Staff only,
или На теплоходе музыка играет…
О своем
трудоустройстве я всегда предпочитала думать заранее. Уже в марте 2006 года я
знала, что летом поеду работать на теплоходе в качестве официантки. Эта работа
казалась мне красивой и изящной, я просто мечтала научиться грамотно
обслуживать туристов.
То, что я получила, действительно останется
незабываемым впечатлением. Только совсем не в том смысле, как я предполагала.
Есть такая московская фирма ‘Orthodox’,
которая организует круизы для иностранных туристов по рекам и озерам России. На
теплоход именно этой фирмы я и попала в качестве официантки. По отзывам уже
бывалых в этом деле товарищей, я должна была заработать не менее двух тысяч
долларов за навигацию только чаевыми. В заработке я, конечно, не разочаровалась.
Но после двух месяцев работы на теплоходе я все-таки уволилась.
О том, сколько часов в день мне придется работать,
отправляясь на теплоход, я не думала. Задумалась только тогда, когда началась
ежедневная работа по 12-14 часов в сутки. Выходных дней не предусматривалось,
что идет вразрез с ТК РФ. Согласно статье 93, части 3, раздела 5,
продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42
часов. А глава 46 части 4 об особенностях регулирования труда работников,
занятых на сезонных работах, гласит: «Работникам предоставляются оплачиваемые
отпуска из расчета два календарных дня за каждый месяц работы».
Ни одного из этих законов на теплоходе не
соблюдалось.
Возможно, я бы не ушла, если бы, скажем, была
вахтером или сидела на рецепции. Но работа официантом без выходных в течение
шестимесячного периода оказалась мне просто не по силам. На теплоходе работают
10 официантов, которые трудятся в две смены. Двухсменная работа подразумевает
обслуживание двух завтраков, двух обедов и двух ужинов. На работу нужно
выходить за час да начала трапезы, чтобы накрыть столы. Первый завтрак, как
правило, начинается в 7 часов, второй в 8. У каждого официанта в среднем по
четыре стола (16-20 человек) в каждой смене. После первого завтрака перерыв –
15 минут, за который официанты должны сделать то, что делается целый час до
первого завтрака. Поскольку время сокращается, то темп прямо пропорционально
возрастает. Одни ставят рекорд, расставляя в считанные минуты чашки и тарелки,
раскладывая приборы и салфетки. Другие порхают со стола к столу, разнося еду:
сок в стаканах, масло, джем, булки, молоко, чай, кофе, хлеб, сыр, колбасу.
Типичная картина: официант с тележкой, обгоняя официанта с тарелками, долетает
до стола, но только он начинает расставлять сок, как в салоне появляется объект
под названием «турист» и приземляется за неготовым столом. Какова же реакция
официанта? На первой неделе такой работы он, скорее всего,
сконфуженно-извинительно и как-то даже стыдливо улыбнется. На второй неделе
просто разведет руками и сочувствующе пожмет плечами. На третьей, вероятнее
всего, он удивится появлению гостя, который почему-то не понимает, что до
второго завтрака еще целых пять минут. По истечении месяца официант вообще вряд
ли как-то прореагирует. Иммунитет, наверное.
Среди обязанностей официантов – подать каждому
туристу заказанное им блюдо. Ошибка ведет к сумятице на кухне и недостаче блюд
для других туристов. Кстати, запарки особенно часто случаются во время обедов:
унести на галерку сразу восемь супов и не ошибиться в их раздаче – просто
высший пилотаж.
Стоянка официантов в очереди во время обедов
особенно актуальна, ведь вопрос, когда приедет второе, становится философским.
Но у официанта нет времени на философские раздумья: ему еще нужно успеть
выполнить все дополнительные пожелания гостей. Поставить, к примеру, сливки к
кофе, растительное масло к салату, принести фруктовый чай или исключительно
вегетарианский суп.
После второго обеда официантов, разумеется, ждут
неубранные и ненакрытые столы. А грязные столешники,
дежурство по обслуживанию ресторанного персонала и по уборке сервировочной лишь
продлевают пребывание официантов на работе.
Пожалеть о том, что ушла из столь доходного места,
мне не дают воспоминания. Чувство тошноты в перерывах между завтраками и
беспомощность в пять утра при подъеме на работу еще долго не дадут себя забыть.
Ирина Бушуева
|