Синий лён
Фольклорные ансамбли Нижнего Новгорода можно
перечислить по пальцам одной руки. И среди них коллектив НГЛУ «Синий лён»,
который был создан осенью 2004 года по инициативе преподавателя кафедры
культурологи Елены Владимировны
Тихомировой.
-Почему ваш
фольклорный коллектив называется «Синий лён»?
Во-первых, лён – это традиционный материал для
изготовления одежды крестьян Нижегородской области. Раньше здесь выращивали
лён, и, когда он цвёл, все поля были сказочно – голубого цвета. С другой
стороны, название связано с датой образования коллектива. Наш фольклорный
ансамбль был создан накануне праздника Мокоши,
которая является покровительницей женского рукоделия.
-Как возникла
идея создать фольклорный коллектив в нашем университете?
Я преподаю дисциплину по выбору «Старинные русские
обряды, игры и хороводы». Название длинное, но по большому счёту, это и есть
фольклор. Опыт общения со студентами показал, что ребят интересует фольклор. Но
в то же время у многих из них неправильное представление о нём. Следует
различать фольклор и псевдофольклор. Наш коллектив
занимается изучением фольклора. В области особенно много ансамблей, которые
называют себя фольклорными, а на самом деле являются эстрадными.
- Чем
отличается фольклор от псевдофольклора?
Мы занимаемся изучением и исполнением старинных
песен. При этом учим мы их с архивных записей пения бабушек в деревнях. Мы не
изменяем ни тексты, ни мелодию. Фольклорная песня самодостаточна
и исполняется без музыкального сопровождения.
Псевдофольклорные коллективы на материале фольклора создают своё авторское творчество. К
качественным псевдофольклорным коллективам относится
танцевальный ансамбль Моисеева и музыкальный коллектив «Иван Купала». Напомню,
что русская мужская пляска основана на кулачных боях стенка на стенку. Начинает
играть гармонь, женщины поют частушки, начинается бой. Гармонь прекращает
играть, бой заканчивается. Там существовали свои правила, по которым биться
можно было только на кулаках. Фольклор – это не искусство, это бытовая
культура. Он никогда не был рассчитан на сцену, не было деления на исполнителей
и зрителей. В народных праздниках и обрядах участвовали все.
-В вашем
объявлении написано, что все желающие могут записаться в ансамбль «Синий лён»,
независимо от наличия слуха и голоса. Но ведь ваши репетиции слышны на соседних
этажах сверху и снизу?
Для нас действительно не имеет значения музыкальное
образование студента. В нашем коллективе мы и занимаемся раскрытием голоса. Да,
голос можно раскрыть у каждого человека. Существует много различных техник,
среди которых и крик. Ведь фольклор – это бытовая культура. Фольклорные песни –
это разговоры двух соседок, которые перекрикиваются через улицу или во время
работ в поле. Сотовых телефонов нет, и если не сила голоса, тебя никогда не
услышат. Мы просто кричим, выезжаем и на природу для этих целей. Фольклорные
игры, кстати, тоже основаны на крике.
-Вы изучаете
фольклор определенной местности?
Наш коллектив изучает фольклор Нижегородской
области. Это связано с тем, что я работаю в Нижегородском доме фольклора, и у
меня есть доступ к песенным архивам. Дом фольклора занимается
научно-методической деятельностью. Мы ездим в экспедиции по деревням, собираем
фольклорный материал у бабушек. Далеко не все места нашей области изучены
фольклористами.
-Но ведь
деревня сейчас вымирает. То есть скоро вам нечего будет собирать?
Да, к сожалению, действительно деревня вымирает и
спивается. Но показателен случай из моей практики. Мужчина никогда не играл на
гармошке и большую часть своей жизни прожил в городе. А в 65 лет вспомнил, как
когда-то в детстве ему дедушка играл. И наш герой сам научился играть, и мы
записали от него 18 деревенских наигрышей, которые он сыграл по памяти из
детства.
Ещё в 1878 году Римский – Корсаков в предисловии к
своему «Сборнику русских народных песен» сказал, что собирать уже нечего.
Однако и по сей день все, кто отправляются на поиски фольклорного материала,
находят.
-С «Синим
льном» вы ездите в экспедиции?
Да, конечно. Мы уже совершили 4 или 5. В первую
очередь, мы ездим в деревни к бабушкам ребят, и эти места не зафиксированы в
областном архиве.
Вообще мы стараемся фольклор осваивать комплексно.
Фольклористы утверждают, что иначе просто не сохранить эту культуру. Пение –
это только один из способов изучения. Мы сами шьём себе костюмы по образцам
музейных экспонатов. Справляем обряды, печём. Собираемся прясть, даже нашли уже
прядильный станок для этого.
- Можно ли
сказать, что сегодня существует живой интерес к фольклору? Если да, то почему
мы его не замечаем в повседневной жизни?
В начале ноября «Синий лён» ездил в Москву на
фольклорный фестиваль. Организовал его Российский фольклорный союз, который
объединяет фольклорные ансамбли всей России. Сейчас их насчитывается более 150,
и это только зарегистрированных. То есть незарегистрированных в несколько раз
больше. По России сильное фольклорное движение существует в Москве, Петербурге,
Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Вологде.
В Нижнем Новгороде же интерес к фольклору
существует, но пока незначительный. Сейчас в городе только 4-5 истинно
фольклорных коллективов. В «Синим льне» занимается 8 человек, среди которых 2
девушки из других вузов. И мы, конечно, будем рады, если наш коллектив
пополнится желающими изучать фольклор.
Алина Козлова
|