецкого университета или Fachhochschule,
там же есть раздел «Постдипломное обучение». По
электронной почте следует отправить запрос, например, я такой-то и оттуда-то.
Дальше всё должно пойти своим ходом: ответ из ВУЗа, сбор документов, сдача TestDaF… Среди моих русских знакомых немало тех, кто
успешно справляется с учебной нагрузкой в Германии. Мне кажется, после
российской жёсткой системы обучения им уже ничего не страшно.
-Какое
образование получают нижегородские студенты в Германии?
-Как правило, финансово-экономическое. Причём
выпускники нижегородских ВУЗов выбирают в основном образование постдипломное и прекрасно справляются. Если раньше учащиеся
стремились в Германию, лишь бы из России уехать, а там будь что будет, то
сейчас они более разборчивы и ищут возможностей для карьерного роста.
-Вы учились в
Германии и России. Чем на ваш взгляд отличаются российские студенты от
немецких?
- В России университетская программа во многом
напоминает программу школьную, например, в плане наличия жёсткого расписания. В
Германии студенты составляют своё расписание сами. На первых порах, конечно, им
нелегко, но они быстро взрослеют и становятся организованнее. Российские же
студенты привыкли, что за них всё делают старшие. У меня учились на первом
курсе даже шестнадцатилетние. Это дети! Взрослеть они начинают только к
третьему курсу. Насколько я знаю, в российских школах в качестве эксперимента
вводят двенадцатилетнее обучение. Подобное начинание можно только
приветствовать, поскольку учащиеся станут выше не только по уровню знаний, но и
в плане развития в целом.
-А есть
недостатки у немецких студентов?
-Да, есть. В Германии немало «вечных студентов».
Многие из них где-то подрабатывают, они получают первое высшее образование,
даже когда им уже за тридцать. Это тоже довольно странно и, как мне кажется,
связано как с вопросом финансирования учёбы, так и с далеко не совершенной
системой высшего образования ФРГ.
-Сколько
учащихся приезжают через DAAD в Нижний из Германии?
-Каждый год по-разному. Бывает время, когда
практически не приезжает никто. Иногда приезжают группы из трёх-четырёх
человек, потом опять никого нет. Мне кажется, многие немцы учатся здесь только
ради галочки в документе, чтобы потом сказать: «Я изучал язык в России!» Они не
слишком горят желанием съездить в провинцию, предпочитая жизнь столичную.
Иногда кажется, что они вообще не представляют себе, куда едут. Получается, что
они, будучи совсем неподготовленными, уезжают на несколько месяцев за границу.
-Почему вы
решились взяться за изучение такого сложного языка, как русский?
- Я начала его учить не совсем по своей воле. В ГДР
с мнением учащихся не очень считались. После распада СССР русский язык в
Германии перестал быть востребованным. Пришлось выбирать: продолжать учить или
нет. Я решила продолжить, т.к. с 90-го успела пройти языковую практику в Н.
Новгороде и на Украине. Не бросать же начатое. Я приехала в Н. Новгород,
поступила в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова и окончила филологический факультет.
Однако я считала и считаю сейчас, что совершенствование лингвистических навыков
не является моей главной задачей. Мне более интересен страноведческий аспект:
понять русского человека, знать, что и почему происходит в России.
-Вы можете
сказать, что русского человека изучили?
-На этот вопрос никогда не будет окончательного
ответа.
-Почему вы не
выбрали, например, Москву или Санкт-Петербург?
-Вообще мне предлагали Москву, Н.Новгород и
Краснодар. В Москве жить слишком дорого, в Краснодаре – не слишком
перспективно, а Нижний мне понравился сразу. В 1991 г. он был не таким, как сейчас. Исчезает шарм города. Идут под снос
чудесные старые здания, на их месте появляются новые безликие многоэтажки. Сейчас Нижний утрачивает свою самобытность.
-Неужели вас
не пугали сложности, с которыми вам пришлось столкнуться в России, когда
приехали?
-Нет. С одной стороны, конечно, в общежитии, где
меня поселили, жить было жутко. Везде царил хаос. В завтрашнем дне не был
уверен никто. Но, с другой стороны, было ощущение, что здесь и сейчас творится
история. К тому же, я искала приключений, мне было всего двадцать лет. Сейчас,
конечно, я бы ни на что подобное не решилась. Но я не жалею: жить в России
по-прежнему интересно.
Николай Кочнев
|