Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Мнение  |  Staff only, или На теплоходе музыка играет…

Staff only, или На теплоходе музыка играет…

О своем трудоустройстве я всегда предпочитала думать заранее. Уже в марте 2006 года я знала, что летом поеду работать на теплоходе в качестве официантки. Эта работа казалась мне красивой и изящной, я просто мечтала научиться грамотно обслуживать туристов.

То, что я получила, действительно останется незабываемым впечатлением. Только совсем не в том смысле, как я предполагала.

Есть такая московская фирма ‘Orthodox’, которая организует круизы для иностранных туристов по рекам и озерам России. На теплоход именно этой фирмы я и попала в качестве официантки. По отзывам уже бывалых в этом деле товарищей, я должна была заработать не менее двух тысяч долларов за навигацию только чаевыми. В заработке я, конечно, не разочаровалась. Но после двух месяцев работы на теплоходе я все-таки уволилась.

О том, сколько часов в день мне придется работать, отправляясь на теплоход, я не думала. Задумалась только тогда, когда началась ежедневная работа по 12-14 часов в сутки. Выходных дней не предусматривалось, что идет вразрез с ТК РФ. Согласно статье 93, части 3, раздела 5, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. А глава 46 части 4 об особенностях регулирования труда работников, занятых на сезонных работах, гласит: «Работникам предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два календарных дня за каждый месяц работы».

Ни одного из этих законов на теплоходе не соблюдалось.

Возможно, я бы не ушла, если бы, скажем, была вахтером или сидела на рецепции. Но работа официантом без выходных в течение шестимесячного периода оказалась мне просто не по силам. На теплоходе работают 10 официантов, которые трудятся в две смены. Двухсменная работа подразумевает обслуживание двух завтраков, двух обедов и двух ужинов. На работу нужно выходить за час да начала трапезы, чтобы накрыть столы. Первый завтрак, как правило, начинается в 7 часов, второй в 8. У каждого официанта в среднем по четыре стола (16-20 человек) в каждой смене. После первого завтрака перерыв – 15 минут, за который официанты должны сделать то, что делается целый час до первого завтрака. Поскольку время сокращается, то темп прямо пропорционально возрастает. Одни ставят рекорд, расставляя в считанные минуты чашки и тарелки, раскладывая приборы и салфетки. Другие порхают со стола к столу, разнося еду: сок в стаканах, масло, джем, булки, молоко, чай, кофе, хлеб, сыр, колбасу. Типичная картина: официант с тележкой, обгоняя официанта с тарелками, долетает до стола, но только он начинает расставлять сок, как в салоне появляется объект под названием «турист» и приземляется за неготовым столом. Какова же реакция официанта? На первой неделе такой работы он, скорее всего, сконфуженно-извинительно и как-то даже стыдливо улыбнется. На второй неделе просто разведет руками и сочувствующе пожмет плечами. На третьей, вероятнее всего, он удивится появлению гостя, который почему-то не понимает, что до второго завтрака еще целых пять минут. По истечении месяца официант вообще вряд ли как-то прореагирует. Иммунитет, наверное.

Среди обязанностей официантов – подать каждому туристу заказанное им блюдо. Ошибка ведет к сумятице на кухне и недостаче блюд для других туристов. Кстати, запарки особенно часто случаются во время обедов: унести на галерку сразу восемь супов и не ошибиться в их раздаче – просто высший пилотаж.

Стоянка официантов в очереди во время обедов особенно актуальна, ведь вопрос, когда приедет второе, становится философским. Но у официанта нет времени на философские раздумья: ему еще нужно успеть выполнить все дополнительные пожелания гостей. Поставить, к примеру, сливки к кофе, растительное масло к салату, принести фруктовый чай или исключительно вегетарианский суп.

После второго обеда официантов, разумеется, ждут неубранные и ненакрытые столы. А грязные столешники, дежурство по обслуживанию ресторанного персонала и по уборке сервировочной лишь продлевают пребывание официантов на работе.

Пожалеть о том, что ушла из столь доходного места, мне не дают воспоминания. Чувство тошноты в перерывах между завтраками и беспомощность в пять утра при подъеме на работу еще долго не дадут себя забыть.

Ирина Бушуева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"